СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы проведения урока по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Многолетний опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно.

Просмотр содержимого документа
«нетрадиционные формы проведения урока по физической культуре»

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательных программ по физической культуре, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Многолетний опыт работы в школе в качестве учителя физической культуры научил меня подходить к построению физкультурных занятий творчески, нетрадиционно. Это позволяет поддерживать постоянный интерес детей к занятиям, индивидуализировать подход к каждому ребенку. И как результат – «горящие» глаза ребят и огромное желание уходя, вернуться в спортивный зал снова.

Работая учителем физической культуры в школе, стараюсь разнообразить школьный урок, избегаю монотонности, скуку, повышаю эффективность занятия и, самое главное, пробуждаю интерес у школьников к занятиям физическими упражнениями.

 Я постараюсь поделиться своим опытом работы   с младшими школьниками. За основу  возьму урок гимнастики, так как гимнастика - одна из основных дисциплин учебного плана физического воспитания в начальной школе.  И именно в этом возрасте детей обучают элементам строя, основным положениям рук и ног при выполнении общеразвивающих упражнений, умению чётко приземляться, осанке, т.е. тем элементам, которые составляют школу движений и которые в последствии используются во всех остальных разделах программы учебного предмета «Физическая культура».

На своих занятиях с младшими школьниками во главу угла ставлю «Игру», «Единый сюжет» (часто с участием сказочных персонажей). Возможно некоторые педагоги скажут, что детям сказки не нужны, они уже большие, и это им не интересно. Поэтому и отбивается интерес у детей начиная с первого класса к урокам физической культуры загружая их «по полной программе» с помощью всевозможных тестов и «срезов», зачастую малознакомых или вовсе незнакомых им.  Добавьте сюда проявление высокой требовательности к учащимся со стороны учителя. И что же мы получаем к 6 – 7-му классу? Стойкое желание ряда учащихся под любым предлогом избежать урока физкультуры.

Да, несомненно, проявление высокой требовательности учителя к учащимся повышает его авторитет, а через него  и авторитет предмета. Но чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, она должна быть тактичной, щадящей самолюбие учеников. Необходимо уметь устанавливать такие взаимоотношения с учениками,  которые давали бы возможность учителю в любой момент мобилизовать внимание детей. В этом случае  можно и нужно, время от времени, давать учащимся кратковременную (в пределах допустимого) свободу поведения на уроках. Именно такую свободу поведения учащихся и призваны обеспечивать нестандартные уроки физической культуры.

Что же должен знать и учитывать учитель физкультуры начальных классов, прежде чем приступить к проведению уроков в нетрадиционной форме?
•    предложенные для выполнения физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические, танцевальные, основные движения  и игры) должны быть хорошо знакомы детям;
•    для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

•    предложенный  учебный материал должен носить развивающий характер;
моторная плотность нетрадиционного урока может достигать 80-90%, что обязывает учителя варьировать нагрузку во время занятия, чередуя работу с отдыхом  (сложные по координации упражнения с более простыми).  
Так, что же такое – нетрадиционный урок в начальной школе? В чем особенность  его структуры и методики  проведения? Какие формы  его  организации существуют?

В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты нетрадиционных уроков:

•    урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);

•    тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;
•    урок,  построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);

•    круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;

•    урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях;
урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и т.д.
Все,  перечисленные выше, нетрадиционные способы организации учащихся младших классов на уроках достаточно известны но,  к сожалению, не часто применяются учителями на уроках физической культуры. Я остановлюсь на некоторых собственных наработках. В комплексной программе физического воспитания учащихся большое внимание уделяется  освоению ими сравнительно несложных  упражнений опять для примера возьму урок по гимнастике : перекаты, кувырки, равновесие, стойки, «мосты». Благодаря своей динамичности и эмоциональности они являются эффективным средством для развития физических качеств учащихся. Вместе с тем отмечено, что учащиеся первых классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатические упражнения. Однако к III – IV классам  интерес начинает снижаться. Подобное можно объяснить тем, что для первоклассников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упражнения без больших изменений переходят со школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает.

