СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы уроков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭОР "Нетрадиционные формы уроков". В нем дается теоретическое обоснование, описание видов и форм нестандартных уроков, а также их положительная сторона и практическая значимость, акцент делается на творчество и импровизированную форму занятий.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы уроков»

Нетрадиционные формы уроков Подготовила учитель истории МОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области Коннова Н.Б .

Нетрадиционные формы уроков

Подготовила учитель истории МОУ СОШ с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области Коннова Н.Б .

Что такое НФУ Нетрадиционный (нестандартный) урок – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”. Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству. 

Что такое НФУ

  • Нетрадиционный (нестандартный) урок – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”. Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству. 
Нестандартные уроки  Нестандартные уроки, как правило, имеют свои плюсы. Они развивают познавательную активность, интерес, любознательность. Дети такие уроки любят и ждут, активно участвуют в их проведении. Брейн-ринг по истории в 9 классе

Нестандартные уроки

Нестандартные уроки, как правило, имеют свои плюсы. Они развивают познавательную активность, интерес, любознательность. Дети такие уроки любят и ждут, активно участвуют в их проведении.

Брейн-ринг по истории в 9 классе

 Традиционные уроки с новыми аспектами Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения   Урок - общественный смотр знаний   Урок-консультация   Итоговое собеседование   Ученическая конференция   Урок – пресс-конференция   Урок – соревнование   Урок – КВН   Урок – путешествие   Урок – аукцион  Урок диспут   Урок – театрализованное представление   Урок с использованием дидактической игры   Урок – театрализованное представление Уроки, отражающие современные общественные тенденции: Урок построенный на инициативе учащихся   Урок – общественный смотр знаний      

Традиционные уроки с новыми аспектами

Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения

  Урок - общественный смотр знаний

  Урок-консультация

  Итоговое собеседование

  Ученическая конференция

  Урок – пресс-конференция

  Урок – соревнование

  Урок – КВН

  Урок – путешествие

  Урок – аукцион

Урок диспут

  Урок – театрализованное представление

  Урок с использованием дидактической игры

  Урок – театрализованное представление

Уроки, отражающие современные общественные тенденции:

Урок построенный на инициативе учащихся

  Урок – общественный смотр знаний

 

  •  
 Уроки с использованием игровых ситуаций  Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения   Урок - общественный смотр знаний   Урок-консультация   Итоговое собеседование   Ученическая конференция   Урок – пресс-конференция   Урок – соревнование   Урок – КВН Урок -диспут Урок-турнир   Урок – путешествие   Урок – аукцион   Урок с использованием дидактической игры   Урок – театрализованное представление  Уроки, отражающие современные общественные тенденции:  Урок построенный на инициативе учащихся   Урок – общественный смотр знаний   Урок -суд  Урок-экскурсия    

Уроки с использованием игровых ситуаций

  • Урок – ролевая игра Телеурок без телевидения
  •   Урок - общественный смотр знаний
  •   Урок-консультация
  •   Итоговое собеседование
  •   Ученическая конференция
  •   Урок – пресс-конференция
  •   Урок – соревнование
  •   Урок – КВН
  • Урок -диспут
  • Урок-турнир
  •   Урок – путешествие
  •   Урок – аукцион
  •   Урок с использованием дидактической игры
  •   Урок – театрализованное представление
  • Уроки, отражающие современные общественные тенденции:
  • Урок построенный на инициативе учащихся
  •   Урок – общественный смотр знаний
  •   Урок -суд
  • Урок-экскурсия
  •  
 Общественный смотр знаний  Одной из нестандартных форм проведения уроков, особенно полюбившейся детьми и родителями -это Смотр знаний по предметам. Он стал своеобразной традицией в школе. Смотр знаний по истории в 8 классе. Ребята показывают свои знания, умения, полученные при изучении темы «Россия в начале XIX века. Работают над понятийным аппаратом, указывают события по датам, угадывают события, явления.

Общественный смотр знаний

Одной из нестандартных форм проведения уроков, особенно полюбившейся детьми и родителями -это Смотр знаний по предметам. Он стал своеобразной традицией в школе.

Смотр знаний по истории в 8 классе.

Ребята показывают свои знания, умения, полученные при изучении темы «Россия в начале XIX века. Работают над понятийным аппаратом, указывают события по датам, угадывают события, явления.

Экспертная группа Контроль знаний по предмету и оценивание проводят независимые эксперты, в роли которых выступают педагоги, родители, представители социума, общественности. На каждого ребенка заготовлены листы учета знаний, в которых фиксируются набранные баллы, в конце экспертная группа подсчитывает баллы учащихся и объявляется победитель, который награждается Почетной Грамотой.

Экспертная группа

Контроль знаний по предмету и оценивание проводят независимые эксперты, в роли которых выступают педагоги, родители, представители социума, общественности.

На каждого ребенка заготовлены листы учета знаний, в которых фиксируются набранные баллы, в конце экспертная группа подсчитывает баллы учащихся и объявляется победитель, который награждается Почетной Грамотой.

