Нетрадиционные формы уроков
Подготовила учитель истории МОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области Коннова Н.Б .
Что такое НФУ
- Нетрадиционный (нестандартный) урок – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”. Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству.
Нестандартные уроки
Нестандартные уроки, как правило, имеют свои плюсы. Они развивают познавательную активность, интерес, любознательность. Дети такие уроки любят и ждут, активно участвуют в их проведении.
Брейн-ринг по истории в 9 классе
Традиционные уроки с новыми аспектами
Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения
Урок - общественный смотр знаний
Урок-консультация
Итоговое собеседование
Ученическая конференция
Урок – пресс-конференция
Урок – соревнование
Урок – КВН
Урок – путешествие
Урок – аукцион
Урок диспут
Урок – театрализованное представление
Урок с использованием дидактической игры
Урок – театрализованное представление
Уроки, отражающие современные общественные тенденции:
Урок построенный на инициативе учащихся
Урок – общественный смотр знаний
Уроки с использованием игровых ситуаций
- Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения
- Урок - общественный смотр знаний
- Урок-консультация
- Итоговое собеседование
- Ученическая конференция
- Урок – пресс-конференция
- Урок – соревнование
- Урок – КВН
- Урок -диспут
- Урок-турнир
- Урок – путешествие
- Урок – аукцион
- Урок с использованием дидактической игры
- Урок – театрализованное представление
- Уроки, отражающие современные общественные тенденции:
- Урок построенный на инициативе учащихся
- Урок – общественный смотр знаний
- Урок -суд
- Урок-экскурсия
-
Общественный смотр знаний
Одной из нестандартных форм проведения уроков, особенно полюбившейся детьми и родителями -это Смотр знаний по предметам. Он стал своеобразной традицией в школе.
Смотр знаний по истории в 8 классе.
Ребята показывают свои знания, умения, полученные при изучении темы «Россия в начале XIX века. Работают над понятийным аппаратом, указывают события по датам, угадывают события, явления.
Экспертная группа
Контроль знаний по предмету и оценивание проводят независимые эксперты, в роли которых выступают педагоги, родители, представители социума, общественности.
На каждого ребенка заготовлены листы учета знаний, в которых фиксируются набранные баллы, в конце экспертная группа подсчитывает баллы учащихся и объявляется победитель, который награждается Почетной Грамотой.
Уроки с измененными способами организации:
- 1. Урок-лекция 2. Лекция-парадокс 3. Урок-встреча
- 4. Защита знаний
- 5. Защита идей 6. Урок вдвоем
- Уроки, опирающиеся на фантазию: Урок творчества
- Урок-сочинение
- Урок изобретательства Урок - творческий отчет Комплексно-творческий отчет Урок - выставка Урок изобретательства Урок - «удивительное рядом" Урок фантастического проекта
- Урок изобретательства
- Урок - творческий отчет
- Комплексно-творческий отчет
- Урок - выставка
- Урок изобретательства
- Урок - «удивительное рядом"
- Урок фантастического проекта
- Урок-рассказ об ученых:
- Урок-бенефис Урок- портрет Урок- сюрприз
Уроки, предусматривающие парный опрос
- Экспресс-опрос Урок-зачет Защита оценки Урок-консультация Урок-практикум Урок-семинар Урок-отчет
- Экспресс-опрос
- Урок-зачет
- Защита оценки
- Урок-консультация
- Урок-практикум
- Урок-семинар
- Урок-отчет
Проведенные виды уроков
- Телеурок
- Общественный смотр знаний
- Урок-семинар
- Итоговое собеседование
- Пресс-конференция
- Видеоурок
- Урок-суд
- Урок-спектакль
- Брейн-ринг
Уроки с игровой состязательной основой
- Урок-игра: "Придумай проект"
- Проверочный кроссворд Урок в форме игры "Лото" Урок типа: "Следствие ведут знатоки" Урок -деловая игра Игра-обобщение Урок типа КВН Урок:"Что? Где? Когда?" Урок - дидактическая игра
- Проверочный кроссворд
- Урок в форме игры "Лото"
- Урок типа: "Следствие ведут знатоки"
- Урок -деловая игра
- Игра-обобщение
- Урок типа КВН
- Урок:"Что? Где? Когда?"
- Урок - дидактическая игра
- Урок эстафета
- Конкурс
- Урок-игра "Восхождение"
- Соревнование
- Урок-журнал
- Урок-викторина
- Футбольный матч
- Урок-тест
- Игра
- Дуэль
- Брейн-ринг
- «Умники и умницы»
- «Самый умный»
- «Звездный час»
- «Я знаю все!»
Уроки, эмитирующие какие-либо занятия или виды работ
- Поездка на поезде
- Круиз на теплоходе
- Заочная экскурсия
- Путешествие по стране
- Гостиная
- Прогулка
- Экскурсия
- Урок-экспедиция
- Защита туристических проектов
- Путешествие в прошлое (будущее)
Зачем нужны НФУ
Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки, воспитанию творческой личности, познавательной активности, активизации процесса познания, мотивации обучения детей. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.
Уроку необходимо…
- Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения
Творческие принципы нестандартных уроков
- 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
- 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
- 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
- 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
- 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
- 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
- 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.
Принципы десяти «У»
- 1.Увлекательности 2.Уверенности
- 3.Удивительности 4.Убежденности
- 5.Успешности 6.Усердия
- 7.Уважения 8.Участия
- 9.Усовершенствования 10.Удовлетворения
Ситуация успеха
- Ребенка нужно увлечь, вселить уверенность в том, что это ему необходимо, удивить и убедить, спрогнозировать ситуацию успеха, поэтому нужно приложить немало усердия и уважения к тому, что делаешь и к тому, с кем работаешь и выполняешь дело, затем активно участвовать, а значит усовершенствовать свои знания умения и навыки и получать истинное удовлетворение от свершенного и сделанного.
Эффективность НФУ
- Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Спасибо за внимание!
- Успехов и удачи!