СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

как решить совметно проблемы иехду родителе и ребенком, не ущемляя права ребенка

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старших дошкольников.



Грязнова Г.Ю.



Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Сенгилеевский детский сад «Солнышко», г. Сенгилей, Россия



Одна из главных задач, стоящая перед нашим детским садом, — сохранение и укрепление физи­ческого и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обес­печение условий для личностного роста. Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ре­бенка с момента рождения и на всю жизнь.

Современные родители, к со­жалению, очень занятые и часто не имеют навыков педагогичес­кого взаимодействия со своим ребенком. Детский сад может и обязан помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, раз­вивать позицию ответственного «родительства», активного, ини­циативного отношения к воспи­тательной и образовательной деятельности, направленной на саморазвитие себя как родителя. Привлечь родителей к педагоги­ческому взаимодействию с ребенком, избежав при этом за­организованных и скучных шаблонов, — сложнейшая педа­гогическая задача.

Как помочь родителям в не­легком труде по воспитанию детей? Каким содержанием его наполнить? Как построить вза­имодействие семьи и детского сада в интересах помощи и ре­бенку и родителям? Воспитате­ли поставили перед собой зада­чу — проводить работу с родите­лями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.

Для решения этих вопросов использовалась нетрадиционная форма взаимодействия: проектная деятельность, в частности, проект «Ребёнок и право».

Особенность проектной дея­тельности заключается в иссле­довании разных вариантов реше­ния поставленной задачи и выборе оптимального способа решения. Отсутствуют четко заданные нормы, родители и дети попадают в ситуацию неопределенности и стремятся найти свое решение. В процессе реализации проекта поставленная задача не ре­шается сразу.

Начинается работа над проектом с информиро­вания о том, что в детском саду, силами воспитателей, родителей и детей проводятся мероприятия, направленные на укрепление детско-родительских отношений, раздаются памятки с указанием сроков и перечня мероприятий.

В ходе организации проекта «Ребёнку о его правах» мы выделили следующие этапы:


1. Тема выбиралась воспитате­лями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.


2. Встреча с родителями для ознакомления с темой проекта и мотивирование их на его реали­зацию.

Для родителей создавались условия по ознакомлению с со­держанием возможной совмест­ной (с ребенком) творческой деятельности: подбиралась специальная иллюстративно-справочная литература, раздавались рекомендации.


3. Подготовительная работа с родителями и детьми по озна­комлению и овладению техни­ческими способами реализации их будущих идей (мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации, организуемые вос­питателем, выставки, участие в праздниках).

Родители приглашались на мастер-классы, где смог­ли за­дать интересующие их вопросы.


4. Выбор способа реализации совместной деятельности и создание совмест­ного продукта.

Ведущая роль в выбо­ре того, что предстояло сделать, принадлежала ребенку. Родите­ли должны были помочь «ма­ленькому творцу» направить его фантазию. Для реализации это­го продумывался план выполне­ния предстоящей работы, проис­ходило разделение труда: кто и что делает. Этапы со­вместной деятельности фиксировались в виде фото- и видеоматериалов.


5.Презентация. Последний этап проекта заканчи­вается праздничным финалом.

Родители давали обяза­тельно положительную оценку действиям ребенка и результатам проделанной работы.

Участие в совместных мероприятиях в детском саду также было важным с точки зрения педагогики событием, удовлетворялись социально зна­чимые потребности в признании и ребенка и родителей.


Педагогическая ценность совместной деятельности определялась:

  • возможностью осуществления проекта совместными силами педагогов, ребенка и родите­лей (одного или двух);

  • умениями и навыками, которые развивались у ребенка;

  • общей заинтересованностью всех участников;

  • активным взаимодействием ребенка с родителями, а так же сближением, помогающим установлению более близкого общения между ними;

  • овладением родителями способами взаимодействия с детьми.

Профессионализм педагогов детского сада заключался:

  • в умении спланировать совместную работу родителей и детей;

  • в обеспечении мотивации к со­вместной деятельности;

  • в умении выбрать посильные задачи;

  • в ненавязчивом обучении роди­телей помогать своему ребен­ку методом убывающих под­сказок, постепенно делегируя ему право принятия решений;

  • в демонстрации воспитателем заинтересованности в получе­нии положительных результа­тов от родителей и детей;

  • в обеспечении всем участникам проекта признания, значимо­сти и ощущения гордости за свою работу.