Уроки с измененными способами организации: 1. Урок-лекция  2. Лекция-парадокс  3. Урок-встреча 4. Защита знаний 5. Защита идей  6. Урок вдвоем Уроки, опирающиеся на фантазию:  Урок творчества Урок-сочинение    Урок изобретательства    Урок - творческий отчет   Комплексно-творческий отчет Урок - выставка   Урок изобретательства   Урок - «удивительное рядом

Уроки с измененными способами организации:

  • 1. Урок-лекция 2. Лекция-парадокс 3. Урок-встреча
  • 4. Защита знаний
  • 5. Защита идей 6. Урок вдвоем
  • Уроки, опирающиеся на фантазию: Урок творчества
  • Урок-сочинение
  •   Урок изобретательства   Урок - творческий отчет   Комплексно-творческий отчет Урок - выставка   Урок изобретательства   Урок - «удивительное рядом"   Урок фантастического проекта
  •   Урок изобретательства
  •   Урок - творческий отчет
  •   Комплексно-творческий отчет
  • Урок - выставка
  •   Урок изобретательства
  •   Урок - «удивительное рядом"
  •   Урок фантастического проекта
  • Урок-рассказ об ученых:
  • Урок-бенефис  Урок- портрет Урок- сюрприз
Уроки, предусматривающие    парный опрос       Экспресс-опрос   Урок-зачет   Защита оценки   Урок-консультация   Урок-практикум   Урок-семинар  Урок-отчет Экспресс-опрос   Урок-зачет   Защита оценки   Урок-консультация   Урок-практикум   Урок-семинар  Урок-отчет

Уроки, предусматривающие   парный опрос 

 

  • Экспресс-опрос  Урок-зачет   Защита оценки   Урок-консультация   Урок-практикум   Урок-семинар Урок-отчет
  • Экспресс-опрос 
  • Урок-зачет
  •   Защита оценки
  •   Урок-консультация
  •   Урок-практикум
  •   Урок-семинар
  • Урок-отчет
Проведенные виды уроков   Телеурок   Общественный смотр знаний   Урок-семинар   Итоговое собеседование   Пресс-конференция  Видеоурок  Урок-суд  Урок-спектакль  Брейн-ринг

Проведенные виды уроков

  •   Телеурок
  •   Общественный смотр знаний
  •   Урок-семинар
  •   Итоговое собеседование
  •   Пресс-конференция
  • Видеоурок
  • Урок-суд
  • Урок-спектакль
  • Брейн-ринг

Уроки с игровой состязательной основой   Урок-игра:

Уроки с игровой состязательной основой

  • Урок-игра: "Придумай проект"
  • Проверочный кроссворд Урок в форме игры "Лото" Урок типа: "Следствие ведут знатоки" Урок -деловая игра Игра-обобщение Урок типа КВН Урок:"Что? Где? Когда?" Урок - дидактическая игра
  • Проверочный кроссворд
  • Урок в форме игры "Лото"
  • Урок типа: "Следствие ведут знатоки"
  • Урок -деловая игра
  • Игра-обобщение
  • Урок типа КВН
  • Урок:"Что? Где? Когда?"
  • Урок - дидактическая игра
  • Урок эстафета
  • Конкурс
  • Урок-игра "Восхождение"
  • Соревнование
  • Урок-журнал
  • Урок-викторина
  • Футбольный матч
  • Урок-тест
  • Игра
  • Дуэль
  • Брейн-ринг
  • «Умники и умницы»
  • «Самый умный»
  • «Звездный час»
  • «Я знаю все!»
Уроки, эмитирующие какие-либо занятия или виды работ   Поездка на поезде Круиз на теплоходе Заочная экскурсия Путешествие по стране Гостиная Прогулка Экскурсия Урок-экспедиция Защита туристических проектов Путешествие в прошлое (будущее)

Уроки, эмитирующие какие-либо занятия или виды работ

  • Поездка на поезде
  • Круиз на теплоходе
  • Заочная экскурсия
  • Путешествие по стране
  • Гостиная
  • Прогулка
  • Экскурсия
  • Урок-экспедиция
  • Защита туристических проектов
  • Путешествие в прошлое (будущее)

Зачем нужны НФУ Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки, воспитанию творческой личности, познавательной активности, активизации процесса познания, мотивации обучения детей. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.

Зачем нужны НФУ

Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки, воспитанию творческой личности, познавательной активности, активизации процесса познания, мотивации обучения детей. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету.

Уроку необходимо… Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения

Уроку необходимо…

  • Уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения
Творческие принципы нестандартных уроков 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6.

Творческие принципы нестандартных уроков

  • 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  • 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  • 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  • 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  • 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
  • 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего) инструмента.
Принципы десяти   «У» 1.Увлекательности         2.Уверенности 3.Удивительности          4.Убежденности 5.Успешности                 6.Усердия 7.Уважения                     8.Участия 9.Усовершенствования  10.Удовлетворения

Принципы десяти   «У»

  • 1.Увлекательности         2.Уверенности
  • 3.Удивительности          4.Убежденности
  • 5.Успешности                 6.Усердия
  • 7.Уважения                     8.Участия
  • 9.Усовершенствования  10.Удовлетворения
Ситуация успеха Ребенка нужно увлечь, вселить уверенность в том, что это ему необходимо, удивить  и убедить, спрогнозировать ситуацию успеха, поэтому нужно приложить немало усердия и уважения к тому, что делаешь и к тому, с кем работаешь и выполняешь  дело, затем активно участвовать, а значит усовершенствовать свои знания умения и навыки и получать   истинное удовлетворение от свершенного и сделанного.

Ситуация успеха

  • Ребенка нужно увлечь, вселить уверенность в том, что это ему необходимо, удивить  и убедить, спрогнозировать ситуацию успеха, поэтому нужно приложить немало усердия и уважения к тому, что делаешь и к тому, с кем работаешь и выполняешь  дело, затем активно участвовать, а значит усовершенствовать свои знания умения и навыки и получать   истинное удовлетворение от свершенного и сделанного.
Эффективность НФУ Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Эффективность НФУ

  • Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
 Спасибо за внимание! Успехов и удачи!
  • Спасибо за внимание!
  • Успехов и удачи!