Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старших дошкольников.
Грязнова Г.Ю.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Сенгилеевский детский сад «Солнышко», г. Сенгилей, Россия
Одна из главных задач, стоящая перед нашим детским садом, — сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успех этой ответственной работы невозможен в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Современные родители, к сожалению, очень занятые и часто не имеют навыков педагогического взаимодействия со своим ребенком. Детский сад может и обязан помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, развивать позицию ответственного «родительства», активного, инициативного отношения к воспитательной и образовательной деятельности, направленной на саморазвитие себя как родителя. Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, избежав при этом заорганизованных и скучных шаблонов, — сложнейшая педагогическая задача.
Как помочь родителям в нелегком труде по воспитанию детей? Каким содержанием его наполнить? Как построить взаимодействие семьи и детского сада в интересах помощи и ребенку и родителям? Воспитатели поставили перед собой задачу — проводить работу с родителями с учетом новых форм взаимодействия, создавать между ними и ребенком интересную атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки.
Для решения этих вопросов использовалась нетрадиционная форма взаимодействия: проектная деятельность, в частности, проект «Ребёнок и право».
Особенность проектной деятельности заключается в исследовании разных вариантов решения поставленной задачи и выборе оптимального способа решения. Отсутствуют четко заданные нормы, родители и дети попадают в ситуацию неопределенности и стремятся найти свое решение. В процессе реализации проекта поставленная задача не решается сразу.
Начинается работа над проектом с информирования о том, что в детском саду, силами воспитателей, родителей и детей проводятся мероприятия, направленные на укрепление детско-родительских отношений, раздаются памятки с указанием сроков и перечня мероприятий.
В ходе организации проекта «Ребёнку о его правах» мы выделили следующие этапы:
1. Тема выбиралась воспитателями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Встреча с родителями для ознакомления с темой проекта и мотивирование их на его реализацию.
Для родителей создавались условия по ознакомлению с содержанием возможной совместной (с ребенком) творческой деятельности: подбиралась специальная иллюстративно-справочная литература, раздавались рекомендации.
3. Подготовительная работа с родителями и детьми по ознакомлению и овладению техническими способами реализации их будущих идей (мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации, организуемые воспитателем, выставки, участие в праздниках).
Родители приглашались на мастер-классы, где смогли задать интересующие их вопросы.
4. Выбор способа реализации совместной деятельности и создание совместного продукта.
Ведущая роль в выборе того, что предстояло сделать, принадлежала ребенку. Родители должны были помочь «маленькому творцу» направить его фантазию. Для реализации этого продумывался план выполнения предстоящей работы, происходило разделение труда: кто и что делает. Этапы совместной деятельности фиксировались в виде фото- и видеоматериалов.
5.Презентация. Последний этап проекта заканчивается праздничным финалом.
Родители давали обязательно положительную оценку действиям ребенка и результатам проделанной работы.
Участие в совместных мероприятиях в детском саду также было важным с точки зрения педагогики событием, удовлетворялись социально значимые потребности в признании и ребенка и родителей.
Педагогическая ценность совместной деятельности определялась:
возможностью осуществления проекта совместными силами педагогов, ребенка и родителей (одного или двух);
умениями и навыками, которые развивались у ребенка;
общей заинтересованностью всех участников;
активным взаимодействием ребенка с родителями, а так же сближением, помогающим установлению более близкого общения между ними;
овладением родителями способами взаимодействия с детьми.
Профессионализм педагогов детского сада заключался:
в умении спланировать совместную работу родителей и детей;
в обеспечении мотивации к совместной деятельности;
в умении выбрать посильные задачи;
в ненавязчивом обучении родителей помогать своему ребенку методом убывающих подсказок, постепенно делегируя ему право принятия решений;
в демонстрации воспитателем заинтересованности в получении положительных результатов от родителей и детей;
в обеспечении всем участникам проекта признания, значимости и ощущения гордости за свою работу.
Включив родителей в совместную деятельность с ребенком, воспитатель создал и поддержал атмосферу сотрудничества и направил родительскую активность в педагогическое русло.
Родитель в процессе совместной деятельности оценивал и себя и ребенка, развивал навык самоанализа и самооценки, рефлексии; ему предоставлялась возможность наблюдать за ребенком в разных видах деятельности, оценивать уровень его развития.
Никто не рождается с навыками успешной родительской деятельности, но любой может стать замечательным родителем, решив им стать. Некоторые развивают в себе качества «хорошего родителя», другие стоят в индифферентной, безразличной, инертной позиции, у третьих - негативная позиция отстранения под любым предлогом от участия в обучении и воспитании своего ребенка. С каждым семейным проектом, ориентированным на различные темы, увеличивается количество родителей, развивающих в себе качества «хорошего родителя» и участвующих в семейной проектной деятельности, что свидетельствует об эффективности и актуальности данной работы.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считая, что детский сад место, где присматривают за ребенком.
Перед внедрением проекта «Ребёнку о его правах» родители ссылались на занятость, незнание и неумение что- либо делать по содержанию проекта. Как сложно бывает достучаться до пап и мам, но это не в нашем случае, потому, что с родителями были проведены беседы, анкетирование, тест «Рисунок семьи». В уголок для родителей были вывешены принципы правового воспитания дошкольников. Педагог смог заинтересовать родителей в совместной работе, создать единое пространство развития ребенка в семье и группе, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность проводилась с целью изучения семьи. Далее, выяснив образовательные потребности родителей, устанавливался контакт с ее членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировав особенности структуры родственных связей, специфику семьи, была выработана тактика общения с каждым родителем, разработан критерий включения родителей в образовательный процесс.
Вначале - это было присутствие на праздниках, родительских собраниях, консультациях, помощь в оснащении педагогического процесса.
Позднее выявились инициативные родители, которые зажгли своим азартом менее активных родителей. Среди них были родители-лидеры, умеющие участвовать в образовательном процессе, родители- исполнители, принимающие участие при условии значимой мотивации, родители- наблюдатели, которые любят наблюдать со стороны.
И вот появилась возможность посмотреть, как себя проявят родители в процессе образовательной деятельности «Моя семья». Это был дебют совместной деятельности родителей и детей. Родители помогли приготовить все реквизиты, испекли пирог, построили «Дом семьи», а в заключении пили чай и обменивались впечатлениями.
Следующим этапом вовлечения родителей в педагогический процесс было развлечение «Зов джунглей», на котором родители проявили фантазию, выдумку, эрудицию, а в заключении семейные команды были награждены грамотами.
В 2012 году было проведено развлечение «Форт Боярд», на котором мамы соревновались в умении рисовать животных с закрытыми глазами, папы в армрестлинге, отгадывании загадок Старца Фура.
В декабре 2012 года была проведена непосредственно образовательная деятельность «Право на отдых». Родители, вместе с детьми построив поезд из мягких модулей, отправились в путешествие по станциям, на которых путешественников встречали сказочные персонажи: Баба Яга, которая задавала вопросы о нарушении прав сказочными персонажами; Зарядка, Лесовичок.
Апогеем стало развлечение «По морям, по волнам». На развлечении родители и дети проходили испытания «Юных матросов», спасали тонущих пассажиров, варили суп, разгадывали кроссворд Почтальона Печкина «Моряк».
В группе было проведено интересное родительское собрание «Права ребенка - права взрослого». Цель собрания: формирование у родителей понимания того, что права ребенка - важная часть воспитания, родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. На собрании выступали дети, музыкальный руководитель, юрист. Работая с родителями, было отмечено, что они активно участвуют во всех делах группы, научились взаимодействовать с детьми в роли игровых партнеров.
Девиз нашей совместной работы: Берегите друг друга, теплотой согревайте, Берегите друг друга, обижать не давайте, Берегите друг друга, суету позабудьте, И в минуту досуга, рядом, вместе побудьте.