СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Николай Михайлович Карамзин. "Бедная Лиза". Читательский дневник.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учащимся в работе над анализом литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Николай Михайлович Карамзин. "Бедная Лиза". Читательский дневник.»

Название произведения.

Автор (ФИО).

Жанр.

Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика.

Краткое содержание (сюжет)

Тема и основная мысль произведения

Чему учит произведение

«Бедная Лиза»

1792 г.


Карамзин Николай Михайлович

(1766-1826)


Повесть

Сентиментализм

Лиза – простая крестьянская девушка, красивая, добрая, трудолюбивая, доверчивая, искренняя в чувствах и поступках.

Эраст – молодой дворянин, обаятельный, щедрый, добрый, но легкомысленный и безответственный.

Мать Лизы – пожилая больная женщина, добрая, ласковая.

Жизнь пятнадцатилетней Лизы и ее матушки после смерти отца стала трудной, все заботы легли на плечи девушки. Лиза зарабатывает ткацким и швейным делом, иногда носит в город цветы на продажу. Дворянин Эраст, покупая букет у Лизы, проникается к ней интересом. Молодые люди знакомятся и начинают встречаться, хотя принадлежат к разным сословиям. Лиза отдается чувству, понимая, что ей не суждено стать женой Эраста. Юноша обещает преодолеть эту сословную преграду.

Эраст отдаляется от Лизы после близости, ведь его привлекали чистые платонические чувства, а не страсть. Девушка страдает от холодности Эраста. Юноша уходит в армию, но там он не воюет, а кутит и проигрывает в карты имение. Чтобы поправить материальное положение, юноше надо жениться на богатой вдове, об этом он уведомляет Лизу. Девушка от отчаяния топится в пруду. Эраст всю жизнь корит себя за то, что так поступил с Лизой.

Тема – социальное неравенство, главная проблема российского общества – ослабление нравственных норм в высших сословиях.

Основная мысль - Автор хотел показать, что сословное положение человека не имеет значения, а важны лишь его человеческие качества.

Повесть учит тому, что нельзя судить о человеке по сословной принадлежности: не всегда хорошее происхождение дает человеку благородство и высокие нравственные принципы. Простая девушка Лиза, хоть и является крестьянкой, имеет сильный характер, верное любящее сердце и внутреннее благородство. Ее умение чувствовать и любить выдает в ней глубокую натуру, которую ограничивает лишь социальное неравенство.