Разработка урока
«Необычный урок в Музее»
Особый народ – казаки.
«Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории Казачества и их историческим традициям.
Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с историей казачества в связи с изучением романа М. Шолохова «Тихий Дон»
Дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Необычно уже то, что мы проводим его в Краевведческом музее, в котором гостеприимные хозяева показали нам экспозицию по истории казачества.Замысел этого урока возник неслучайно. Ведь мы приступили с вами к знакомству с величайшим романом М.Шолохова «Тихий Дон», который знакомит нас с особым народом – казаками.
/ Просмотр фрагментов х/ф «Тихий Дон»
В этом небольшом фрагменте мы увидели роскошные картины донской природы, которые вдохновили М. Шолохова на создание романа-эпопеи ,наблюдали картины мирной жизни казаков.
Одним из основных занятий для казака была служба.
Именно о службе мысли Григория Мелехова после ухода из дома: «Шли в полусне думы гладко и ровно, как баркас по течению и вдруг натыкались на что-то, будто на мель; муторно становилось, не по себе; ворочался, бился в догадках…А утром проснулся и вспомнил: Служба! Куда же мы пойдём с Аксюткой? Весной - в лагерь, а осенью на службу…
Помимо службы другим понятием, определяющим жизнь казака, была ЗЕМЛЯ.
Казак не может не пойти на службу и не может оставить свою землю, об этом говорит Григорий Аксинье в эпизоде, когда она уговаривает его убежать из хутора на шахту:
«Ну куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. От земли никуда не тронусь».
Всем своим романом М.Шолохов убеждает нас: надо хранить добрые традиции, изучать их, соединяя с новой цивилизацией
. Ведь нет ничего вреднее вражды, «белых с красными», донцов с хоперцами, русских – с другими народами. И как Хопер вливается в Дон, так и люди разных краев, различных убеждений должны находить общий язык – эти слова профессора В.С.Вахрушева из статьи «Хоперская тема в «Тихом Доне»» определяют тему нашего урока, который мы посвящаем богатейшей истории кзачества, и их историческим традициям.
Мы узнаем об истории казачества, как военного сословия в России.
Познакомимся с казачьими символами, чинами и званиями.
С вековыми традициями и заповедями
Послушаем историю возрождения казачества на нашей хоперской земле.
И тогда образы героев «Тихого Дона» станут нам ближе и понятнее. Ведь впервые в мировой литературе героем этого романа становится не титан, не царь или полководец, а простой труженик, казак. Мы лучше поймем, что в образе Григория Мелехова воплотилась судьба не только донского казачества, но в значительной мере судьба всего человечества 20 столетия.
Трагедия «Тихого Дона» - это общая наша трагедия, потому, что мы, как никогда раньше, теряем связь с природой, с землей, с нашей культурой, традициями предков.
Для того, чтобы этого не случилось, мы и проводим наш сегодняшний урок.
Представление гостей :
1. Шалатов Виктор Иванович – казачий генерал-майор.
2. Фильчашкин Сергей Иванович – казачий полковник
3. Неверов Вячеслав Дмитриевич – есаул, атаман станицы Пинеровской.
4. Смотров Владимир Васильевич – войсковой старшина
5.Артисты ансамбля «Хопёрская вольница»
…
Представление исследовательской группы учащихся литературоведов и историков:
Музальков Максим.
Минов Василий
Геращенко Александр
Матвеев Пётр
Самодурова Кристина
Ветрова Екатерина
Боганцева Виктория
Кузина Олеся
Белоусова Ирина
Лощакова Жанна
..(Звучит гимн Донского казачества)
1.Обратимся к истории казачества на основе нашего читательского опыта. Ещё в 7-м классе
Мы знакомились с замечательной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где наблюдали
Нравы и обычаи Запорожских казаков и воплощение в повести мечты писателя о справедливом вольном обществе: Так вот она , Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!»
/Цитата из повести «Тарас Бульба» /
« Вся Сечь представляла необыкновенное явление… Приходила на Сечь гибель народа
И хоть бы кто-нибудь спросил их откуда они, как будто бы возвращались в свой дом, из которого за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» - «Верую!» - отвечал приходящий. – «И в троицу святую веруешь?» - «Верую» - И в церковь ходишь?» -«Хожу!» - «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо, - отвечал кошевой,
Ступай же, в который сам знаешь курень.» Этим оканчивалась вся церемония.
Гоголь не идеализирует Сечь, показывает её стихийность, своевольство, необузданность. Но всё исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают всё и берут оружие: «И всё что ни было,
Садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах,
Дюжую наружность» - писал Н.В. Гоголь.
