СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по экологическому развитию на тему: "Бросим умный взгляд на мусор!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель заключается в привлечении внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов,  продуктов, образовавшихся как побочные, бесполез­ные или нежелательные, в результате производственной и непроизвод­ственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработ­ке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.

Просмотр содержимого документа
«НОД по экологическому развитию на тему: "Бросим умный взгляд на мусор!"»

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.

Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.

В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.

Цель заключается в привлечении внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполез­ные или нежелательные, в результате производственной и непроизвод­ственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработ­ке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.

Задачи:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

- формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов и переработки мусора;

- сформировать представление о способах утилизации мусора;

- популяризация экологического движения;

- развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности;

- формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.

Принципы:

1. Непрерывность и преемственность содержания с учетом возрастающей детской компетентности, доступность для детей 6-7 лет.

2. Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО при реализации программы.

3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса.



Правила и нормы утилизации пищевых отходов в ДОУ отражены в СанПиНах 2.4.1.3049-13, 2.4.5.2409-08. Их соблюдение обязательно. Согласно санитарным нормам в ДОУ:

  • издается приказ, в котором указываются ответственных за пищевые отходы;

  • ответственными лицами за утилизацию назначают зав.пищеблоком (шеф-повар) и заведующую детским садом;

  • разрабатывается и утверждается инструкция по утилизации пищевых отходов;

  • ведется журнал учета, регистрации образующихся остатков;

  • составляется акт на списание испорченных продуктов в отходы.

СанПиН указывает, какие продукты утилизируются в первую очередь, какие подходят для дальнейшей переработки. Прописана методика сбора пищевых остатков, хранения, вывоз. В правилах прописывают способы контроля, проверки состояния продуктов.

В ДОУ сбор, хранение, утилизация осуществляется строго в соответствии с нормами и правилами. В первую очередь утилизируются скоропортящиеся продукты:

  • мясо, колбаса;

  • молочные, кисломолочные изделия;

  • кондитерские изделия.

Некондиционные продукты, после заключения о годности, используются для приготовления блюд. Продукты с просроченным сроком использования утилизируются.

Остатки пищи складывают в маркированные бочки и другие, специально выделенные емкости, с плотно закрывающимися крышками. Остатки пищи хранятся в прохладном, отведенном для этого помещении. К месту временного хранения отходы перевозятся на оборудованных тележках, в плотно закрытой емкости.

В соответствии со схемой обращения отходов в ДОУ оборудуют площадку для контейнеров. Площадка должна иметь твердую поверхность, и находиться на расстоянии как минимум 25 м от игровой площадки, здания ДОУ.

Движение отходов отражается в журнале утилизации. После утилизации составляется акт, который подписывается ответственным за утилизацию сотрудником.


Модель организации образовательной деятельности в рамках реализации мероприятия«Мусора. Больше. Нет.»

(экологическая безопасность для дошкольников)


Образовательная

область

Задачи

Самостоятельная деятельность

детей

Совместная деятельность со сверстниками

Совместная деятельность с взрослыми

Взаимодействие

с семьей
















Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие















Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие.

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие


Расширять представления детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека

Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности.

Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности.

Наблюдения за окружающей природой. Прогулки по экологической тропе. Экскурсии.

Листовки, плакаты, брошюры, рекомендации для родителей.


Сюжетно-ролевые, дидактические и настольно-печатные игры.


Встреча «Центральная детская библиотека» в рамках реализации экологических лекториев. Библиотечные уроки.

Встречи со специалистами

Настольно-печатные игры.


Проведение интерактивных занятий.

Совместная образовательная деятельность. Проектная деятельность.

Формировать первоначальные

умения и навыки экологически грамотного и безопасного поведения.

Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры и настольно-печатные игры.

Рассматривание иллюстраций на темы экологической безопасности.

Акции.

Беседа. Диалог.

Мастер-классы.

Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, популяризация экологического движения и переработки мусора .Сформировать представление о способах утилизации мусора.


Сбор еловых веточек после праздника для подкормки животных в зоопарке


Театрализация. Драматизация.

