«Нестандартные дети. Кто они?»
Слово «нестандартный» редко употребляется со словом ребенок, но так или иначе, такое понятие существует. Нестандартный ребенок отличается от других, его характер не вписывается в общепринятые рамки, нарушено поведение. К нестандартным относятся и неполноценные дети, инвалиды, глухие, незрячие, с речевыми нарушениями, ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью.
Но также, нестандартными можно назвать способных, талантливых и одаренных детей.
Дети с отклонениями в развитии (VII и VIII вида)
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой роста количества трудностей в обучении школьников. По данным различных источников сегодня затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40 % учащихся уже начальных классов общеобразовательной школы. При этом, для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития. Ко второй половине неуспевающих относятся соматически ослабленные учащиеся, учащиеся с социально-педагогической запущенностью и т.д.
Дети с трудностями в обучении имеют характерные психолого – педагогические особенности и отличаются от нормально – развивающихся детей и эти отличия касаются практически всех их психических проявлений: начиная от недоразвития мотивационного и волевого компонентов деятельности и заканчивая недостаточностью уровня сформированности психических процессов, от которых зависит успешное усвоение школьной программы.
Что следует учитывать при работе в таких классах?
Работать с такими детьми и не воспринимать это как обузу, конечно, трудно. Также все делать самостоятельно, без помощи специалистов, тоже очень сложно.
Индивидуализация воспитательных приёмов и методов (индивидуальный подход к каждому ребёнку);
Создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности;
Необходимость оказания ранней коррекционно – педагогической помощи таким детям;
Ориентация на зону ближайшего развития;
Воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка;
Рекомендуется педагогам обратить внимание на самих себя. Часто мы сами становимся причиной неадекватного поведения ребенка или вообще выдумываем несуществующие проблемы. Если все-таки проблема реальна, нужно наладить контакт с ребенком.
А лекарство одно – ЛЮБОВЬ. Любовь близких, доброжелательность окружающих, доброе слово, похвала за малейшие достижения. Таким детям не нужны поблажки, они их унижают. Не надо смотреть на ребенка с состраданием, не показывать свою неуверенность и боязливость.
Доброжелательное отношение учителей к детям. К сожалению, бывают случаи, когда прямо при детях называют их дураками. А если человеку постоянно говорить, что он дурак, он и вести себя будет соответственно.
Одним из направлений работы школьного психолога является прогноз и профилактика трудностей обучения, а также коррекционно-развивающая работа с неуспевающими школьниками. С целью профилактики трудностей в обучении ежегодно я провожу психолого-диагностическое обследование психического развития таких детей, по результатам которого формируются группы развития, разрабатывается план и проводятся коррекционно – развивающие занятия.
Такие занятия способствуют:
Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;
На занятиях применяются следующие методы работы с учащимися:
Одарённые дети
Самое распространенное: одаренные дети очень умные, послушные, хорошо учатся, с ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так.
Так кто они – эти одарённые дети? Какой бывает одаренность?
1) Интеллектуальная одаренность – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, способность к обучению (усваивать, анализировать информацию). Интеллектуальная одаренность имеет следующие базовые компоненты:
2) Творческая одаренность. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ребенок. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Дети начинают “идти не в ногу” уже в 5 – 6 лет.
3) Академическая одаренность – самая благополучная в нашем обществе. Хорошее усвоение программы достигается хорошим развитием внимания, памяти, трудолюбием.
4) Художественная одаренность – это, понятно, музыкальные и художественные способности. Считается, что их не бывает при умственной отсталости.
5) Лидерская одаренность – умение общаться, организовать и вести за собой.
6) И, наконец, психомоторная одаренность – основа спортивных достижений.
Как же в нашей школе осуществляется работа с одарёнными детьми?
Такая работа осуществляет в соответствии с программой.
Выявление одарённых детей начинается уже на первой ступени обучения, на основе наблюдения, проведения предметных олимпиад (4 класс), изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Поиск, выявление одарённых и высокоинтеллектуальных детей проводится в три этапа:
1-й этап - анамнестический - на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;
2-й этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка;
3-й этап - этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка.
Индивидуальная оценка возможностей и способностей детей осуществляется с помощью методик диагностики одарённых детей.
Организации работы с одарёнными учащимися
Организация работы НОУ
Научно-исследовательская деятельность с одарёнными учащимися осуществляется в рамках работы НОУ и факультативов.
Работа с одарёнными учащимися по электронному учебно – методическому комплексу СИРС
Развивающая работа с одаренными детьми по Системе интенсивного развития способностей (СИРС) проводится педагогом – психологом и учителем – логопедом по следующим направлениям:
«Быстрое чтение и память» - обучение навыкам быстрого чтения и развитие памяти для учащихся 1 – 11 классов;
«Понятийное мышление» - развитие понятийного мышления – логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширение кругозора, развитие когнитивных навыков: восприятия, внимания, памяти для учащихся 1 – 11 классов;
«Дифференциация звуков» - исправление недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия для учащихся начальной школы.
Каждое направление предполагает два основных режима: диагностика и обучение на основе ИКТ.
Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.
Современный учитель должен быть и психологом, и воспитателем, и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Специалисту такого рода нужно владеть суммой разнообразных знаний: высоким уровнем профессиональной подготовки, знаниями в области общей, возрастной психологии, методиками диагностики личности ребенка.
Одаренные дети нуждаются в психолого-педагогической поддержке, в развитии своих способностей. И мы, педагоги, должны способствовать этому.