Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.
Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.
Цель заключается в привлечении внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполезные или нежелательные, в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.
Задачи:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов и переработки мусора;
- сформировать представление о способах утилизации мусора;
- популяризация экологического движения;
- развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности;
- формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.
Принципы:
1. Непрерывность и преемственность содержания с учетом возрастающей детской компетентности, доступность для детей 6-7 лет.
2. Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО при реализации программы.
3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Правила и нормы утилизации пищевых отходов в ДОУ отражены в СанПиНах 2.4.1.3049-13, 2.4.5.2409-08. Их соблюдение обязательно. Согласно санитарным нормам в ДОУ:
издается приказ, в котором указываются ответственных за пищевые отходы;
ответственными лицами за утилизацию назначают зав.пищеблоком (шеф-повар) и заведующую детским садом;
разрабатывается и утверждается инструкция по утилизации пищевых отходов;
ведется журнал учета, регистрации образующихся остатков;
составляется акт на списание испорченных продуктов в отходы.
СанПиН указывает, какие продукты утилизируются в первую очередь, какие подходят для дальнейшей переработки. Прописана методика сбора пищевых остатков, хранения, вывоз. В правилах прописывают способы контроля, проверки состояния продуктов.
В ДОУ сбор, хранение, утилизация осуществляется строго в соответствии с нормами и правилами. В первую очередь утилизируются скоропортящиеся продукты:
мясо, колбаса;
молочные, кисломолочные изделия;
кондитерские изделия.
Некондиционные продукты, после заключения о годности, используются для приготовления блюд. Продукты с просроченным сроком использования утилизируются.
Остатки пищи складывают в маркированные бочки и другие, специально выделенные емкости, с плотно закрывающимися крышками. Остатки пищи хранятся в прохладном, отведенном для этого помещении. К месту временного хранения отходы перевозятся на оборудованных тележках, в плотно закрытой емкости.
В соответствии со схемой обращения отходов в ДОУ оборудуют площадку для контейнеров. Площадка должна иметь твердую поверхность, и находиться на расстоянии как минимум 25 м от игровой площадки, здания ДОУ.
Движение отходов отражается в журнале утилизации. После утилизации составляется акт, который подписывается ответственным за утилизацию сотрудником.
Модель организации образовательной деятельности в рамках реализации мероприятия«Мусора. Больше. Нет.»
(экологическая безопасность для дошкольников)
Образовательная область | Задачи | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность со сверстниками | Совместная деятельность с взрослыми | Взаимодействие с семьей |
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие. Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие. Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Расширять представления детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека | Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности. | Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности. | Наблюдения за окружающей природой. Прогулки по экологической тропе. Экскурсии. | Листовки, плакаты, брошюры, рекомендации для родителей. |
| Сюжетно-ролевые, дидактические и настольно-печатные игры. | Встреча «Центральная детская библиотека» в рамках реализации экологических лекториев. Библиотечные уроки. | Встречи со специалистами |
Настольно-печатные игры. | | Проведение интерактивных занятий. | Совместная образовательная деятельность. Проектная деятельность. |
Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения. | Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры и настольно-печатные игры. | Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности. | Акции. Беседа. Диалог. | Мастер-классы. |
Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, популяризация экологического движения и переработки мусора .Сформировать представление о способах утилизации мусора. | Сбор еловых веточек после праздника для подкормки животных в зоопарке | Театрализация. Драматизация. Познавательно – исследовательская деятельность. Заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия» | Выпуск газет, листовок, бюллетеней. Познавательно – исследовательская деятельность. Чтение стихотворений и художественных текстов по экологической тематике. | Совместное участие в экологических акциях. Познавательно – исследовательская деятельность. Экскурсия в зоопарк. |
Развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности | Работа в центре изодеятельности (книжки – раскраски на экологические темы) | Создание мини-музея «Чудесный мир пластмассы». Выставку бумажных изделий «Бумажный мир». Изготовление поделок из природного материала. | Сбор экспонатов для музея совместные экскурсии в музей; рассматривание экспонатов в музее; Выставка творческих работ совместной деятельности детей и родителей Плакаты в защиту зеленой елочки | Конкурс совместных поделок из бросового материала (пенопласт, пластик, стекло, бумага, жестяные банки) Мастер – класс «Изобретатели безопасной лампочки» Рекомендации «По применению использованных Новогодних живых елей». |
