Игровые приемы на уроках спецдисциплин
Одной из главных задач современного образования является повышение эффективности обучения. Из всех способов, позволяющих в той или иной мере решить эту задачу, наиболее интересным для меня показался способ создания таких условий, чтобы обучение было посильным для каждого обучающегося. И, учитывая то, что одним из таких условий является воспитание активного познавательного интереса обучающихся, я выбрала основным направлением работы – развитие заинтересованности обучающихся.
Опыт многих педагогов показал, что наиболее ярко проявляется познавательный интерес обучающихся при использовании нетрадиционных форм обучения. Но спектр их достаточно широк и выбор сложен. Выбрав одну из форм – «Игра», я поставила перед собой три основные задачи:
Научиться правильно строить сценарий урока.
Уметь органически увязывать элементы игры с методикой опроса.
Искать способы внедрения игровых моментов при изучении нового материала.
Решая эти задачи, пришла к выводу, что наибольший эффект в воспитании познавательного интереса дает использование игровых приемов на уроках на первом году обучения. Учитывая особенности контингента первокурсников на начальном этапе обучения, уровень их общеобразовательной подготовки, можно утверждать, что в это время обучающиеся еще недостаточно владеют основными навыками умственного труда. У многих из них внимание не устойчивое. Поэтому введение на различных этапах урока игровых приемов позволяет управлять вниманием обучающихся. Особенностью игр является высокий эмоциональный настрой их участников. В большей или меньшей степени в них всегда присутствует соревнование, стимулирующее интерес к профессии, через интерес к изучаемому предмету.
Использование игровых приемов при закреплении изученного материала
Игра «Хоккей»
Рассмотрим фрагмент урока на первом году обучения по профессии «Штукатур, маляр строительный» из числа лиц с ОВЗ. При изучении дисциплины «Основы отделочных строительных работ» для закрепления знаний по теме «Основы производства строительных работ» провожу опрос по правилам и принципам игры в хоккей. Из наиболее подготовленных обучающихся назначаю судей (ассистентов). По-сути всю игру будут вести они, а я как преподаватель буду только наблюдать со стороны, не вмешиваясь в процесс. На этом этапе урока работа будет вестись в группах. Ассистенты разбивают группу на две команды. Каждая команда выбирает себе капитана, назначает вратаря, нападающих, защитников и полузащитников.
На экран выводится перечень вопросов:
Что такое здание?
Что такое сооружение?
Какие здания бывают по назначению?
К какому типу зданий по этажности относится
24-этажное здание?
К какому типу зданий по назначению относится птицефабрика?
Что такое фундамент?
Чем определяется капитальность здания?
Чем отличается балкон от лоджии?
Что относится к отделочным работам?
Что относится к специальным работам?
Какая бывает штукатурка по способу нанесения?
Перечислите три вида монолитной штукатурки.
На какие виды подразделяется обычная штукатурка?
На какие виды подразделяется декоративная штукатурка?
На какие виды подразделяется специальная штукатурка?
Какие функции выполняет облицовка?
Какие малярные работы бывают по виду связующего?
Какие малярные работы бывают по качеству получаемого покрытия?
Какие малярные работы бывают по условиям выполнения работ?
Что такое грунтовка и для чего ее применяют?
Суть игры такова: нападающий каждой команды (Очередность определяется жеребьевкой) выбирает вопрос из предложенного перечня для противоположной команды. Первыми отвечают полузащитники и если ответ правильный, получают 5 баллов. У ассистентов находится эталон ответов, на основании которых они заполняют карточку (таблица 1)
Таблица 1
Фамилия, имя обучающихся | № вопроса |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Балуца Анастасия | + | | | + | | | | + | | |
Бобровский Сергей | | | + | | | | | | | |
Захарченко Владимир | | + | | | | + | | | | |
Если полузащитник не знает ответа, вопрос переходит к защитнику. Если защитник отвечает правильно, то команда получает 4 бала. Если ответ не правильный, то ответ переходит к вратарю, который за правильный ответ получает 3 балла. Если вратарь не может ответить на вопрос, то получает 0 баллов, т.е. гол. Нападающая команда имеетвозможность получить дополнительные 5 баллов в свой зачет, если на вопрос отвечает сам нападающий, задавший вопрос. Таким образом, каждый член команды несет равную ответственность за успех или неудачу команды.