Познавательно – исследовательская деятельность.


Заучивание стихотворения

А. Усачева «Мусорная фантазия»

Выпуск газет, листовок, бюллетеней.

Познавательно – исследовательская деятельность.


Чтение стихотворений и художественных текстов по экологической тематике.

Совместное участие в экологических акциях.

Познавательно – исследовательская деятельность.

Экскурсия в зоопарк.

Развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности

Работа в центре изодеятельности

(книжки – раскраски на экологические темы)


Создание мини-музея «Чудесный мир пластмассы».


Выставку бумажных изделий «Бумажный мир».


Изготовление

поделок из природного материала.

Сбор экспонатов для музея совместные экскурсии в музей;

рассматривание экспонатов в музее;


Выставка творческих работ совместной деятельности детей и родителей

Плакаты в защиту зеленой елочки

Конкурс совместных поделок из бросового материала (пенопласт, пластик, стекло, бумага, жестяные банки)


Мастер – класс

«Изобретатели безопасной лампочки» Рекомендации «По применению использованных Новогодних живых елей».





Просмотр видеозаписей

(мультфильмы, обучающие фильмы)

Познавательно – конструктивная деятельность

«Знаток»,

Как работает батарейка.

«Куда сдать батарейки, после окончания в детском саду акции по сбору отработавших свой срок батареек?

Распространение буклетов и листовок

Акция «Батарейка» ( по сбору использованных батареек и сдачи их в пункты приема)

Экологическая акция: « Куда сдавать энергосберегающие лампочки» (раздача листовок с призывом об утилизации энергосберегающих ламп)

Участие в акции детского сада «Твой экологический след»

(в рамках проведения мероприятий установка на территории детского сада контейнеров для раздельного сбора мусора).



План мероприятий

по организации работы по раздельному сбору мусора

п/п

Содержание работы

Дата

Ответственный

Работа с педагогами

1

Консультация для педагогов 

«Раздельный сбор отходов»

Апрель

Педагоги групп

2

Освещение проведенных мероприятий на сайте УДО.

В течение года

Педагоги групп

3

Подборка дидактических игр

«Сортируем мусор правильно»

В течение года

Педагоги групп

4

Создание уголков бережливости в группах

В течение года

Педагоги групп

Работа с воспитанниками

1

Беседа  «Что такое отходы и откуда они появляются?»

В течение года

Педагоги групп

2

Тематические занятия «Верни Природе чистоту!»

В течение года

Педагоги групп

3

Творческое конструирование игрушек из бросового материала.

В течение года

Педагоги групп

4

Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

В течение года

Педагоги групп

Взаимодействие с семьями воспитанников

1

Участие в сборе макулатуры

В течение года

Педагоги групп

2

Изготовление буклетов для родителей по пропаганде раздельного сбора мусора

В течение года

Педагоги групп

















Конспект НОД по экологическому развитию

«Бросим умный взгляд на мусор!»

(подготовительная группа)

 

                

Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.

Задачи:

1.     Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.

2.     Развивать умение анализировать экологическую проблему.

3.     Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.

4.     Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.

5.     Формировать умение сортировать мусор при его сборе.

6.     Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

·        Листочки бумаги по количеству детей,

·        Книжки «Наши добрые дела» по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры,

·        Различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно»)

·        Фонограмма «Голоса леса»

·        Глобус

НОД проводится по подгруппам.

Ход образовательного процесса

 

Воспитатель. Ребята, Валли – житель мусорного города сегодня прислал нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем рассказывается.

Автор - Андрей Усачев

Мусорная фантазия.

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете:

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

 

         Дети. О мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.

Воспитатель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).

         Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?

Дети. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки и т.д.

Воспитатель. Правильно,  сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида.

пищевые отходы - это  все что попадает в мусорное ведро с кухни;

-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?  Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер.

А куда вывозят контейнеры с мусором?

 

Дети. На свалку.

Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.

Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой?  А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!


Дети: грязно, некрасиво

Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину. Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!

Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?

Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.

Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?

Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.

Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?