| Просмотр видеозаписей (мультфильмы, обучающие фильмы) | Познавательно – конструктивная деятельность «Знаток», Как работает батарейка. «Куда сдать батарейки, после окончания в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек? | Распространение буклетов и листовок Акция «Батарейка» ( по сбору использованных батареек и сдачи их в пункты приема) Экологическая акция: « Куда сдавать энергосберегающие лампочки» (раздача листовок с призывом об утилизации энергосберегающих ламп) | Участие в акции детского сада «Твой экологический след» (в рамках проведения мероприятий установка на территории детского сада контейнеров для раздельного сбора мусора). |
План мероприятий
по организации работы по раздельному сбору мусора
№п/п | Содержание работы | Дата | Ответственный |
Работа с педагогами |
1 | Консультация для педагогов «Раздельный сбор отходов» | Апрель | Педагоги групп |
2 | Освещение проведенных мероприятий на сайте УДО. | В течение года | Педагоги групп |
3 | Подборка дидактических игр «Сортируем мусор правильно» | В течение года | Педагоги групп |
4 | Создание уголков бережливости в группах | В течение года | Педагоги групп |
Работа с воспитанниками |
1 | Беседа «Что такое отходы и откуда они появляются?» | В течение года | Педагоги групп |
2 | Тематические занятия «Верни Природе чистоту!» | В течение года | Педагоги групп |
3 | Творческое конструирование игрушек из бросового материала. | В течение года | Педагоги групп |
4 | Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» | В течение года | Педагоги групп |
Взаимодействие с семьями воспитанников |
1 | Участие в сборе макулатуры | В течение года | Педагоги групп |
2 | Изготовление буклетов для родителей по пропаганде раздельного сбора мусора | В течение года | Педагоги групп |
Конспект НОД по экологическому развитию
«Бросим умный взгляд на мусор!»
(подготовительная группа)
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
· Листочки бумаги по количеству детей,
· Книжки «Наши добрые дела» по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры,
· Различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно»)
· Фонограмма «Голоса леса»
· Глобус
НОД проводится по подгруппам.
Ход образовательного процесса
Воспитатель. Ребята, Валли – житель мусорного города сегодня прислал нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем рассказывается.
Автор - Андрей Усачев
Мусорная фантазия.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Дети. О мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.
Воспитатель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).
Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?
Дети. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки и т.д.
Воспитатель. Правильно, сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида.
- пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни;
-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….
- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.
Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.
Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?
Дети. В мусорное ведро. Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? |
Дети. На свалку.
Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.
Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой? А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!
Дети: грязно, некрасиво
Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину. Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!
Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?
Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.
Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…
Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.
Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?
Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.
Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?
Дети: Лес, вода, земля
Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.
Воспитатель: Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
Воспитатель: Вот какие молодцы! Все справились с заданием и правильно разложили мусор по корзинам.
Воспитатель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?
Воспитатель: У меня есть для каждого из вас замечательные книжки-раскраски «Займёмся добрыми делами». На последней страничке этой книжки-раскраски я вам предлагаю нарисовать полезные вещи или поделки, которые можно сделать из старой упаковки. А потом поучимся их мастерить.
Дети рисуют.
Показ глобуса.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?
Дети: Не мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.
Воспитатель читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша навеки родная земля
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрее!
