СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нет друга-ищи, а нашел-береги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по нравственному воспитанию. Цель конспекта-сформировать духовно - нравственные качества школьника.

Просмотр содержимого документа
«"Нет друга-ищи, а нашел-береги"»

"Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг

Коммуникативные задачи:

- формулировать собственное мнение, позицию

- уметь общаться, слушать и слышать друг друга

- формулировать собственное мнение и аргументировать свою позицию

- уметь работать в сотрудничестве, предлагать помощь

Материал и оборудование:

Для каждого из детей:

- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш

- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь лепестков)

- Диплом лучшего друга (купить или распечатать)

Для каждой группы:

- Конверт с пословицами в виде PUZZLE

- Листы А3 с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для педагога:

- Проектор

- Конспект

- Викторина

- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

- Видео физ. минутка музыкальная

- Видео отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

- Мяч мягкий для игры

- Смайлики – наклейки для оценки





Предварительная работа:

- чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино» и другие, где встречается упоминание о дружбе, друзьях

- перед проведением занятия разделить группу на две группы и удобно поставить для работы парты и стулья

Эмоциональный настрой. Игра « Микрофон».

Ребята Прежде чем начать наше занятие давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: « Я желаю тебе…». Начну я, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.

-Я желаю тебе…( хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного света, добра, любви, исполнения желаний…).

Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.

- А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

- Что вы увидели?

- Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно)

- Зачем? (решил найти друзей)

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

- Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.

-Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные) слова (ребята называют): дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный,

- А как выдумаете, что такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

- Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы читаем:

«Дружба-это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем, что такое дружба по мнению автора.

Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.

1.Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино.

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски.

2.Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем. Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

3.Разве это дружба, если кто-то

Дроби не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

4.Разве это дружба. Если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы из школы?»

Оба дружно начинают врать.

5.Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

-А как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?

-Сколько может длиться дружба?

-Можно ли обойтись без друзей?

-Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»?

-Действительно, дружба может длиться очень долго и появилась она много – много лет назад. Вспомните, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери пословицу». Каждая группа получает конверт. В конверте по две пословицы в виде «PUZZLE» самодельных. Их необходимо собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

- О чем все эти пословицы? (о дружбе)

- А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)

- Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? ( ответы детей).

- Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица « Дерево сильно корнями , а человек друзьями». И судя по вашим рисункам которые вы подготовили к этому занятию у вас получился целый лес дружбы. И если посмотреть на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашего класса столько друзей. ( Слайд. Демонстрация детских рисунков).

- Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах.

Поиграем в Викторину (по 4 вопроса каждой команде по очереди):

1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)

4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

- А есть ли друзья у вас?

- Почему вы считаете их друзьями?

-Какими качествами должен обладать ваш друг?

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать друг?

Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные учителем карты Аз.

Все полученные работы вывешиваем на доску:

- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)

- На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).

- Почему?

- Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей?

- Давайте попробуем их найти вместе!

Игра с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того, кому передают мяч.

-Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?

- А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).

- А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

Физминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец — (Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)

Когда делать нечего... (Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты — отличник, (Приседаем.)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

- А теперь посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали?

Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

- Как вы думаете, что означает эта пословица?

«Легче друга потерять ,чем найти»

- Что значит ПОТЕРЯТЬ друга?

- Как его можно потерять, это же не вещь!? (ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)

- А к чему это все может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать и пр.)

- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)

- Что это могут быть за правила?

Правила дружбы

  • Всегда делиться игрушкой с другом.

  • Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.

  • Не стараться всегда быть первым.

  • Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.

  • Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

  • Уметь уступать, не спорить по пустякам.

  • Уметь принять помощь, совет и замечание друга.

- Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …)

- Кто герой этого произведения? Девочка Женя

- Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик

- Что за желания она загадывала?1-вернуться домой с баранками, 2.Мамина ваза собралась на место,3.Оказаться на северном полюсе, 4.Вернуться во двор, 5.Чтобы все игрушки в мире были Женины, 6.Чтобы все игрушки вернулись в магазины, 7.Мальчик Витя выздоровел.

- Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)

- Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)

- Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)

- Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

- Какое название мы дадим ему? (Цветок «Дружбы»)

- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?

- Что такое дружба?

- Кого можно назвать другом?

- Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?

- С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Выберите свой смайлик - наклейку

- По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом!