СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Независимая оценка качества дополнительного образования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет 08.09.2015  Терновой Г.М.

Независимая оценка качества дополнительного образования детей

Одним из направлений реализации обсуждаемой Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации является развитие системы регулирования качества дополнительного образования. Данное направление предусматривает внедрение моделей независимой оценки качества деятельности организаций, оказывающих услуги дополнительного образования, в т. ч. общественного рейтингования, а также разработку и внедрение системы общественно-профессиональной экспертизы программ дополнительного образования

Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России.

С 21 октября 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые значительно расширяет сферу участия общественности в независимой оценке качества образования. В соответствии с новым законодательством все образовательные организации в обязательном порядке будут подвергаться независимой оценке качества образовательной деятельности. В качестве критериев такой оценки государство устанавливает: открытость и доступность информации о деятельности образовательной организации, комфортность условий, удовлетворенность качеством образовательной деятельности, а также доброжелательность, вежливость, компетентность ее работников.

Впервые обязанность проводить такую оценку возлагается на общественные советы, которые должны быть созданы на всех уровнях: федеральном, в каждом регионе, муниципальной территории, образовательной организации. Деятельность таких общественных советов предусматривает активное участие всех общественных организаций, движений, отдельных граждан, заинтересованных в достижении современного качества образования.

Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.

Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.

Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия характеристик “продукции”, т.е. образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности.

Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:

- изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;

- разработку эффективного применения образовательных стандартов;

-  оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;

- оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;

- оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;

- создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.

В 2014/15 учебном году началась работа по разработке системы оценивания качества дополнительного образования, ведутся разработки основных критериев оценки качества образовательного процесса.  Наиболее слабым местом в организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях является отслеживание результативности обучения детей и оценка качества. Как правело, видны только ребята, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах, но это лишь небольшая часть воспитанников. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками? Как оценить качество их обучения?

Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:

  1. зачем?
  2. кто и как оценивает?
  3. что оценивать?
  4. какие аспекты оценивать?

1. Зачем оценивать? для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.

2. Ответы на вопрос “кто и как оценивает?” сводятся к следующим вариантам: самооценка, оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии, оценка потребителями (дети, родители и общественность).

3. К вопросу “что оценивать?”– объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность элементов УДОД (структурных подразделений, педагогов); деятельность обучающихся; результаты работы УДОД; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся.

4. Рассмотрение четвёртого вопроса приводит к широкому кругу аспектов оценивания, среди которых выделяются оценки по: временным этапам (месяц, четверть, год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призёры, рекордсмены и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов

 

Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная) программа, утвержденная педагогическим советом УДОД, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.

Наиболее оптимальным в образовательной системе представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учащихся  преобладают экспертные формы оценивания.

Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики.

Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере отождествлять с качеством творческих достижений учащихся, т.к. в данном случае прежде всего речь идет о выявлении позиции, отношения, желания ребенка участвовать в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.

В оценке качества и результатов деятельности учреждений сложились следующие позиции оценивания:

1) по ребёнку – показатели личности ученика, а также сумма показателей его обученности по конкретной программе и воспитанности;

2) по педагогу – профессионализм коллектива в целом и каждого конкретного педагога (рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения); творческий, научно-исследовательский, методический потенциал, общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность, заботливость).

3) по родителям – изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации процесса обучения в УДОД, становлении коллектива);

Для отслеживания результативности деятельности педагогов  используются такие формы отслеживания результативности деятельности, как:

1) выполнение тестовых заданий по усвоению теоретических знаний в области педагогики и психологии;

2) по применению их в практике – периодическая диагностика состояния личности и коллектива, изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью и психологического климата в коллективе;

3) изучение развития у педагогов исследовательских качеств на основе знания детской физиологии и психологии (например, изучение изменения уровня личностной тревожности в детском объединении; изучение развития коммуникативных качеств подростков и т. д.);

4) анализ результатов и достижений обучающихся, которые являются объективными показателями повышения профессионального мастерства педагога;

5) участие педагога в конкурсах, смотрах мастерства, в обмене опытом, в семинарах, их организации и т.д.

Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся: дневник педагогических наблюдений; диагностические карты; зачетные и личные учебные книжки и т.д.

Формы, применяемые педагогами дополнительного образования  в своей практической деятельности:  кривые успеваемости, табель развития, папка достижений, творческие программы, паспорт здоровья, личная творческая карта, книжка воспитанника

Процедура управления качеством образования в УДОД включает: обеспечение проектирования качества образования; образовательный мониторинг; анализ собранной информации; подготовку и принятие управленческого решения.

В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.

Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.