Если во время ответа была подсказка со стороны других игроков, то команда получает штрафное очко, т.е следующий вопрос адресуется сразу вратарю, минуя всех игроков. Если вратарь отвечает правильно, то команда получает 5 баллов, если ответа нет – 0 баллов, т.е. гол.
Капитан имеет право заменять игроков во время игры или делать перестановку.
Задавая вопросы, команды чередуются, и игра продолжается до тех пор, пока все вопросы из перечня не будут исчерпаны. Капитаны, да и сами игроки четко следят за соблюдением правил, так как каждый заинтересован в победе именно своей команды. Ведь, если это игра между командами, то должен быть и победитель и приз победителю. В качестве приза является то, что ни один игрок из команды победительницы не получит отрицательную оценку, даже если он не принес в команду ни одного очка. Им предоставляется возможность еще раз показать свои знания при использовании какой-то другой формы опроса на последующих уроках, но обязательно по данной теме. Отличившиеся игроки победившей команды получают очки, которые будут учтены на итоговой аттестации по дисциплине.
Знания игроков оцениваются индивидуально, на основании анализа карточек, которые в течении игры заполняли капитаны.
После проведения серии таких уроков можно сделать вывод:
Сохраняется достаточно высокий темп на протяжении всего этапа урока.
Максимально активизируется внимание учащихся.
Повышается интерес к учебной дисциплине.
Выявляются учащиеся слабоусвоившие материал.
Логическая игра «Да – Нет»
Использование на уроках логической игры «Да – Нет» также дает возможность повысить активность и удерживать интерес обучающихся на определенном уровне на протяжении всего этапа урока. Суть ее заключается в следующем: один из обучающихся задумывает и записывает на листе бумаги слово, означающее термин или наименование. Например, обучающийся задумывает слово « Пандус» ( Технология штукатурных работ, тема «Общие сведения о зданиях»), второй обучающийся пытается отгадать это слово с помощью вопросов, ответ на которые однозначен «да» или «нет». Он может задавать вопросы до тех пор, пока ответ на них будет «да». Например:
Это элемент здания?
«Да»
Он может быть внутри здания?
«Да»
Это элемент крыши?
« Нет»
После этого вопроса угадывает следующийся обучающийся
Это находится в квартире
«Нет»
Угадывает третий обучающийся.
Это находится в подъезде?
«Да»
Это лестничный марш?
«Нет»
Угадывает четвертый обучающийся
Это лестничная площадка?
«Нет»
Угадывает пятый обучающийся
Это пандус?
«Да»
В итоге игры оцениваются наиболее активные, правильно формулирующие вопросы обучающиеся. Ведь количество заданных вопросов зависит от правильной их формулировки. А чем больше вопросов, тем меньше баллов. Применяя этот игровой прием, можно выяснить, насколько усвоен материал. Не зная материал, невозможно выстроить правильный алгоритм вопросов для искомого ответа. Проследив за ходом игры, от загаданного слова до найденного ответа, мы видим, что каждый вопрос – это этап изучения темы « Общие сведения о зданиях». Этот прием используется при повторении большого объема материала.
Игра «Экзамен»
При опросах, особенно на зачетных уроках, используется игра «Экзамен». Обучающиеся по очереди приглашаются к доске (важно учитывать желание). Остальные обучающиеся задают ему вопросы, на которые он должен ответить. При этом оцениваются не только ответы отвечающего, но и правильная формулировка, корректность вопросов, предполагающих конкретный, лаконичный ответ. Обучающийся должен тут же прорецензировать ответ по следующей схеме (проецируется на экран):
Что хорошего было в ответе?
О чем отвечающий забыл сказать?
Были ли вответе ошибки?
Эту игру можно несколько видоизменять, например, проводить ее в
форме «Преподаватель – обучающийся». В этом случае к доске приглашаются 2 обучающихся. Один из них выполняет роль преподавателя – задает вопросы, а другой – обучающегося – отвечает на них. Остальные обучающиеся следят за правильностью заданных вопросов и ответов. Однако в этом случае, они дают письменную рецензию, заполняя карточки
Фамилия, имя | Правильность постановки вопроса | Что хорошего было в ответе? | Были ли ошибки в ответе? | О чем не было сказано? |
| | | | |
| | | | |
Благодаря такой форме обучающимся некогда отвлекаться, процесс игры, требует предельной внимательности, чтобы вовремя заметить и положительное и отрицательное, и в вопросах и в ответах. Активизируется внимание всей группы, потому что кроме обучающихся, играющих роль экзаменатора и отвечающего, карточки заполнить и сдать должны все.