Так не должно быть. И я задалась вопросом – как, зародить интерес к этим упражнениям.
Одной из форм нетрадиционного урока, которую я применяю при работе с младшими школьниками, является  сюжетно – ролевое занятие для закрепления приобретённых навыков. Наибольшим успехом такие уроки пользуются у учащихся  I –II классов. За основу такого урока обычно берётся любая сказка, хорошо знакомая  детям данного возраста. Действия персонажей и развитие событий заранее предопределены сюжетом. Учащимся остаётся только посредством хорошо изученных упражнений изобразить события, происходящие в сказке. Например:  «…несёт Красная Шапочка корзинку пирожков» - дети выполняют «корзинку»; «… идёт Машенька через мост» - учащиеся выполняют гимнастический мост; «…подошёл Петушок к речке, а в ней плещутся рыбки» - дети выполняют «рыбку»; «…стоит во - поле берёза» - учащиеся выполняют «берёзку»  (стойку на лопатках) и т. д.  При проведении сюжетно – ролевых уроков важно стимулировать развитие детской самостоятельности. Поэтому перед проведением таких уроков, я предлагаю детям первоначально прослушать отобранный материал и выбрать те или иные акробатические упражнения,          которые диктуются сюжетом  (своеобразные домашние заготовки). Этот приём активизации детского творчества, позволяет учащимся подготовиться к сюжетно – ролевому уроку, в результате чего он проходит живо и интересно.

На уроках гимнастики в III – IV классах у учащихся уже имеются предпосылки для самостоятельного творчества. Ведь разнообразные акробатические, гимнастические (в том числе с предметами) и танцевальные упражнения, с которыми они знакомы по урокам, построенным на музыкально – ритмических движениях, представляют собой достаточно обширный «строительный» материал, для создания танцевально - спортивных композиций.

Поэтому уроки гимнастики в III – IV классах, нацеленные на развитие самостоятельного творчества, я часто провожу в форме круговой тренировки. Остановлюсь на каждом из этих видов в отдельности.
Во время работы учащиеся делятся на группы по три человека. Каждой группе предлагается прохождение трёх видов заданий. Это может быть: мяч, обруч, лента, скакалка, упражнения индивидуальной акробатики. По моему сигналу группы расходятся по станциям. На всех местах занятий имеются карточки – схемы с графическим изображение предлагаемых упражнений. Как правило, все эти упражнения хорошо знакомы детям из предыдущих уроков. Для работы на каждом виде отводится от трёх до пяти минут. Затем дети переходят к следующему месту занятий, согласно своим маршрутным картам. Девочкам я предлагаю заняться самостоятельным творчеством, т.е.  составить под  предложенную музыку небольшую композицию с предметом, указанным в карточке первым (вторым или третьим). На это отводится не более трёх минут. Затем я подвожу итоги, отмечаю лучших исполнителей собственных композиций. Таким образом, такая форма занятий развивает композиционное творчество учащихся.

Как правило, такие уроки проходят эмоционально и очень нравятся детям.
Форму организации учащихся на уроках с использованием карт – схем я обычно использую при решении задач совершенствования приобретённых двигательных навыков и развития физических качеств. Основными способами проведения такого урока являются групповой и поточный при условии прочного усвоения учащимися предлагаемых упражнений. Снаряды размещены в зале так, чтобы учащиеся переходили от одного вида упражнений к другому без столкновений и помех, способом кругового потока.

Через 4 – 5 минут отделения меняются местами. Содержание заданий отделений не повторяются, поэтому при переходе на новое место занятий учащиеся прорабатывают новые, ранее не задействованные мышечные группы. Это обеспечивает равномерное распределение физической нагрузки в процессе основной части урока.

Конечно же, это далеко не полный перечень нетрадиционных уроков в начальной школе. Но у всех у них есть одно неоспоримое преимущество – они дают (в отличие от традиционных уроков) возможность учащимся проявить творчество и инициативу. Второй отличительной особенностью таких уроков, как уже отмечалось выше, является их высокая моторная плотность (до 80 – 90 %). В результате, под воздействием утомления физическая работоспособность учащихся в процессе урока претерпевает изменения. Поэтому от умения учителя правильно построить занятие, правильно организовать самостоятельную деятельность школьников в его процессе и от  разумного сочетания работы и отдыха будет, в конечном итоге, зависеть эффективность решения поставленных на уроке задач.