Включив родителей в совмес­тную деятельность с ребенком, воспитатель создал и поддержа­л атмосферу сотрудничества и направил родительскую актив­ность в педагогическое русло.

Родитель в процессе совмест­ной деятельности оценивал и себя и ребенка, развивал навык самоанализа и самооценки, реф­лексии; ему предоставлялась воз­можность наблюдать за ребенком в разных видах деятельности, оце­нивать уровень его развития.

Никто не рождается с навыка­ми успешной родительской де­ятельности, но любой может стать замечательным родителем, решив им стать. Некоторые раз­вивают в себе качества «хороше­го родителя», другие стоят в ин­дифферентной, безразличной, инертной позиции, у третьих - негативная позиция отстране­ния под любым предлогом от участия в обучении и воспита­нии своего ребенка. С каждым семейным проектом, ориентиро­ванным на различные темы, уве­личивается количество родите­лей, развивающих в себе качества «хорошего родителя» и участву­ющих в семейной проектной деятельности, что свидетельству­ет об эффективности и актуаль­ности данной работы.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считая, что детский сад место, где присматривают за ребенком.

Перед внедрением проекта «Ребёнку о его правах» родители ссылались на занятость, незнание и неумение что- либо делать по содержанию проекта. Как сложно бывает достучаться до пап и мам, но это не в нашем случае, потому, что с родителями были проведены беседы, анкетирование, тест «Рисунок семьи». В уголок для родителей были вывешены принципы правового воспитания дошкольников. Педагог смог заинтересовать родителей в совместной работе, создать единое пространство развития ребенка в семье и группе, сделать родителей участниками воспитательного процесса.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность проводилась с целью изучения семьи. Далее, выяснив образовательные потребности родителей, устанавливался контакт с ее членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей, специфику семьи, была выработана тактика общения с каждым родителем, разработан критерий включения родителей в образовательный процесс.

Вначале - это было присутствие на праздниках, родительских собраниях, консультациях, помощь в оснащении педагогического процесса.

Позднее выявились инициативные родители, которые зажгли своим азартом менее активных родителей. Среди них были родители-лидеры, умеющие участвовать в образовательном процессе, родители- исполнители, принимающие участие при условии значимой мотивации, родители- наблюдатели, которые любят наблюдать со стороны.

И вот появилась возможность посмотреть, как себя проявят родители в процессе образовательной деятельности «Моя семья». Это был дебют совместной деятельности родителей и детей. Родители помогли приготовить все реквизиты, испекли пирог, построили «Дом семьи», а в заключении пили чай и обменивались впечатлениями.

Следующим этапом вовлечения родителей в педагогический процесс было развлечение «Зов джунглей», на котором родители проявили фантазию, выдумку, эрудицию, а в заключении семейные команды были награждены грамотами.

В 2012 году было проведено развлечение «Форт Боярд», на котором мамы соревновались в умении рисовать животных с закрытыми глазами, папы в армрестлинге, отгадывании загадок Старца Фура.

В декабре 2012 года была проведена непосредственно образовательная деятельность «Право на отдых». Родители, вместе с детьми построив поезд из мягких модулей, отправились в путешествие по станциям, на которых путешественников встречали сказочные персонажи: Баба Яга, которая задавала вопросы о нарушении прав сказочными персонажами; Зарядка, Лесовичок.

Апогеем стало развлечение «По морям, по волнам». На развлечении родители и дети проходили испытания «Юных матросов», спасали тонущих пассажиров, варили суп, разгадывали кроссворд Почтальона Печкина «Моряк».

В группе было проведено интересное родительское собрание «Права ребенка - права взрослого». Цель собрания: формирование у родителей понимания того, что права ребенка - важная часть воспитания, родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. На собрании выступали дети, музыкальный руководитель, юрист. Работая с родителями, было отмечено, что они активно участвуют во всех делах группы, научились взаимодействовать с детьми в роли игровых партнеров.

Девиз нашей совместной работы: Берегите друг друга, теплотой согревайте, Берегите друг друга, обижать не давайте, Берегите друг друга, суету позабудьте, И в минуту досуга, рядом, вместе побудьте.