Использование нетрадиционных методов при изучении нового материала
Не менее важным является введение нетрадиционных форм при изучении нового материала для увеличения темпа, поддержания интереса обучающихся, их активности, для развития самостоятельности. Здесь можно использовать методику расчленения любого вопроса на подвопросы, так называемые «мысли» (В.Н. Капранов – преподаватель из Нижнего Новгорода). Она предполагает максимальное участие обучающихся в процессе изучения нового материала. Они не просто пассивно воспринимают информацию, а активно перерабатывают ее. Суть заключается в следующем: преподаватель заранее расчленяет подготовленную информацию на несколько вопросов. Для примера привожу тему «Краскотерка» (Технология малярных работ) Весь материал можно разбить на следующие вопросы:
Назначение краскотерки.
Виды краскотерок.
Принцип работы краскотерки.
Регулировка краскотерки.
Техника безопасности при работе на краскотерке.
Очень важно, после сообщения темы обучающимся, этот план в процессе всего изучения предлагаемого материала, находился перед глазами (проецирование на экран, написан на доске). Перед подачей информации преподаватель ставит перед обучающимися цель: в процессе обучения они должны разбить каждый из предлагаемых вопросов на несколько подвопросов – «мыслей». Как показал опыт, самое оптимальное их количество – пять. Для успешного решения этой задачи, в ходе ознакомления с материалом, обучающимся необходимо вести краткие записи без диктовки преподавателя.
После рассмотрения каждого вопроса, обучающиеся предлагают свои варианты «мыслей», обмениваются мнениями и выбирают наиболее оптимальный вариант. Например:
Назначение краскотерки:
а) жернова;
б) дефект «грубая поверхность»;
в) долго хранящиеся подсохшие краски.
Каждая из этих «мыслей» является опорным сигналом для более полного раскрытия всего вопроса, т.е. является своего рода подсказкой. Это очень важный прием, т.к. позже при повторении материала, при опросе, если обучающийся вспомнит эти отдельные мысли, он легко раскроет весь вопрос полностью. Подобным образом изучаются остальные четыре вопроса, т.е. вся тема в полном объеме.
Опыт показал, что такой прием активизирует работу обучающихся при изучении нового материала, стимулирует их познавательную деятельность, повышает интерес к изучаемому объекту.
Занимательные игры
Хороший эффект для пробуждения, развития и поддержания познавательного интереса дает использование на уроках элементов занимательности. Это составление и решение кроссвордов, ребусов, шарад и т.д. Например, кроссворды обучающиеся начинают решать с первого года обучения. Сначала достаточно простые, из 5-6 слов, затем по мере увеличения объема изученного материала, количество слов увеличивается до 10-15. Затем обучающиеся составляют кроссворды самостоятельно. Сначала из перечня предложенных слов, потом произвольно. На третьем курсе ребята самостоятельно составляют кроссворды для первокурсников
Кроссворд «Технология штукатурных работ»
3
2
5
2

1
3






4
5
6
6


8
7


По горизонтали: 1-Устройство,закрепленное на поверхности, определяющее уровень растворного слоя; 2- инструмент для затирки штукатурного слоя; 3-проем в стене; 4- наклонная плоскость, заменяющая лестницу снаружи или внутри здания; 5- перекрытие оконного или дверного проема в стене в виде полукруга; 6 – штукатурный слой; 7 – четвертная выкружка в месте примыкания стены и потолка; 8 – конструктивный элемент здания.
По вертикали: 1- помещение внутри свободного чердачного пространства; 2 – боковая часть оконного проема; 3 – верхняя часть фасадной стены, образуемая скатами крыши; 4 – прямоугольное завершение наружных стен здания, возвышающееся над крышей; 5 –внутренний угол; 6 – Надземное строение, предназначенное для проживания, работыпознавательной активности, учебы, отдыха и т.д.
Опыт применения игровых приемов на уроках показал, что:
- резко повышается интерес, являющийся главным стимулом возникновения познавательной потребности и познавательной активности обучающихся;
- интерес обучающихся возникает в любое время, на любом этапе обучения (на любом курсе, на любом уроке, на любой его стадии);
- познавательный интерес обучающихся не только пробуждается, но и поддерживается и развивается;
- в процессе приобретения и совершенствования знаний наибольший интерес вызывают те формы активности, те формы деятельности, в которых обучающийся может принять непосредственное участие.