2. Ещё об одном знаменитом казачьем атамане, генерале от кавалерии, графе Матвее
Ивановиче Платове упоминает Грибоедов в знаменитой комедии «Горе от ума», называя его «героем Очакова и покоренья Крыма». Легендарный атаман Платов является и героем
Оригинального рассказа Лескова «Левша».
В Энциклопедическом словаре мы узнаём о нём, как о соратнике Суворова и Кутузова, герое Отечественной войны 1812 года. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
От своих чистых сердец совьём Платову венец». Так пели на Дону после 1812 года простые казаки о своём атамане.
3. Жизнь казачества издревле была окружена ореолом слухов, легенд и домыслов.
Всем известно, что давно распространён взгляд на казаков как на несгибаемых борцов за «Веру, Царя и Отечество».Не менее популярно и мнение об извечном бунтарстве и своеволии казаков. Есть мнение, что именно казаки поддерживали всех самозванцев на российский трон во времена Смутного времени. Часто именно казаки, не терпевшие притеснения царского самодержавия, были организаторами и участниками народных восстаний.
Так ещё А.С.Пушкин в «Истории Пугачёва» писал: «Наконец, в 1771 г., мятеж яицких казаков обнаружился во всей своей силе… строгие и необходимые меры восстанавливали лишь внешний порядок, но спокойствие было ненадёжно. «Толи ещё будет!»- говорили мятежники – так ли мы ещё тряхнём Москвою».
Потом известные события под предводительством Пугачева получили отражение в «Капитанской дочке».
В 18 – м столетии «золотой век» русского казачества миновал.
Постепенно клонились к закату времена буйной вольницы, привилегированных казачьих автономий, бывшем своего рода « государством в государстве». Но тогда казачьи сообщества ещё вольготно чувствовали себя на окраинах России, оплачивая свою «волю» кровавыми схватками с окружающими кочевниками.
Созданная при Петре регулярная армия, обесценила казачество как военную силу.
5. Как известно, Донское войсковое правительство не признало в октябре 17-го года победы большевиков, но подавляющее большинство казачества, уставшее от войны, держало нейтралитет. В начале 1918 –года Донское правительство пало. Небольшие группы казаков отступили в степи, потом были объединеныгенералом Поповым, более 500 донских казаков было в составе Добровольческой армии генерала Корнилова, затем Врангеля.
По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков. Судьба забросила казаков и в Америку, Австралию, Африку, и во многие европейские государства.
6.Одним из таких эмигрантов, большую часть своей жизни проживший во Франции, был талантливый поэт, сумевший с поразительной силой выразить тоску изгнания и трагедию казачества, почти уничтоженного после 17-го года. Он вернулся на Родину через 20 лет после смерти. Но вернулся своими стихами.
Послушайте строчки из его стих., посвящённые Родине.
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
Лучшие тебе я отдал годы,
Всё тебе доверил, не тая,-
Франция, страна моей свободы,
Мачеха весёлая моя.
Пора, мой старый друг, пора,
Мы зажились с тобою оба,
И пожилые юнкера
Стоят навытяжку у гроба.
Но в разлуке с тобой не прощаюсь,
Мой далёкий отеческий дом,
Перед Господом не постесняюсь
Называться Донским казаком!
/Предлагается номер Х/С Казачья песня…………………………………………
7.Слово СМОТРОВУ Владимиру Васильевичу.
Мы обращаемся к Вам как к эксперту, знатоку казачьей истории. Всё ли ребята говорили правильно? И конечно, же хотим услышать ещё интересные, волнующие моменты истории казачества.
Казак, говоря о себе, всегда подчёркивал триаду: Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретёшь Царствие небесное и Славу в потомках!
Расшифровать эти принципы казачьего мировоззрения мы попросим ШАЛАТОВА Виктора Ивановича.
ВОПРОСЫ:
- Права и обязанности казака.
-Что такое Казачий круг? И порядок его проведения.
-Принятие в казачество и «взятие под шинель»
Кроме того, Виктор Иванович сейчас является депутатом районного Совета, и может рассказать нам о функциях и роли казаков в нашем районе.
8.Рассказ о казачьих СИМВОЛАХ
9.Рассказ о ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ
Заключительное слово учителя:
Т.О., казачество представляло собой обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, свободолюбием, трудолюбием, почитанием старших. Казачество – самобытный народ, имеющий большую и интересную историю, культуру, язык.
И в наши дни возрождённое казачество играет важную роль в обществе.