Дети: Лес, вода, земля

Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.

Воспитатель: Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.

 Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».


Воспитатель: Вот какие молодцы! Все справились с заданием и правильно разложили мусор по корзинам.

Воспитатель: Когда  мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то,  как правило, они во что-то упакованы  (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?

Воспитатель: У меня есть для каждого из вас замечательные книжки-раскраски «Займёмся добрыми делами». На последней страничке этой книжки-раскраски я вам предлагаю нарисовать полезные вещи или поделки, которые можно сделать из старой упаковки. А потом поучимся их мастерить.

Дети рисуют.


Показ глобуса.

Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и   в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?

Дети:  Не  мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.

Воспитатель читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».

Пусть на земле не умирают реки

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша  навеки родная земля

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрее!
















Конспект мероприятия НОД «Я природе помогу, мусор весь я уберу»

в подготовительной группе.

Цель: Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об основных правилах поведения в лесу, правилах безопасности при осуществлении трудовой деятельности в природе.

  • Пробудить у детей познавательный интерес через знакомство с возможностью использования знакомого детям предмета — магнита в предложенной ситуации (показать возможность использования магнита, как безопасного средства трудовой деятельности-возможность собрать мелкие металлические предметы).

  • Развивать наглядно-образное мышление, воображение.

  • Создать условия для успешного продуктивного взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками.

  • Развивать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы сверстников, самостоятельно принимать окончательное решение (предмет действительно необходим, либо не является в данной ситуации необходимым).

  • Вызвать у детей эмоциональный отклик на совместный положительный результат, полученный в ходе коллективной деятельности.

Материалы: значки на тему «Правила поведения в лесу», тряпочки, магнит, перчатки, пакеты для сбора «мусора», мелкие металлические детали, элементы «мусора» (коробки от сока, баночки от йогурта, обёрточная бумага, и др., фонограмма «Пение птиц».

Ход занятия:

В: Ребята, я сегодня когда шла в детский сад встретила зайчика. Он сидел и плакал. Я спросила, что случилось, оказывается в лесу после лета такой беспорядок, на поляне много мусора, все звери, птицы покинули лес. Я пообещала зайчику, что мы ему поможем.

-Да, ребята, что-то случилось серьезное. Кто-то сильно нарушил правила поведения в лесу.

-А вы знаете правила поведения в лесу?

Д: Да, знаем.

В: Вспомним их? (воспитатель по очереди показывает значки «Чего нельзя делать в лесу», дети проговаривают изученные на предыдущих занятиях базовые правила).

Д: В лесу нельзя рвать цветы, ягоды, нельзя разорять гнезда птиц, нельзя шуметь, нельзя ломать деревья, нельзя разорять муравейники, нельзя забирать из леса домой животных, нельзя разжигать костры, нельзя оставлять мусор и др.

В: Молодцы вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

- Давайте, поможем зверятам и птичкам в лесу?

Ответы детей

В: А сможете, ведь в лесу много мусора?

Ответы детей

В: А как мы будем помогать?

Д: Мы соберём весь мусор и вынесем из леса.

В: Правильно ребята, мусор представляет для зверят большую опасность, его необходимо собрать и вынести из леса как можно быстрее. Не будем терять ни минуты! Мусор бывает разный: крупный (бумага, банки, бутылки) и очень мелким, который не заметен, но очень вредит не только людям, но и лесным жителям.

На полу стоит большой рюкзак: тряпки, грабли, пылесос, пакет, перчатки, магнит.

В: Ребята, как вы считаете какие предметы нам пригодятся.

Дети предлагают свои вариант. Принимается каждый вариант. Для каждого названного предмета идёт один алгоритм рассуждений:

— Давайте подумаем, как мы будем использовать предмет? Действительно ли он необходим.

Когда выбор доходит до магнита, воспитатель предлагает детям посмотреть как он притягивает к себе мелкие железные детали. Воспитатель предлагает дощечку с мелкими железными деталями (кнопки, гайки, гвозди пр.). Подносит магнит к тарелочке с металлическими предметами.

