Т
ема занятия: «Николай Кузьмич – брестский художник-ювелир»
Целевая аудитория: Учащиеся 5-7 кл.
Цели занятия:
Обучающая: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством выдающегося белорусского художника-ювелира Николая Кузьмича; рассказать о его главных работах (Крест Евфросинии Полоцкой, рака); дать представление о технике горячей эмали; познакомить с понятием "ювелирное искусство" как видом ДПИ.
Развивающая: Развивать интерес к белорусскому искусству и культурному наследию; развивать визуальное восприятие и эстетический вкус; развивать умение анализировать информацию и выделять главное.
Воспитательная: Воспитывать уважение к труду мастера, к таланту земляков; формировать чувство гордости за культурные достижения Беларуси; воспитывать понимание ценности исторической памяти, выраженной в искусстве.
Время: 45 минут.
Материалы и оборудование:
Презентация https://multiurok.ru/files/nikolai-kuzmich-brestskii-khudozhnik-iuvelir-preze.html (слайды с фотографиями: портрет Н. Кузьмича, фото Креста Евфросинии Полоцкой (или его копии), фото раки, примеры работ в технике горячей эмали ("Белорусская Атлантида", "Цветочный рай", "Купалье", "Слуцкие пояса" и др.), фото наград (Орден Франциска Скорины, звание Заслуженного деятеля искусств), фото г. Бреста.
Проектор и экран/интерактивная доска.
Доска и маркеры/мел.
Распечатки с краткой биографической справкой или ключевыми датами для работы в группах (опционально).
Бумага А4, цветные карандаши или фломастеры (для творческого задания).
Ход занятия:
(2-5 мин.) 1. Организационный момент. Введение в тему.
Приветствие. Проверка готовности класса.
Создание мотивации: "Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир красоты, созданной руками человека. Мы поговорим не просто о художнике, а о волшебнике, который работает с огнем, металлом и яркими красками. Его работы известны не только в Беларуси, но и во всем мире. Он наш земляк – из Брестской области! Знакомьтесь: Николай Петрович Кузьмич – белорусский художник-ювелир." (Слайд 1: Портрет Н. Кузьмича, название темы).
Постановка вопросов: "Как вы думаете, чем занимается художник-ювелир? Что такое ювелирное искусство? (Выслушать кратко ответы). А знаете ли вы какие-нибудь знаменитые произведения искусства, сделанные из драгоценных металлов или камней? (Возможно, кто-то вспомнит корону, скипетр, иконы в окладах). Сегодня мы узнаем о человеке, который воссоздал одну из самых важных святынь Беларуси."
(5-20 мин.) 2. Основная часть. Путь Мастера: от тракториста до ювелира.
А. Детство и юность: (Слайд 2: Фото белорусской деревни, возможно, карта с отметкой Патрики/Вулька Дрогичинского р-на).
"Николай Кузьмич родился 28 ноября 1950 года в маленькой деревеньке на Брестчине. Интересно, что в разных источниках называют разные деревни: Патрики или Вулька. Когда Коле было всего 11 лет, его семья переехала в Россию. Там прошли следующие 10 лет его жизни." (Акцентировать на возрасте – он был ровесником старших учеников в классе).
"Жизнь в деревне наложила отпечаток: его родители работали с животными. А сам Николай после школы пошел учиться... на тракториста-машиниста! (Это может вызвать удивление). Да-да, его первая профессия была совсем не связана с искусством!" (Слайд 3: Условное фото ПТУ или тракториста тех лет).
"После училища он отслужил на Северном флоте. Армия – это тоже важный жизненный опыт." (Слайд 4: Фото моряка или корабля Сев. флота).
"После смерти отца семья вернулась в Беларусь. И только тогда, в 28 лет, Николай Петрович круто меняет свою жизнь!"
Б. Становление художника:
"С 1978 по 1982 год он учится в Минском художественном училище им. А. К. Глебова по специальности "декоративно-прикладное искусство". (Слайд 5: Фото училища). Вот где он получил свои профессиональные навыки!"
"С 1984 года он начинает творить как художник, участвует в выставках. Сначала это были небольшие работы из бронзы и меди. Он работал на Брестском комбинате "Искусство", оттачивая мастерство." (Слайд 6: Логотип комбината или фото ювелирной мастерской).
"Позже он работал художником в Минской епархии (церковном управлении), а с 2005 по 2010 год даже был председателем брестского союза художников." (Слайд 7: Фото здания Минской епархии или эмблема Союза художников). Это говорит о большом уважении к нему среди коллег!"
(20-30 мин.) 3. Главные творения Мастера. Техника.
А. Крест Евфросинии Полоцкой – дело жизни: (Слайд 8: Фото Креста Евфросинии Полоцкой).
"Самая известная и важная работа Николая Кузьмича – это воссоздание Креста Евфросинии Полоцкой! Этот крест – одна из главных православных святынь Беларуси, символ нашей веры и культуры. Оригинал был утерян много веков назад."
"В 1992 году, к 1000-летию Православной церкви в Беларуси, было решено сделать точную копию древнего креста. И поручили эту невероятно ответственную работу именно Николаю Кузьмичу! Сам он говорил, что это предложение стало для него большой неожиданностью."
"Работа была благословлена высшими церковными лицами. Мастер трудился несколько лет. И вот, 24 августа 1997 года, воссозданный крест был освящен. Сейчас он хранится в Полоцком монастыре. Это огромный вклад художника в сохранение нашего духовного наследия."
Б. Рака для мощей Евфросинии Полоцкой: (Слайд 9: Фото раки, если есть).
