СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нестандартные" дети. Кто они?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Нестандартный" ребёнок. Кто он? Данный материал поможет вам разобраться в данной прпоблеме.

Просмотр содержимого документа
«"Нестандартные" дети. Кто они?»

«Нестандартные дети. Кто они?»

Слово «нестандартный» редко употребляется со словом ребенок, но так или иначе, такое понятие существует. Нестандартный ребенок отличается от других, его характер не вписывается в общепринятые рамки, нарушено поведение. К нестандартным относятся и неполноценные дети, инвалиды, глухие, незрячие, с речевыми нарушениями, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.

Но также, нестандартными можно назвать способных, талантливых и одаренных детей.

Дети с отклонениями в развитии (VII и VIII вида)

В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой роста количества трудностей в обучении школьников. По данным различных источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся уже начальных классов общеобразовательной школы. При этом, для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. Ко второй половине неуспевающих относятся соматически ослабленные учащиеся, учащиеся с социально-педагогической запущенностью и т.д.

Дети с трудностями в обучении имеют характерные психолого – педагогические особенности и отличаются от нормально – развивающихся детей и эти отличия касаются практически всех их психических проявлений: начиная от недоразвития мотивационного и волевого компонентов деятельности и заканчивая недостаточностью уровня сформированности психических процессов, от которых зависит успешное усвоение школьной программы.

Что следует учитывать при работе в таких классах?

Работать с такими детьми и не воспринимать это как обузу, конечно, трудно. Также все делать самостоятельно, без помощи специалистов, тоже очень сложно.

  • Индивидуализация воспитательных приёмов и методов (индивидуальный подход к каждому ребёнку);

  • Создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности;

  • Необходимость оказания ранней коррекционно – педагогической помощи таким детям;

  • Ориентация на зону ближайшего развития;

  • Воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка;

  • Рекомендуется педагогам обратить внимание на самих себя. Часто мы сами становимся причиной неадекватного поведения ребенка или вообще выдумываем несуществующие проблемы. Если все-таки проблема реальна, нужно наладить контакт с ребенком.

  • А лекарство одно – ЛЮБОВЬ. Любовь близких, доброжелательность окружающих, доброе слово, похвала за малейшие достижения. Таким детям не нужны поблажки, они их унижают. Не надо смотреть на ребенка с состраданием, не показывать свою неуверенность и боязливость.

  • Доброжелательное отношение учителей к детям. К сожалению, бывают случаи, когда прямо при детях называют их дураками. А если человеку постоянно говорить, что он дурак, он и вести себя будет соответственно.

Одним из направлений работы школьного психолога является прогноз и профилактика трудностей обучения, а также коррекционно-развивающая работа с неуспевающими школьниками. С целью профилактики трудностей в обучении ежегодно я провожу психолого-диагностическое обследование психического развития таких детей, по результатам которого формируются группы развития, разрабатывается план и проводятся коррекционно – развивающие занятия.

Такие занятия способствуют:

  • Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;

  • Повышению работоспособности;

  • Повышению уровня учебной мотивации;

  • Повышению самооценки;

На занятиях применяются следующие методы работы с учащимися:

  • Психогимнастика;

  • Развивающие занятия, игры;

  • Рисуночные методы;

  • Сеансы релаксации.

Одарённые дети

Самое распространенное: одаренные дети очень умные, послушные, хорошо учатся, с ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так.

Так кто они – эти одарённые дети? Какой бывает одаренность?

1) Интеллектуальная одаренность – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, способность к обучению (усваивать, анализировать информацию). Интеллектуальная одаренность имеет следующие базовые компоненты:

  • объем памяти,

  • скорость восприятия,

  • время удержания информации в памяти.

2) Творческая одаренность. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ребенок. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Дети начинают “идти не в ногу” уже в 5 – 6 лет.

3) Академическая одаренность – самая благополучная в нашем обществе. Хорошее усвоение программы достигается хорошим развитием внимания, памяти, трудолюбием.

4) Художественная одаренность – это, понятно, музыкальные и художественные способности. Считается, что их не бывает при умственной отсталости.

5) Лидерская одаренность – умение общаться, организовать и вести за собой.

6) И, наконец, психомоторная одаренность – основа спортивных достижений.

Как же в нашей школе осуществляется работа с одарёнными детьми?

Такая работа осуществляет в соответствии с программой.

Выявление одарённых детей начинается уже на первой ступени обучения, на основе наблюдения, проведения предметных олимпиад (4 класс), изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Поиск, выявление одарённых и высокоинтеллектуальных детей проводится в три этапа:

1-й этап - анамнестический - на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

2-й этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;

3-й этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.

Индивидуальная оценка возможностей и способностей детей осуществляется с помощью методик диагностики одарённых детей.

  • Диагностика когнитивного развития

  • Мотивация

  • Креативность

  • Диагностика для педагогов и родителей

Организации работы с одарёнными учащимися

Организация работы НОУ

Научно-исследовательская деятельность с одарёнными учащимися осуществляется в рамках работы НОУ и факультативов.

Работа с одарёнными учащимися по электронному учебно – методическому комплексу СИРС

Развивающая работа с одаренными детьми по Системе интенсивного развития способностей (СИРС) проводится педагогом – психологом и учителем – логопедом по следующим направлениям:

  • «Быстрое чтение и память» - обучение навыкам быстрого чтения и развитие памяти для учащихся 1 – 11 классов;

  • «Понятийное мышление» - развитие понятийного мышления – логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширение кругозора, развитие когнитивных навыков: восприятия, внимания, памяти для учащихся 1 – 11 классов;

  • «Дифференциация звуков» - исправление недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия для учащихся начальной школы.

Каждое направление предполагает два основных режима: диагностика и обучение на основе ИКТ.

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.

Современный учитель должен быть и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методиками диагностики личности ребенка.

Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. И мы, педагоги, должны способствовать этому.