Урок РЯ в 5-ом классе.
Тема: Неопределённая форма глагола.
Ход урока:
1.Приветствие, орг. момент.
- Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать и друг другу помогать.
- Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? (Интересный, познавательный, результативный)
- Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
- Какими должны быть на уроке ученики? (активные, думающие, внимательные)
2.Актуализация опорных знаний.
Зарубить на носу
Клевать носом
Бить баклуши
Пропустить мимо ушей
- Как называются данные высказывания?
- Чего нельзя делать на уроке?
- Какой фразеологизм подходит к уроку?
- Настройте себя на рабочий лад!
- Сегодня для вас я приготовила стихотворение. Послушайте.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Какая часть речи может о себе так говорить?
- Почему я приготовила это стихотворение?
- Совершенно верно, мы с вами изучаем тему - Глагол.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем по данной теме?
ЗАПИСЫВАЕМ ЧИСЛО, КЛАССНАЯ РАБОТА. (Каую орф-му видим в названии сегодн. Числа?)
С этой орф-мой вы работали и дома, давайте проверим д.з.
3. Проверка дом. задания
Увлечение, БЕСЕДА, сотрясение, удивление, РЕМЕНЬ, удаление, ГРАМОТА.
Слова, с кот. Вы работали явл-ся словами какой ЧР?
-И сущ. И глагол изуч-ся в каком разделе науки о языке?
Назовите глаголы, от которых образованы существительные с орф. ПРОВЕРЯЕМАЯ БЕЗУД. ГЛАСНАЯ в корне ? Назовите эти глаголы, добавив к ним постфикс - СЯ.
Увлекаться, сотрясаться, удивляться, удаляться.
Что получилось, записываем на доске и в тетрадях.
А теперь попробуйте определить лицо, время, род и число записанных глаголов.
Не можем.
А почему?
А потому что это НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ форма глагола!
Но ведь этот термин вам уже знаком и из курса начал. Школы, и на протяжении нашей совместной деят-сти мы уже не раз его использовали. Подумайте, тогда какова цель нашего сегодняшнего урока?
(Расширить свои представления о н.ф., узнать что-то новое).
Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитаем написанные на доске слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решиТЬ, привезТИ, береЧЬ.
- Найдите в них общее ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
(1 у доски, остальные на листочках)
-Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Глаголы, у которых нельзя определить время и число, род и лицо..
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется ни одна грамматическая категория? (Дети дают свои ответы.)
- Это форма глагола, которая не обозначает действие, а только НАЗЫВАЕТ его.
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Какие имеет окончания?
Проверим правильность своей формулировки по учебнику. Читаем правило на стр. 103.
Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – встаёте.
Гудеть, пишет, бежать, читает, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, желаю, иметь, пляшет.
Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный».
На доске слова, среди которых есть разные части речи – выпишите глаголы н.ф .
ХОДИТЬ, ходит, КОСИТЬ, кровать, НЕСТИ, носят, НОСИТЬ, скатерть, СТРИЧЬ, ПЛЕСТИ, кости, ногти, ВЕЗТИ, грусть, СТЕРЕЧЬ.
- Выделите окончания глаголов.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
-Имеют окончания: - ти, - ть и оканчиваются на - чь
Такие глаголы имеют 3 названия
Начальная форма Неопределённая форма глагола Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
Закрепление изученного
2. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)
Дать слово- обещать
Пускать пыль в глаза- обманывать
Витать в облаках - мечтать
Вставлять палки в колёса - мешать
Держать язык за зубами - молчать
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Итог урока
- Урок заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе в н.ф?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы?
- Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?
РЕФЛЕКСИЯ
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
Выставление оценок.
- В конце урока я для вас приготовила шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречают,
Вся же в дневнике я и в журнале.
- Какое получилось слово? Это значит. Что пришло время выставить отметки за урок.
Д/з п.109. Упр.622,623.
Вам даны словосочетания глаголов с существительными. Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите.
дать ответ сделать покупку покрыть краской одержать победу надеть пальто мыть лицо говорить неправду резать пилой лить слёзы оказывать помощь глотать воду давать корм сделать подарок снять пальто сделать проверку выходить навстречу | дать ответ сделать покупку покрыть краской одержать победу надеть пальто мыть лицо говорить неправду резать пилой лить слёзы оказывать помощь глотать воду давать корм сделать подарок снять пальто сделать проверку выходить навстречу |
Ответы: ответить, покрасить, одеться, лгать, плакать, пить, подарить, проверить, купить, победить, умываться, пилить, помогать, кормить, раздеться, встречать.