Нетрадиционные формы уроков по информатике как средство повышения учебной мотивации учащихся с ОВЗ
Шакирова Елена Игоревна
учитель информатики
МБС(К)ОУ С(К)ОШ №152 VI, VIII вида
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.
В нашей школе принята идея создания информационной среды с использованием уроков информатики, т.е. проведение факультативных занятий.
Цель факультативных занятий более приближена к общеобразовательным и коррекционным задачам. Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика для массовой школы в этом смысле “замкнута” на себе, поскольку предусматривает решение задач, связанных по содержанию только с самой информатикой. Столь узкое применение методов информатики является, на наш взгляд, непозволительной роскошью в коррекционном обучении, призванном систематически сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели.
Применение информационных технологий в коррекционной педагогике, компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию может предоставить педагогу неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационно-технических задач.
Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся.
Я испытываю острую нехватку специальных учебников, методических пособий и рекомендаций, а ученики с ОВЗ– существенные трудности при изучении информатики.
Обучение информатике организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых разделов, на следующей ступени обучения - изучение вопросов тех же разделов, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному разделу.
Сложность процесса обучения связана с характерными особенностями учащихся: снижением наблюдательности, неустойчивостью произвольного внимания, низким уровнем самоконтроля и самоорганизации.
Детям с ОВЗ сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". В рамках обычных уроков работать с таким контингентом затруднительно, поэтому обучение должно проходить в форме нетрадиционных уроков, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации, научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Нетрадиционные уроки информатики обладают в этом плане более высоким потенциалом. В традиционную систему обучения приходится вводить нетрадиционные методы обучения.
Гипотеза - если использовать методику нетрадиционных уроков информатики при обучении учащихся с разным уровнем способностей, то можно значительно повысить активность учащихся на уроках, повысить эффективность усвоения изучаемого материала.
Чтобы ответить на вопрос, как же все это вышеизложенное реализовать, приведу следующую систему нетрадиционных уроков:
При изучении темы «Информация и информационные процессы», возможно проведение уроков с помощью презентаций (MS PowerPoint):
• учащимся гораздо интересней воспринимать материал в виде презентации (яркие цвета и анимация привлекают внимание), чем просто читать параграф учебника;
• позволяет сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь, позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные анализаторы;
Изучение темы «Анатомия компьютера» предлагается провести в виде виртуальной интерактивной экскурсии. Это позволяет активизировать ученика как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации.
Параллельно с творческими ответами мы подготовили рисунки, выполненные в графическом редакторе Paint , составили кроссворд.
Изучение темы «Электронные презентации» проходит в форме проектной деятельности. Ребята создают презентацию «Я и мой класс». Проектная деятельность предусматривает у ребенка мотивацию к учению, развитие ВПФ, личностных качеств. Чрезвычайно важно было показать детям их заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.