В:Ребята, что произошло?

Д: (ответы детей)

В: -Ребята, с помощью магнита, можно собрать мелкие железные предметы не только дома, но и в лесу.

-Магнит – это важный предмет для сбора мелкого мусора?

В: Ребята, вы как думаете магнит необходим для сбора мусора?

Д: (ответы детей).

В: Вот и все, необходимые предметы мы собрали, отправляемся в лес для того что бы помочь зверятам и птичкам.

Мы с друзьями (ходьба на месте)
Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем
Мы с собой несем рюкзак

Собираем мусор в такт, (наклоны вперед)
А вокруг полно всего, и бутылок и газет,
Мы набрали весь пакет! (наклоны вправо, влево)
Здесь отличные места!

Мусорить нигде нельзя.

В: Ребята, вот мы и убрали весь мусор.

В: Как стало чисто, какие вы молодцы!

Включается фонограмма — пение птиц.

В: Послушайте и птички вернулись в лес, обрадовались и запели. Присядем, полюбуемся и немного отдохнём.

-Ребята, получилось у нас помочь зверятам и птичкам?

Д: ответы детей (да, мы все убрали)

В: А как вы считаете, почему мы так быстро все убрали?

Д: (ответы: Мы взяли с собой важные предметы, дружно работали, старались, собрали весь мусор)

В: Что нового вы узнали?

Д: ребята рассказывают перечисляя предметы и обсуждают свои выводы (пылесос не работает в лесу, магнит можно использовать для сбора мелких железных предметов)

В: Ребята, у магнита есть ещё несколько секретов. Например, с помощью магнита можно показывать фокусы, это очень легко и интересно. Когда мы вернёмся в детский сад, я вам покажу несколько фокусов с магнитом.

В: Зверятам и птичкам, ребята, мы помогли?

Д: Да!

В: Пакеты с мусором забираем с собой. Отправляемся в детский сад!

Вместе по лесу идем

Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг (Ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (Протягивая — руки в стороны).

Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковер.
И направо и налево (наклониться и коснуться левой ступни левой рукой).

К небу руки протянули, Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся).
В: Вот и наша группа. Понравилось вам помогать лесным жителям?

Д:высказывают свою точку зрения (ориентировочно: Да!)

В: Я с вами согласна ребята, помогать — делать добро очень приятно!

Далее НОД переходит в совместную деятельность педагога с детьми:

Педагог извлекает из рюкзачка магниты, раздаёт детям. Показывает «чудеса с магнитом» — магнит удерживает предметы через тонкую дощечку (лист бумаги); передвигая магнит под дощечкой (листом бумаги) двигается и предмет; два магнита отталкиваются друг от друга.

Самостоятельная деятельность детей:

Дети играют с магнитами пробуя собрать мелкие железные предметы, повторить фокусы, свободно перемещаясь по группе. По мере угасания интереса к деятельности, педагог предлагает вернуть все магниты в уголок экспериментирования, обещает в дальнейшем рассказать ещё несколько секретов магнита.












































Эко-акция «Садики за раздельный сбор отходов»

Цель акции: экологическое воспитание, формирование культуры бережного отношения к природным ресурсам у детей и внедения практики современого способа сбора отходов, подлежащих вторичной переработке, а также сбор и передача на переработку вторичного сырья, собранного участниками проекта. 

 

Участники проекта: педагоги, дети и их родители. 

 

В рамках акции был организован сбор отходов, подлежащих переработке:

 


Для этого, в группах размещены контейнеры для сбора отходов.

 

С детьми была организована работа по воспитанию экологической культуры с использованием мультимедийной презентации, специально созданного фильма и подвижных игр. Показ мультимедийной презентации и фильма сопровождался сурдопереводом.



1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):

В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.

Изучив интересы детей, проводя анкетирование, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.

Проблема: Почему и как нужно убирать мусор?


п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

1

1. “Мусору нет!”

Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он девается?

Декабрь

Дети, родители

Педагоги

2. Беседа с детьми: “Помоги природе”

 

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц

Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.

 

Дети, педагоги

Педагоги

Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток.