Конспект мероприятия НОД «Я природе помогу, мусор весь я уберу» в подготовительной группе. Цель: Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Задачи: Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в природе. Пробудить у детей познавательный интерес через знакомство с возможностью использования знакомого детям предмета — магнита в предложенной ситуации (показать возможность использования магнита, как безопасного средства трудовой деятельности-возможность собрать мелкие металлические предметы). Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Создать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками. Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы сверстников, самостоятельно принимать окончательное решение (предмет действительно необходим, либо не является в данной ситуации необходимым). Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный положительный результат, полученный в ходе коллективной деятельности. Материалы: значки на тему «Правила поведения в лесу», тряпочки, магнит, перчатки, пакеты для сбора «мусора», мелкие металлические детали, элементы «мусора» (коробки от сока, баночки от йогурта, обёрточная бумага, и др., фонограмма «Пение птиц». Ход занятия: В: Ребята, я сегодня когда шла в детский сад встретила зайчика. Он сидел и плакал. Я спросила, что случилось, оказывается в лесу после лета такой беспорядок, на поляне много мусора, все звери, птицы покинули лес. Я пообещала зайчику, что мы ему поможем. -Да, ребята, что-то случилось серьезное. Кто-то сильно нарушил правила поведения в лесу. -А вы знаете правила поведения в лесу? Д: Да, знаем. В: Вспомним их? (воспитатель по очереди показывает значки «Чего нельзя делать в лесу», дети проговаривают изученные на предыдущих занятиях базовые правила). Д: В лесу нельзя рвать цветы, ягоды, нельзя разорять гнезда птиц, нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др. В: Молодцы вы хорошо знаете правила поведения в лесу. - Давайте, поможем зверятам и птичкам в лесу? Ответы детей В: А сможете, ведь в лесу много мусора? Ответы детей В: А как мы будем помогать? Д: Мы соберём весь мусор и вынесем из леса. В: Правильно ребята, мусор представляет для зверят большую опасность, его необходимо собрать и вынести из леса как можно быстрее. Не будем терять ни минуты! Мусор бывает разный: крупный (бумага, банки, бутылки) и очень мелким, который не заметен, но очень вредит не только людям, но и лесным жителям. На полу стоит большой рюкзак: тряпки, грабли, пылесос, пакет, перчатки, магнит. В: Ребята, как вы считаете какие предметы нам пригодятся. Дети предлагают свои вариант. Принимается каждый вариант. Для каждого названного предмета идёт один алгоритм рассуждений: — Давайте подумаем, как мы будем использовать предмет? Действительно ли он необходим. Когда выбор доходит до магнита, воспитатель предлагает детям посмотреть как он притягивает к себе мелкие железные детали. Воспитатель предлагает дощечку с мелкими железными деталями (кнопки, гайки, гвозди пр.). Подносит магнит к тарелочке с металлическими предметами. В:Ребята, что произошло? Д: (ответы детей) В: -Ребята, с помощью магнита, можно собрать мелкие железные предметы не только дома, но и в лесу. -Магнит – это важный предмет для сбора мелкого мусора? В: Ребята, вы как думаете магнит необходим для сбора мусора? Д: (ответы детей). В: Вот и все, необходимые предметы мы собрали, отправляемся в лес для того что бы помочь зверятам и птичкам. Мы с друзьями (ходьба на месте) Солнечным погожим днем Мы с друзьями в лес идем Мы с собой несем рюкзак Собираем мусор в такт, (наклоны вперед) А вокруг полно всего, и бутылок и газет, Мы набрали весь пакет! (наклоны вправо, влево) Здесь отличные места! Мусорить нигде нельзя. В: Ребята, вот мы и убрали весь мусор. В: Как стало чисто, какие вы молодцы! Включается фонограмма — пение птиц. В: Послушайте и птички вернулись в лес, обрадовались и запели. Присядем, полюбуемся и немного отдохнём. -Ребята, получилось у нас помочь зверятам и птичкам? Д: ответы детей (да, мы все убрали) В: А как вы считаете, почему мы так быстро все убрали? Д: (ответы: Мы взяли с собой важные предметы, дружно работали, старались, собрали весь мусор) В: Что нового вы узнали? Д: ребята рассказывают перечисляя предметы и обсуждают свои выводы (пылесос не работает в лесу, магнит можно использовать для сбора мелких железных предметов) В: Ребята, у магнита есть ещё несколько секретов. Например, с помощью магнита можно показывать фокусы, это очень легко и интересно. Когда мы вернёмся в детский сад, я вам покажу несколько фокусов с магнитом. В: Зверятам и птичкам, ребята, мы помогли? Д: Да! В: Пакеты с мусором забираем с собой. Отправляемся в детский сад! Вместе по лесу идем Вместе по лесу идем, Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг (Ходьба на месте) Тысяча цветов вокруг (Протягивая — руки в стороны). Вот ромашка, василек, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковер. И направо и налево (наклониться и коснуться левой ступни левой рукой). К небу руки протянули, Позвоночник растянули. Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся). В: Вот и наша группа. Понравилось вам помогать лесным жителям? Д:высказывают свою точку зрения (ориентировочно: Да!) В: Я с вами согласна ребята, помогать — делать добро очень приятно! Далее НОД переходит в совместную деятельность педагога с детьми: Педагог извлекает из рюкзачка магниты, раздаёт детям. Показывает «чудеса с магнитом» — магнит удерживает предметы через тонкую дощечку (лист бумаги); передвигая магнит под дощечкой (листом бумаги) двигается и предмет; два магнита отталкиваются друг от друга. Самостоятельная деятельность детей: Дети играют с магнитами пробуя собрать мелкие железные предметы, повторить фокусы, свободно перемещаясь по группе. По мере угасания интереса к деятельности, педагог предлагает вернуть все магниты в уголок экспериментирования, обещает в дальнейшем рассказать ещё несколько секретов магнита. |
Эко-акция «Садики за раздельный сбор отходов»
Цель акции: экологическое воспитание, формирование культуры бережного отношения к природным ресурсам у детей и внедения практики современого способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке, а также сбор и передача на переработку вторичного сырья, собранного участниками проекта.
