СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД "Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время этой познавательной и увлекательной экскурсии дети познакомятся с русскими народными обычаями связанными с историей игрушек. Дети отправятся в мини-музей, где определят каков же смысл народных игрушек в истории русского народа.

Просмотр содержимого документа
«НОД "Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки"»

Конспект проведения экскурсии

ФИО: Кочетова Валентина Николаевна

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: старшая дошкольная группа

Тема: «Экскурсия в мини-музей русской народной игрушки»

Цель: знакомство с русскими народными игрушками.

Задачи:

Образовательные: закрепить детьми знания о русских народных игрушках: дымковских, филимоновских, богородских, старооскольских, тряпичных куклах, матрешках, формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи игрушек разных мастеров;

Развивающие: развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, развивать умение ориентироваться в разнообразии предметного мира, а именно русско-народных игрушек, развивать зрительное и слуховое восприятие;

Воспитательные: воспитывать желание участвовать в проектной деятельности, интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа;

Материалы и оборудование:

Ход экскурсии:

К солнцу потянулись, лучик взяли, (Тянутся на носочках, руки вверх)

К сердцу прижали, людям отдали. (Руки к сердцу и в стороны)

Еще потянулись и улыбнулись. (Тянутся на носочках и улыбаются)

- А теперь подарите свои улыбки нашим гостям.

- Ребята, посмотрите на этот стол. Что вы видите? (Игрушки)

- У нас в группе много игрушек. А вы любите играть с ними?

- А из чего сделаны эти игрушки? (Из пластмассы, резины, ткани, металла)

- Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

- Давным - давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера - ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева.

- Ребята, а у вас есть дома такие игрушки, которые сделаны своими руками?

- Давайте нам ребята продемонстрируют их. (Дети показывают свои игрушки и называют материал, из которого они изготовлены)

- Ребята, а как вы думаете, где еще можно увидеть такие игрушки в наше время? (На выставках, в музеях)

- Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

- Кто знает, что такое музей? (Где много старинных предметов)

- Правильно. Это место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы – экспонаты.

- А у нас есть в группе мини-музей?

- Как он называется?

- Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш мини-музей русской народной игрушки. Он необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки и рассматривать. В нашем мини-музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами.

- Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется? (Ответы детей).

- Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

Правила поведения в музее:

- Как вы думаете, как надо себя вести в музее? (Не бегать, не кричать, внимательно слушать)

- Молодцы.

Правила поведения в музее:



Не кричать, не шуметь, не мусорить.

По залам музея следует передвигаться бесшумно.

Нельзя громко разговаривать.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой.

В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

- А кто такой экскурсовод? (Это человек, который работает в музее и рассказывает об экспонатах)

- Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

- Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

- И вот мы очутились в музее. Давайте подойдем к первому столу – стенду.

Демонстрация дымковских игрушек

- Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы? (Это дымковские игрушки) - А почему эти игрушки так назвали?

- Кого вы узнали?

- Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

- Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки? (Красную, желтую, синюю, черную)

- Какие элементы узора вы видите на игрушках? (Колечки, кружочки, волнистые линии)



Демонстрация старооскольских игрушек – свистулек

- Ребята, а вы узнали эти игрушки?

- Как они называются?

- Правильно, это наши старооскольские мастера сделали эти игрушки.

- А какие старооскольские игрушки вы видите? Назовите их.

- Старооскольскую игрушку легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера.

- Какие цвета использовали старооскольские мастера?

- Какие элементы узора?

- Ребята, давайте рассмотрим их.

Старооскольские игрушки –

Сколько радости для глаз!

Будут трели выводить,

Мастеров Старооскольских

Никогда нам не забыть!

- А это какие свистульки? Из чего они сделаны? (Керамическая и деревянная) (Демонстрация свистулек)

Демонстрация филимоновских игрушек

- А это что это за игрушки? (Филимоновские)

- Почему ее так назвали?

- Назовите игрушки.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

- Какие цвета использовали мастера при росписи этих игрушек? (Красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, белый)

- Какие элементы узора они рисовали? (Полосы, дуги, точки, солнышки, елочки)



Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть - чуть пузатая!

Демонстрация богородских игрушек

- А из какого села умельцы сделали эти игрушки? (Богородское)

- Назовите игрушки.

- Из чего сделаны игрушки?

- Дети, а как вы думаете, медведь очень сильный? А почему?

- Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься.



Физминутка

Я прошу подняться на носочки вас - это раз,

Повернулась влево – вправо голова - это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонечко присесть – это шесть.



Демонстрация тряпичных кукол

- А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки? (Из тряпочек)

- Как они называются? (Тряпичные куклы)

- Правильно, это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные.

- Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою. (Кукле Пеленашке)

- Куклу Пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребенка от сглаза и злых духов. (Демонстрация куклы)

- Как называется эта кукла? (Кукла Ангелочек) (Демонстрация куклы)

- Для чего ее делали? (в подарок на именины)

- А это кукла как называется? (Зайчик-на-пальчик) (Демонстрация куклы)

- Для чего ее делали? (Ее делали детям, когда они оставались дома одни)

- А это кукла как называется? (Кукла Колокольчик) (Демонстрация куклы)

- Для чего ее делали? (Она приносила в дом радость и веселье)

- А эта кукла как называется? (Кукла Желанница)

- Для чего нужна была эта кукла? (Кукла исполняет желания)

- А эта кукла как называется? (Кукла Крупеничка) (Демонстрация куклы)

- Для чего она была нужна? (Она приносила в дом достаток)

- А вы заметили, что куклы чем-то необычны? (Нет лица)

- Считалось, что если у куклы нет лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Демонстрация матрешек

- Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка)

- Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом.

- А вы знаете, в чем секрет матрешки? (Матрешка разнимается на две половинки)

- Скажите, из какого материала сделаны матрешки?

- Какие узоры видите на них?

- Какие матрешки здесь представлены? (Полхов – Майданские и Семеновские)

Рефлексия.

- Ребята, мини-музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу.

Давайте поблагодарим экскурсовода за такую интересную экскурсию. (Дети говорят «спасибо»)

- А теперь встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

- Ребята, в каком мини-музее мы сегодня с вами побывали? (В мини-музее русской народной игрушки)

- Вам понравилась наша экскурсия?

Эти игрушки нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.