 

Дети, родители, педагоги

Педагоги

2

Размещение информации в родительском уголке.

Январь

Дети, родители

Педагоги

Составление плана работы по реализации проекта

Январь

Педагоги

Педагоги

Экскурсии по улицам района.

Помощь родителей в оформлении альбомов “Жалобная книга природы”

Январь

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Разработка консультаций и газет для родителей “Прикоснись к природе сердцем”, “Здоровячок”.

Январь, февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изучение особенностей территории ДОУ.

Январь

Родители, педагоги

Педагоги

Анкетирование детей и родителей

Январь

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, атрибутов для работы на участке и т.д.

Январь

Дети, родители, педагоги

Педагоги



2-й этап: “Мероприятия и события”, практический (реализация намеченных планов):

Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.

 развернуть таблицу

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Беседа с детьми на тему: “Воскресный отдых в лесу, на реке”

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Экскурсия к пункту сбора макулатуры

Февраль

Дети, педагоги

Педагоги

Занятие: “Мы защитники родной природы”

Февраль

Дети, педагоги

Педагоги

Занятие: “Волшебное превращение ненужных вещей”

Февраль
Март

Дети, педагоги

Педагоги

Работа в кружке

“Умелые ручки”
“Чудесные поделки”

Февраль
Март

Дети, педагоги

Педагоги

Разработка визуальной технологии по данной теме “Разрешающие и запрещающие знаки”

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Зеленый патруль “Чистый уголок детского сада”

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Экологическая акция “Мой чистый двор”

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Детские рисунки

“Планета заболела”,
“Здоровая планета”
“Правила поведения в природе”.

Январь
Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Составление и изготовление лозунгов:

“Мусор – в урны!”
“Мусор земле не к лицу”,
“Не губите природу”

Январь
Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Творческая мастерская “Затейники”

Январь
Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление кормушек на участок детского сада.

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: “Магазин”, “Парикмахерская”, “Больница” и т.д.

Январь
Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка.

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление поделок для оформления группы.

Январь
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Волшебный декупаж (“из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки”).

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление макета по ПДД из бросового материала.

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Дидактическая игра “Сортируем мусор правильно”.

Февраль

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Чтение и обсуждение сказки Н.А. Рыжовой “Серая шапочка и красный волк”.

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне).

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление декоративного оформления для участка (из резиновых шин и пластиковых бутылок).

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Труд и наблюдение (собрать и правильно рассортировать все собранное).

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Природоохранительные акции

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Опытно-экспериментальная деятельность:

“Рассортируем мусор”,
“Как переработать мусор”, “Изготовление новой бумаги”,
“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Выпуск экологической газеты: “Меньше мусора – больше здоровья”

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Изготовление атрибутов для театрализованных игр.

Январь
Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Работа с родителям. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям.

Февраль
Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Сбор с родителями коллекции предметов, на которых есть экологические знаки (пакеты, одноразовая посуда, виды бумаги)(переработка этих материалов).

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

Организация похода семьей на природу (с природоохранными знаками собственного изготовления).

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

 

3-й этап: (заключительный).

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

1

Открытие галереи “Мусорный вернисаж”

Март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

2

Презентация проекта: “Дефиле “Мусорная мода” - экологический праздник

март

Дети, родители, педагоги

Педагоги

 

Представленные мероприятия помогают постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.

  • дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

  • имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;

  • имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;

  • умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;

  • создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.



Список использованных источников


Литература для воспитателя:


1. Гинсбург В.Л Утилизация мусора// Экология и жизнь – 2006 – 5 – с. 38-41

2. Елдышев Ю.Н. Отходы не зарывать, а перерабатывать. // Экология и жизнь. - 2009.

3. Сборник статей и информационных материалов по технологиям переработки отходов [сост. Составители: Т.Филкова, Т. Мусуралиев]. Бишкек: 2009. 255 с.

4. Охрана окружающей среды в России. 2010: стат. cб. / Росстат. – M., 2010. –

5.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.

6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. - 2005.- № 17.- С.11-15.