Участники проекта: педагоги, дети и их родители.
В рамках акции был организован сбор отходов, подлежащих переработке:
Для этого, в группах размещены контейнеры для сбора отходов.
С детьми была организована работа по воспитанию экологической культуры с использованием мультимедийной презентации, специально созданного фильма и подвижных игр. Показ мультимедийной презентации и фильма сопровождался сурдопереводом.
1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Проблема: Почему и как нужно убирать мусор?
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | 1. “Мусору нет!” Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается? | Декабрь | Дети, родители | Педагоги |
2. Беседа с детьми: “Помоги природе” | | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов. | | Дети, педагоги | Педагоги |
Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток. | | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
2 | Размещение информации в родительском уголке. | Январь | Дети, родители | Педагоги |
Составление плана работы по реализации проекта | Январь | Педагоги | Педагоги |
Экскурсии по улицам района. Помощь родителей в оформлении альбомов “Жалобная книга природы” | Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Разработка консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”, “Здоровячок”. | Январь, февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изучение особенностей территории ДОУ. | Январь | Родители, педагоги | Педагоги |
Анкетирование детей и родителей | Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д. | Январь | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
2-й этап: “Мероприятия и события”, практический (реализация намеченных планов):
Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
развернуть таблицу
Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Беседа с детьми на тему: “Воскресный отдых в лесу, на реке” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Экскурсия к пункту сбора макулатуры | Февраль | Дети, педагоги | Педагоги |
Занятие: “Мы защитники родной природы” | Февраль | Дети, педагоги | Педагоги |
Занятие: “Волшебное превращение ненужных вещей” | Февраль Март | Дети, педагоги | Педагоги |
Работа в кружке “Умелые ручки” “Чудесные поделки” | Февраль Март | Дети, педагоги | Педагоги |
Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Зеленый патруль “Чистый уголок детского сада” | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Экологическая акция “Мой чистый двор” | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Детские рисунки “Планета заболела”, “Здоровая планета” “Правила поведения в природе”. | Январь Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Составление и изготовление лозунгов: “Мусор – в урны!” “Мусор земле не к лицу”, “Не губите природу” | Январь Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Творческая мастерская “Затейники” | Январь Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление кормушек на участок детского сада. | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д. | Январь Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление поделок для оформления группы. | Январь Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”). | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление макета по ПДД из бросового материала. | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”. | Февраль | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”. | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне). | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление декоративного оформления для участка (из резиновых шин и пластиковых бутылок). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Природоохранительные акции | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Опытно-экспериментальная деятельность: “Рассортируем мусор”, “Как переработать мусор”, “Изготовление новой бумаги”, “Если закопать в землю мусор, что произойдет?” | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья” | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Изготовление атрибутов для театрализованных игр. | Январь Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Работа с родителям. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям. | Февраль Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Сбор с родителями коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги)(переработка этих материалов). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Организация похода семьей на природу (с природоохранными знаками собственного изготовления). | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
3-й этап: (заключительный).
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
1 | Открытие галереи “Мусорный вернисаж” | Март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
2 | Презентация проекта: “Дефиле “Мусорная мода” - экологический праздник | март | Дети, родители, педагоги | Педагоги |
Представленные мероприятия помогают постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Список использованных источников
Литература для воспитателя:
1. Гинсбург В.Л Утилизация мусора// Экология и жизнь – 2006 – 5 – с. 38-41
2. Елдышев Ю.Н. Отходы не зарывать, а перерабатывать. // Экология и жизнь. - 2009.
3. Сборник статей и информационных материалов по технологиям переработки отходов [сост. Составители: Т.Филкова, Т. Мусуралиев]. Бишкек: 2009. 255 с.
4. Охрана окружающей среды в России. 2010: стат. cб. / Росстат. – M., 2010. –
5.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.