НОД "Человек и его защита"

Цель: Формирование у детей первичных представлений о болезни туберкулез.
Задачи:
1. Расширять знания детей о культурно – гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения инфекционных заболеваний.
2. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.
Материал :
Видео материал о человеке. Иллюстративный материал о гигиене тела человека. Стихи, загадки, пословицы и поговорки по теме занятия, картинки «Предметы гигиены», восковые мелки, ½ альбомного листа.
ХОД:
- Сегодня мы будем говорить с вами о гигиене. Как вы понимаете слово “гигиена”? (ответы детей)
- гигиена – это мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
- Подумайте и скажите, где и когда необходимы мероприятия, обеспечивающие сохранение здоровья? (по мере ответов на доске открывать таблицу)
- Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о микробах вызывающих страшные болезни, если человек не соблюдает гигиену.
Микробы - они очень маленькие и живые; они попадают в организм и размножаются там, вызывая у нас температуру, недомогание, слабость. Они живут в автобуса, магазине, рынке, туалете, везде, где много люде.
- И сегодня я расскажу вам о страшной болезни ,которая называется Туберкулез (чахотка) – это инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза, которые часто называют палочками Коха.
- Как можно заразиться туберкулезом?
- Основным источником заражения туберкулезом является человек, который болеет туберкулезом легких. Из дыхательных путей, особенно во время кашля, отделяется мокрота, содержащая микобактерии туберкулеза. Мелкие капли мокроты могут попадать в дыхательные пути здорового человека, находящегося рядом. Мокрота может оседать на поверхности пола или земли, на предметах и вещах. Инфекция может попасть в организм человека вследствие нарушения правил гигиены – например, если не вымыть руки после контакта с поручнями в общественном транспорте или употреблять в пищу немытые овощи и фрукты, плохо обработанное мясо и некипяченое молоко.
Что же происходит при вдыхании туберкулезных палочек?
В большинстве случаев, если иммунная система человека находится в норме, вдыхание туберкулезных палочек не приводит к заболеванию в активной стадии. К попавшим в дыхательные пути злым бактериям устремляется целое войско клеток-защитников, которые поглощают и убивают большую часть болезнетворных микроорганизмов. Но некоторые бактерии могут уцелеть и в течение долгого времени оставаться неактивными. Таким образом, «нападение» болезнетворных организмов на организм остается без последствий. Однако cпустя месяцы и даже годы, при ослаблении иммунитета в результате какой-либо другой болезни, недостаточного питания или стресса, бактерии туберкулеза начинают размножаться, уничтожая своей массой клетку-хозяина и полагая начало развитию активного туберкулеза.
В некоторых случаях при первом же попадании инфекции в организм бактерии могут размножаться, вызывая серьезные повреждения легочной ткани. Это случаи активного легочного туберкулеза, который может стать источником дальнейшего распространения инфекции.
При хороших защитных силах организма микобактерии остаются в неактивном состоянии долгое время, но при ослаблении организма в этих частях тела также может развиться туберкулез.
- Что может снизить защитные силы вашего организма?
Если в дыхательные пути попадет слишком большое количество туберкулезных палочек- организм может не справиться с таким натиском. Если Вы длительное время общаетесь с больным туберкулезом, ваш организм подвергается постоянным атакам, и может настать момент, когда он больше не сможет эффективно сопротивляться инфекции.
- Как защищаться от микробов?
- Не есть и не пить на улице;
- Есть только мытые овощи и фрукты;
- Есть и пить только из чистой посуды;
- мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после туалета, после прогулки;
- следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами;
- Когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком,
- Народная мудрость гласит: “Здоровье потеряешь – все потеряешь”
- Но задумаемся, почему мы теряем этот драгоценный дар.
Дидактическое упражнение: «Выбери те вещи, которые помогают ухаживать за телом» (мыло, шампунь, мочалка, полотенце)
- Ребята, здоровье человека, животного во многих случаях зависит от отношения многих людей и каждого к чистоте окружающей природы: к чистоте воздуха, воды, почвы. Подумайте, что нужно делать, чтобы мы реже болели.
Физкультминутка “Водичка, водичка..”
Отгадайте загадки:
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода —
На грязной, немытой шее.
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь. (Мыло)
Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
- Чтобы закрепить наши знания о болезни, давайте сделаем рисунки, разукрасим легкие. Красным цветом разукрасим здоровое легкое, а темным цветом больное легкое. Где здоровое легкое, то там светит солнышко, а где больное легкое, то там нарисована туча.
В конце занятия каждый ребенок получает в подарок небольшие сувениры –предметы личной гигиены.