НОД «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Подготовительная группа группа.
Цель.
Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи: -развивать умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
-помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
-научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
-способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
-способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
-формировать разумное отношение к расходованию денег. Способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
Развивать умения определять жизненно важные потребности человека. Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: -закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
-сформировать представления о расходах и доходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения; -сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление: -воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно; развивать конструктивное мышление.
Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной деятельности детей.
Ход занятия:
Дети становятся в полукруг.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель. (музыка )
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: правильно, ребята. Это Буратино.
Буратино: здравствуйте, ребята!
Воспитатель: здравствуй, Буратино. Мы рады тебя видеть. Буратино, а что у тебя в руках?
Буратино: деньги.
Воспитатель: ребята, а вы знаете что такое деньги?
Дети: деньги - это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.
Буратино: да, ну. Деньги - это деньги.
Воспитатель: Буратино, для чего тебе нужны деньги?
Буратино: мне сказали купить азбуку.
Воспитатель: дети, давайте, расскажем Буратино для чего нужны деньги. Дети: -деньги нужны для покупки продуктов питания; -деньги нужны для оплаты коммунальных услуг; -деньги нужны для оплаты развлечений; -деньги нужны для покупки одежды; -деньги нужны для оплаты проезда в транспорте; -деньги нужны для покупки подарков.
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, загибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка- одежду купить (загибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (загибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: А какие бывают деньги?
Дети: бумажные купюры и монеты.
Воспитатель: а сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот. Буратино, слушай внимательно и запоминай. Монета круглая, а купюра…Купюра бумажная, а монета… Монета звенит, а шелестит…
Буратино: ура, теперь я всё знаю про деньги. За деньги можно всё купить. Воспитатель: дети, вы согласны с Буратино, всё можно купить за деньги или нет? Дети: нет. Воспитатель: что нельзя купить за деньги? Дети: ответы детей -За деньги нельзя купить дружбу; - за деньги нельзя купить уважение; - за деньги нельзя купить любовь; - за деньги нельзя купить семейное тепло и уют; - за деньги нельзя купить общение с природой.
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь откуда берутся деньги в семье? Буратино: конечно, знаю, мне их Папа Карло даёт.
Воспитатель: Ребята, расскажите, Буратино, откуда в семье берутся деньги. Дети: -мама и папа ходят на работу и им платят заработную плату; -бабушка и дедушка получают пенсию; -старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.
Воспитатель: ребята, скажите, что такое семейный бюджет? Дети: семейный бюджет - это подсчёт доходов и расходов.
Буратино: что такое доход? Дети: доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Буратино: что такое расход? Дети: расход- это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
Воспитатель: а, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Доход- расход». Если ситуация, которую я вам назову означает доход, то вы будете хлопать в ладоши, если – расход, то вы будете топать. -Покупка хлеба в магазине; -оплата коммунальных услуг; -папа получил премию; -дедушка выиграл лотерею; -поездка на море; -ремонт квартиры; -бабушка получила пенсию; -покупка игрушек; -мама получила заработную плату.
Буратино закапывает деньги
Воспитатель: Буратино, что ты делаешь?
Буратино: я закапываю деньги, чтобы денежки не потерять.
Воспитатель: дети, а как не потерять. Как их нужно переносить? Дети: в кошельке.
Буратино грустный Буратино: а у меня нет кошелька.
Воспитатель: Буратино, не расстраивайся, мы и тебе сделаем кошелёк. Воспитатель: ребята, поможем Буратино?! Приступайте к работе. Дети делают кошелёк из бумаги по схеме.
Буратино: спасибо, вам, ребята. Я положу монеты в кошелёк и буду тщательно обдумывать все свои расходы. До свидания, ребята.
Дети: до свидания, Буратино!
Итог деятельности
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Буратино.
Воспитатель: чему, мы обучили Буратино?
Дети: мы обучили Буратино финансовой грамотности.
Воспитатель: молодцы, дети, вы сегодня меня порадовали. Ребята, посмотрите, нам Буратино оставил какую-то коробочку. Давайте, посмотрим, что в ней лежит? (воспитатель открывает коробочку в ней медали-монетки) Это Буратино благодарит вас за знания в мире экономики, с которыми вы его познакомили.