Неопределенные местоимения
Русский язык
6 класс
учитель русского языка
Селиванкина Елена Анатольевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Обучающие:
ознакомить обучающихся с новым разрядом местоимений, дать понятие неопределённости, выявить грамматическое значение, образование, морфологические признаки и синтаксическую роль неопределённых местоимений; совершенствовать орфографические навыки обучающихся;
Воспитательные:
создать на уроке атмосферу добра, способствовать формированию уважительного отношения друг к другу, взаимопонимания, открытости каждого ребёнка.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); способствовать формированию информационных и коммуникативных компетенций.
Оборудование урока: экран, мультимедийный проектор; опорный конспект по теме: «Местоимение», презентация, классная доска.
Десятое марта. Классная работа.
Оргмомент - Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать тему «Местоимения» и познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, но с каким, надеюсь, что вы сами в ходе урока сможете его назвать. Сейчас откройте тетради и запишите дату, классная работа, а тему нашего урока мы запишем попозже.
Фронтальный опрос
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о местоимении?
- Какие разряды местоимений вам уже известны?
- Запишем предложение
Чем кумушек считать трудиться,
В.п.
Не лучше ль на себя , кума , оборотиться?
Повторение
Задание №1Просклоняйте личные местоимения множественного числа: мы вы они
Повторение
Задание №2 Исправь ошибки.
Взял у ней, работал с ими, ихние книги, сел напротив его, тоскую по вам, грустить по нам
Проверяем
Взял у неё, работал с ними, их книги , сел напротив него, тоскую по вам(с), грустить по нас
Самоопределение к деятельности
Прочитайте стихотворение Юрия Иосифовича Коваля «На яхте».
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Новая тема
- О чем это стихотворение? (о путешествии, о верности, о дружбе).
- Давайте запишем словосочетания в тетради.
- Кто-то поплыл
- Кто-то думал
- Кто-нибудь встретит
- Какие-то чайки
- Какие-то люди
- Какой-то дельфин.
-Какое значение имеют выделенные слова?
( Неопределённое)
Работа с толковым словарем
Формулировка и запись темы урока
Новая тема
Прочитайте вопросы
- Кто шел?
- По какой дороге?
- Что нашел?
- Которую часть отдал?
- Что бросил?
- Что у него осталось?
Назовите местоимения, разряд.
П. 80 с. 76-77
Некто
Какой-то
Нечто
Некоторую
Кое-что
Работа по учебнику с. 76-78
- Как образуются неопределенные местоимения?
- Как изменяются неопределенные местоимения ?
- В чем особенность произношения и правописания неопределенные местоимения с приставкой не-?
… на предметы
Некто Нечто Кто-то
...на признаки
Кое-какой Некоторый Какой-либо
… на количество
Несколько Сколько-нибудь
раздельно
вместе
Некто Нечто Некоторый несколько
Не пишется слитно
Кое с кем Кое для кого Кое о чем Кое по кому
Через дефис
местоимения с предлогом пишутся в три слова
Кто-то Чей-либо Где-нибудь Кое-какой
Приставка кое- и суффиксы –то, –либо, -нибудь пишутся через дефис
Лицо
Предмет
Количество
Признаки
Неопределенные местоимения
- Ребята, а где еще нам встречаются неопределенные местоимения?
- ПОДСКАЗКА
Закрепление материала
- Упр.458 у доски
- Упр. 459 самостоятельно.
- Упр. 460 самостоятельно(разборы у доски).
- Щеголяет – работа с толковым словарем.
Итог урока
- кто? – кто-то что? – что-нибудь
- чей? – чей-либо где? – кое-где
- сколько? – несколько
Орфограмма
«Слитное написание не в неопределенных местоимениях»:
Н ек то (неопр. мест.).
- Как образуются неопределенные местоимения?
- Как изменяются неопределенные местоимения ?
- В чем особенность произношения и правописания неопределенные местоимения с приставкой не-?
- Какой орфограммы здесь не хватает?
Домашнее задание
Выпишите неопределённые местоимения.
Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто, кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,– вертится у него в голове. Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.
Просклоняйте местоимения некоторый, что-нибудь.
http://mirror.vsibiri.info/interneturok.ru/ru/school/russian/6-klass/bmestoimenieb/neopredelennye-mestoimeniya.htm
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!