"Позже, с 2003 по 2007 год, Николай Кузьмич создал еще один важный церковный предмет – раку (специальный ковчег) для мощей Святой Евфросинии Полоцкой. Это тоже очень сложная и почетная работа."
В. Мастер горячей эмали: (Слайд 10: Заголовок "Горячая эмаль". Слайды 11-15: Примеры работ: "Белорусская Атлантида", "Цветочный рай", "Купалье", "Слуцкие пояса", "Праздник").
"Но Кузьмич создает не только церковные реликвии. Его любимая техника в творчестве – горячая эмаль."
Объяснение техники (простыми словами): "Это очень древняя и сложная техника. На металлическую основу (часто из меди или серебра) наносят специальные цветные порошки – стеклянную эмаль. Потом пластину помещают в печь и обжигают при высокой температуре (около 800 градусов!). Стекло плавится, образуя гладкую, блестящую, яркую и очень прочную поверхность. Это как рисовать огнем!"
"Работы Кузьмича в этой технике невероятно красивы, образны и выразительны. Посмотрите на них: (Показ слайдов). Он создает целые серии: "Башни", "Цветочный рай". У него есть работы с названиями "Купалье", "Слуцкие пояса" (вспомните знаменитые белорусские пояса!), "Регата", "Праздник", "Бабье лето", "Мир тебе, планета Земля". Каждое название – как маленькая история или настроение."
"Его работы находятся в музеях разных стран, галереях и частных коллекциях. Он настоящий мастер, чье искусство понятно и ценится во всем мире."
(30-40 мин.) 4. Признание и Награды. Наш Почетный гражданин.
(Слайд 16: Коллаж с основными наградами).
"Талант и труд Николая Кузьмича получили высокое признание:"
"Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь (2007) – это очень почетное звание для художника."
"Лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1997) – высшая награда страны в области науки, культуры, искусства."
"Орден Франциска Скорины (2015) – за вклад в культуру и искусство."
"Церковные награды: Орден Св. Владимира, Орден Креста Евфросинии Полоцкой, Орден Евфросинии Полоцкой – за создание святынь."
"Международное признание: звание "Человек XX века" от центра в Кембридже (Англия)."
"И самая дорогая для нас, брестчан, награда: 16 августа 2019 года Николаю Петровичу Кузьмичу присвоено звание "Почётный гражданин города Бреста"!" (Слайд 17: Фото Бреста, текст о присвоении звания). "Его назвали так за выдающийся вклад в сохранение белорусского духовно-культурного наследия, развитие ювелирного искусства и активную общественную жизнь."
(40-43 мин.) 5. Творческое задание (Закрепление и рефлексия).
"Давайте попробуем почувствовать себя немного художниками! Николай Кузьмич создавал целые серии работ на разные темы: цветы, праздники, башни, белорусские мифы ("Белорусская Атлантида")."
Задание: "Представьте, что вы – художник-ювелир. Придумайте название и нарисуйте эскиз для небольшой декоративной пластинки в технике горячей эмали на одну из тем:"
"Мой родной город (Брест или ваш населенный пункт)"
"Любимый белорусский праздник (Купалье, Масленица, Дожинки)"
"Символ Беларуси (аист, зубр, василек, лен)"
"Космос или мир будущего"
Раздать бумагу и карандаши/фломастеры. Дать 3-5 минут на быстрый набросок и придумывание названия.
Обсуждение (по желанию): Попросить 2-3 учеников показать эскиз и назвать придуманное название работы. Спросить: "Почему выбрали эту тему? Какое настроение хотели передать?"
(43-45 мин.) 6. Подведение итогов.
"Итак, ребята, что же мы сегодня узнали о замечательном человеке?" (Кратко вместе с учениками вспомнить ключевые моменты: белорусский художник-ювелир из Брестской области, создал Крест Евфросинии Полоцкой и раку, мастер горячей эмали, автор ярких серий работ, Заслуженный деятель искусств, Почетный гражданин Бреста).
"Николай Кузьмич – пример того, как талант, упорный труд и любовь к своей земле могут привести к созданию настоящих шедевров, которые становятся частью истории и культуры Беларуси. Его работы – это красота, созданная огнем, металлом и вдохновением."
"Возможно, когда-нибудь вы увидите его эмали в музее или посетите Полоцк и увидите тот самый Крест. И вы сможете с гордостью сказать: "Я знаю Мастера, который это создал! Он наш земляк!"."
Домашнее задание (по желанию): Найти в интернете или книгах изображения работ Н. Кузьмича в технике горячей эмали, выбрать одну, которая больше всего понравилась, и кратко описать, что на ней изображено и какое настроение она передает.
Заключение: "Спасибо за внимание и творческую работу! Искусство окружает нас, делая мир ярче и интереснее."
Рекомендации учителю:
Адаптация: Для 5 класса можно упростить некоторые термины (например, вместо "декоративно-прикладное искусство" – "искусство создания красивых и полезных вещей"), сделать акцент на визуальном ряде и истории про Крест. Для 7 класса можно чуть углубиться в технику эмали или обсудить важность сохранения культурного наследия.
Визуал: Презентация обязательна. Без изображений его работ рассказ потеряет смысл и эмоциональность.
Интерактив: Вовлекайте учеников вопросами по ходу рассказа ("Как вы думаете, сложно ли было сменить профессию?", "Почему воссоздание Креста было таким важным?", "Какие чувства вызывают у вас его эмали?").
Гордость за земляка: Постоянно подчеркивайте его связь с Брестчиной и Брестом, значимость звания "Почетный гражданин".
3