Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Многолетний опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятиям, индивидуализировать подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.
Работая учителем физической культуры в школе, стараюсь разнообразить школьный урок, избегаю монотонности, скуку, повышаю эффективность занятия и, самое главное, пробуждаю интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями.
Я постараюсь поделиться своим опытом работы с младшими школьниками. За основу возьму урок гимнастики, так как гимнастика - одна из основных дисциплин учебного плана физического воспитания в начальной школе. И именно в этом возрасте детей обучают элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению чётко приземляться, осанке, т.е. тем элементам, которые составляют школу движений и которые в последствии используются во всех остальных разделах программы учебного предмета «Физическая культура».
На своих занятиях с младшими школьниками во главу угла ставлю «Игру», «Единый сюжет» (часто с участием сказочных персонажей). Возможно некоторые педагоги скажут, что детям сказки не нужны, они уже большие, и это им не интересно. Поэтому и отбивается интерес у детей начиная с первого класса к урокам физической культуры загружая их «по полной программе» с помощью всевозможных тестов и «срезов», зачастую малознакомых или вовсе незнакомых им. Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя. И что же мы получаем к 6 – 7-му классу? Стойкое желание ряда учащихся под любым предлогом избежать урока физкультуры.
Да, несомненно, проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него и авторитет предмета. Но чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть тактичной, щадящей самолюбие учеников. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками, которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. В этом случае можно и нужно, время от времени, давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Именно такую свободу поведения учащихся и призваны обеспечивать нестандартные уроки физической культуры.
Что же должен знать и учитывать учитель физкультуры начальных классов, прежде чем приступить к проведению уроков в нетрадиционной форме?
• предложенные для выполнения физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические, танцевальные, основные движения и игры) должны быть хорошо знакомы детям;
• для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
• предложенный учебный материал должен носить развивающий характер;
моторная плотность нетрадиционного урока может достигать 80-90%, что обязывает учителя варьировать нагрузку во время занятия, чередуя работу с отдыхом (сложные по координации упражнения с более простыми).
Так, что же такое – нетрадиционный урок в начальной школе? В чем особенность его структуры и методики проведения? Какие формы его организации существуют?
В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков:
• урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);
• тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;
• урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);
• круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;
• урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;
урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д.
Все, перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках достаточно известны но, к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. Я остановлюсь на некоторых собственных наработках. В комплексной программе физического воспитания учащихся большое внимание уделяется освоению ими сравнительно несложных упражнений опять для примера возьму урок по гимнастике : перекаты, кувырки, равновесие, стойки, «мосты». Благодаря своей динамичности и эмоциональности они являются эффективным средством для развития физических качеств учащихся. Вместе с тем отмечено, что учащиеся первых классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к III – IV классам интерес начинает снижаться. Подобное можно объяснить тем, что для первоклассников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает.
Так не должно быть. И я задалась вопросом – как, зародить интерес к этим упражнениям.
Одной из форм нетрадиционного урока, которую я применяю при работе с младшими школьниками, является сюжетно – ролевое занятие для закрепления приобретённых навыков. Наибольшим успехом такие уроки пользуются у учащихся I –II классов. За основу такого урока обычно берётся любая сказка, хорошо знакомая детям данного возраста. Действия персонажей и развитие событий заранее предопределены сюжетом. Учащимся остаётся только посредством хорошо изученных упражнений изобразить события, происходящие в сказке. Например: «…несёт Красная Шапочка корзинку пирожков» - дети выполняют «корзинку»; «… идёт Машенька через мост» - учащиеся выполняют гимнастический мост; «…подошёл Петушок к речке, а в ней плещутся рыбки» - дети выполняют «рыбку»; «…стоит во - поле берёза» - учащиеся выполняют «берёзку» (стойку на лопатках) и т. д. При проведении сюжетно – ролевых уроков важно стимулировать развитие детской самостоятельности. Поэтому перед проведением таких уроков, я предлагаю детям первоначально прослушать отобранный материал и выбрать те или иные акробатические упражнения, которые диктуются сюжетом (своеобразные домашние заготовки). Этот приём активизации детского творчества, позволяет учащимся подготовиться к сюжетно – ролевому уроку, в результате чего он проходит живо и интересно.
На уроках гимнастики в III – IV классах у учащихся уже имеются предпосылки для самостоятельного творчества. Ведь разнообразные акробатические, гимнастические (в том числе с предметами) и танцевальные упражнения, с которыми они знакомы по урокам, построенным на музыкально – ритмических движениях, представляют собой достаточно обширный «строительный» материал, для создания танцевально - спортивных композиций.
Поэтому уроки гимнастики в III – IV классах, нацеленные на развитие самостоятельного творчества, я часто провожу в форме круговой тренировки. Остановлюсь на каждом из этих видов в отдельности.
Во время работы учащиеся делятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается прохождение трёх видов заданий. Это может быть: мяч, обруч, лента, скакалка, упражнения индивидуальной акробатики. По моему сигналу группы расходятся по станциям. На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трёх до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий, согласно своим маршрутным картам. Девочкам я предлагаю заняться самостоятельным творчеством, т.е. составить под предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке первым (вторым или третьим). На это отводится не более трёх минут. Затем я подвожу итоги, отмечаю лучших исполнителей собственных композиций. Таким образом, такая форма занятий развивает композиционное творчество учащихся.
Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.
Форму организации учащихся на уроках с использованием карт – схем я обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков и развития физических качеств. Основными способами проведения такого урока являются групповой и поточный при условии прочного усвоения учащимися предлагаемых упражнений. Снаряды размещены в зале так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без столкновений и помех, способом кругового потока.
Через 4 – 5 минут отделения меняются местами. Содержание заданий отделений не повторяются, поэтому при переходе на новое место занятий учащиеся прорабатывают новые, ранее не задействованные мышечные группы. Это обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки в процессе основной части урока.
Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков в начальной школе. Но у всех у них есть одно неоспоримое преимущество – они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность учащимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 – 90 %). В результате, под воздействием утомления физическая работоспособность учащихся в процессе урока претерпевает изменения. Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников в его процессе и от разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных на уроке задач.