Задачи:
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачная, бесцветная, не имеет постоянной формы , запаха
• Закреплять знания детей о состояниях воды: жидкая, твердая,газообразная.
• Развивать умение делать выводы. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
• Развивать речь- дополнить словарь детей: лаборатория, исследование, фильтр, очистка, сосуд, воронка.Развивать умение аккуратно работать.
• Воспитывать экологическую культуру.
Предварительная работа: Проведение беседы «Значение воды в природе и жизни человека». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о водоемах.
Оборудование и материал: Форма со льдом, 2 полотенца, загрязненная вода в стакане, одноразовые стаканы, одноразовые тарелки, фужер, баночка, полоски цветной бумаги, аудиозапись со звуком журчащей воды, салфетка, воронка, прозрачный кувшин с водой,, 2 одноразовые ложки, карточки на столы с номерами опытов, белые халаты для детей и для воспитателя с эмблемами, рисунки, конверт с письмом, ведро для мусора.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о, казалось бы, очень простом и обыкновенном веществе. Чтобы узнать, о каком, я предлагаю вам отгадать загадки:
Покружилась звездочка в воздухе немножко
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Шел долговяз — в землю увяз. (Дождь)
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. (Снег)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем-
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Как же мы можем назвать: росу, снег, дождь, град, туман, лёд одним словом? (Ответы детей) Правильно, вода.
«Вода – бесценный дар природы»
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы.
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой. (Ирис Ревю)
- Ребята, нам пришло письмо из института «Воды». Институт «Воды»- то место, где взрослые, образованные люди, проводят исследования с водой, изучают её свойства, состав. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты с водой. Поможем, ребята? (ответы детей). А все результаты наших исследований мы передадим в институт.
Теперь вы понимаете, почему мы с вами так одеты? Мы с вами коллеги - сотрудники института «Воды». Сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей:
- Правильно, проводят опыты.
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей: Не шуметь, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
-Очень хорошо! Ну, что приступаем!
Опыт №1 «Вода – жидкость»
- Перед вами два стаканчика, в одном из них вода. Перелейте воду из одного стакана в другой. Что можно сказать о воде, которую мы видим? (ответы детей: вода льется, течет, журчит). Значит, она какая? (жидкая) По-другому мы можем сказать что вода – жидкость.
Вывод: вода – жидкость.
Опыт №2 «Вода не имеет вкуса и запаха
Ребята,как вы думаете вода имеет вкус или нет? Почему? А если в воду добвить сахар, какая она будет? ( сладкая) .А если соль?(солёная)
- Вывод: Что можно сказать о воде.Вода приобретает вкус того вещества, которое в неё добавляют .
А теперь уважаемые коллеги понюхайте воду в ваших стаканчиках.Что вы можете о ней сказать? Имеет вода запах? Какой же вы сделали вывод?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт№3 «Лед – твердая вода»
- Возьмите в руки кусочек льда и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял? (от тепла ладони) Что осталось на ладошке? (Вода).
Вывод: лед, – тоже вода, только твердая.
- Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Есть ли у воды форма? (ответы детей: есть, нет). Сейчас мы с вами это узнаем.
Опыт№ 4 «Вода не имеет формы»
Налейте воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, фужер, баночка). Вода приобретает форму каждой из них.
Вывод: вода не имеет собственной формы.
Опыт № 5 «Вода бесцветная, прозрачная».
- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Поднесите поочерёдно полоски к стакану с водой. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что цвет воды совпадает с одним из цветов бумажных полосок? (Нет) Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная). Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой). Давайте опустим в стакан с водой ложку. Вы её видите? (ответы детей) .
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Физкультминутка.
Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорей к реке, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Здорово нам было тут, но вернёмся в институт!
Много знаний и открытий в институте всех нас ждут!
Опыт№ 6 «Очистка загрязненной воды фильтрованием»
Посмотрите, ребята, у нас на столе два стакана с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (ответы детей: Нет. В одном стакане вода чистая, в другом - грязная) .
- Как вы думаете, можно очистить грязную воду? (ответы детей). Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенную в несколько раз салфетку, и начну пропускать грязную воду через воронку. Что получилось? (ответы детей: вода стала чистой) .
- Что стало с нашим фильтром-салфеткой? (Стала грязной) .
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду? (ответы детей) С помощью чего? (фильтров: бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях) .
- Коллеги, сотрудники нашего института также заботятся о чистоте водоёмов! Какие вы знаете водоёмы? (река, ручей, озеро, пруд, море, океан, болото) .
-Предлагаю вам пройти к реке Урал, кторая протекает в нашем городе Магнитогорске. Что такое произошло с нашей рекой?
Посмотрите, какая у нас река. (Дети - грязная) Что же нам делать? (ответы детей: убрать мусор) .
- Ребята, скажите, что случится с водой в реке, если бросать мусор? (Дети: её нельзя будет пить, употреблять в пищу людям и животным, погибнут растения и всё живое в реке) .
- Коллеги, давайте с вами очистим реку от мусора. Дети подходят к газете снимают рисунки мусора и бросают его в мусорное ведро. Молодцы, ребята! Какая чистая вода стала в нашей речке, и рыбки в ней плавают яркие и красивые. Такое дело могли сделать только добрые дети с доброй душой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Послушайте, наша река зажурчала (аудиозапись «шума воды») .
Итог: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии о воде? Какие новые свойства воды, вы сегодня узнали? Есть ли у воды цвет, форма? Как можно очистить загрязненную воду? Какие состояния воды вы запомнили? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) .
- На следующих занятиях мы узнаем о других свойствах такого знакомого и простого, как, казалось бы, нам вещества – вода.
- Спасибо вам, ребята, за работу, и хочу пожелать не забывать о пользе воды и о том, что воду нужно беречь. Всем юным исследователям работники института «Воды» передали медали, которые вы получаете за ваши старания и научные открытия. А наш отчёт об опытах и открытиях будет отправлен в институт Воды.