Просмотр содержимого документа
«Нервно-гуморальная регуляция»
«НЕРВНО-ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ»
Цели урока: развить понятие о взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции, умения применять на практике полученные знания
Оборудование: таблицы
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Экспресс-опрос:
Регуляция функций в организме осуществляется…
Гуморальная регуляция функций организма заключается в…
Слюнные железы относятся к железам…
Для желез внутренней секреции характерно…
Какой гормон продуцирует поджелудочная железа?
Свойство, не присущее гормонам…
Железа, выделяющая соматотропный гормон (гормон роста)?
Какой гормон продуцируют надпочечники?
III. Изучение нового материала
Заполнение таблицы (полученные ранее знания, учебник)
Характеристика нервной и гуморальной регуляции
Способ регуляции | Нервная регуляция | Гуморальная регуляция |
Характерные особенности |
1. Механизм регуляции | Осуществляется с помощью нервной системы | Осуществляется с помощью химических веществ, поступающих в кровь |
2. Быстрота реакции | Нервные импульсы распространяются с большой скоростью (до 120 м/с – по некоторым нервам) | Химические вещества передвигаются медленно, частично по пути разрушаются или выводятся |
3. Направленность процесса | Четкая локализация нервных влияний (управление осуществляется избирательно, через определенные нервные волокна) | Действие химического вещества не локализовано, не ограничено определенным местом |
4. Эволюционный возраст | Эволюционно более молодой | Эволюционно более древний механизм |
5. Экономичность процесса | Более экономична, требует минимальных затрат энергии, т.к. мгновенно включается и быстро выключается, если необходимость процессов отпадает, ответ кратковременный | Требует относительно много времени для своего осуществления и не может обеспечить быстрой и точной реакции организма на раздражители внешней и внутренней среды; ответ продолжительный |
| Нервно-гуморальная регуляция |
IV. Закрепление изученного материала
1. Заполнение тетради на печатной основе (совместно)
2. Вопросы для обсуждения:
Определите, к каким способам регуляции функций органов относятся следующие физиологические явления:
- адреналин (вырабатывается в надпочечниках) в крови усиливает сердцебиение и суживает кровеносные сосуды
- горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды
- углекислый газ в крови усиливает дыхание
- нашатырный спирт усиливает дыхание
- солнечные лучи в жаркий день усиливают сердцебиение, дыхание и расширяют кровеносные сосуды кожи
- импульсы, передающиеся по одним нервам, расширяют, а по другим – суживают сосуды
Куда поступают гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции?
- чем регулируется моментальная реакция организма?
- выберите правильный ответ: гуморальная регуляция (1 вариант); нервная регуляция (2 вариант)
А) действует быстро, не продолжительно
Б) действует быстро и кратковременно
В) действует медленно, но продолжительно
Г) действует медленно, но кратковременно
Сформулируйте ключевые моменты сегодняшнего урока. Каких знаний нам недостаточно полного понимания вопросов регуляции физиологических процессов в организме?
Домашнее задание: параграф, конспект, вопросы, записи в рабочей тетради