НОД по экологии в старшей группе с использованием икт
«Знатоки Природы»
Воспитатель: Петренко Н.В.
Виды деятельности: Познавательный, коммуникативный Форма: Подгруппа
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной активности детей через ОД на тему: «Знатоки природы» Задачи: Формировать представление об окружающем мире, о многообразии цветов и оттенков, закреплять признаки разных времен года
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, творческие способности
Воспитывать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению норм поведения в природе.
Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие; Речевое развитие;
Социально – коммуникативное развитие;
Физическое развитие.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций , наблюдение за природой, чтение художественной литературы, загадывание загадок о природе, проведение дидактической игры «Четвёртый лишний».
Оборудование
Демонстрационный: презентация о природе, презентация
«Правила поведения в природе»
Раздаточный: карточки с животными, насекомыми, растениями, разрезные карточки с временами года, карточки с заданиями.
Индивидуальная работа: активизировать речь детей.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
(На стульях лежат карточки зелёного, жёлтого, белого, красного цвета, под стульями карточки и маски.)
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель:
“Это кто же к нам стучится,
Просится к нам в дом?
Посмотрим?”
Забегает зайчик
«Здравствуйте ,ребята. Меня прислала к вам лесная фея. “Прилетела к нам Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – ветром пугала, снегом сильным засыпала, колдовала. Пострадал её любимый цветок Цветик – семицветик и волшебство его исчезло. Фея сказала, что только вы можете ей помочь. Воспитатель: Ну что ,ребята, мы будем делать?(Дети соглашаются помочь)
Зайчик, а что мы должны сделать?
(Зайчик отдаёт конверт).
“Давайте посмотрим. Интересно, что здесь написано. Прочитаем?”
Воспитатель читает письмо.
“Здравствуйте дети. Я Фея Природы. Было в моем природном государстве так красиво и спокойно, но вдруг прилетела Тётушка-Непогодушка. В ладоши сильно хлопала – ветром пугала, снегом сильным засыпала, колдовала. Сильно пострадал мой любимый цветок Цветик-Семицветик. Все лепестки его потрепала и всё волшебство Цветика –Семицветика исчезло. А расколдовать его сможет только тот, кто любит и знает природу. Я знаю, что только вы сможете мне помочь»
Воспитатель: Дети, вы согласны помочь? А вот и задания которые нам отправила Фея Природы, которые нам предстоит выполнить.
1.Красный лепесток. “Отгадай загадку”.
Дети, возьмите карточки на стульчиках.
“Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны поднять карточку. Если загадка будет о зиме, вы должны поднять белый квадрат, о весне – зелёный, о лете – красный, об осени – жёлтый. (Если дети правильно угадали, появляется слайд с временем года)
Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. (Зима) | Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима) |
Дни становятся длиннее, Тает снег, ручьи звенят-заливаются. Из заморских стран далёких Птицы к нам Летят-возвращаются. (Весна) | Тает снег, звенят ручьи, Всё сильней потоки. И летят уже грачи К нам из стран далёких. (Весна) |
Солнце припекает, Цветы расцветают, Бабочки порхают, Ягоды поспевают, Когда это бывает? (Летом) | Желтой краской крашу я Поле, лес, долины. И люблю я шум дождя, Назови-ка ты меня! (Осень) Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... |
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете времена года. Что же на оранжевом лепестке?
2.Оранжевый лепесток. Игра «Найди домик» Дети, вам надо взять по одной картинке и определиться к какому кругу подойти, т.е найти домик. Объяснить, почему именно к этому кругу подошли.
3.Жёлтый лепесток. Дидактическая игра «Собери картинку»
4.Зелёный лепесток. Игра «Кем (чем) был, Кем (чем) стал»
Воспитатель: Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. Кем был и кем стал.”
Икринка – малёк – рыба.
Яйцо – Цыплёнок - лебедь.
Семечко – росток – растение (подсолнух).
Жёлудь – росток – дуб.
5. Голубой лепесток.
Соедини линией «Кто где живёт?»
Физминутка «Зайцы скачут»
6.Синий лепесток. Блиц-вопросы. (2 команды )
“Отвечаем быстро.
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– У какой птицы самый красивый хвост? (у павлина)
– Какая птица охотится ночью? (сова, филин)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)
- Что запасает на зиму белка? (орехи, грибы)
– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?
– – Кто носит детёныша в сумке? Кенгуру
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Где живёт белый медведь? На севере
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
– Какое животное называют “кораблём пустыни”
- Какое животное называют царём зверей? (лев)
– В кого превращаются гусеницы? В бабочку
– Без чего не сможет расти растение? ( без света, воды, тепла). Воспитатель: Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили.
7.Фиолетовый лепесток Правила поведения в лесу Вопросы о том, как вести себя в лесу. Как вы поступите.
– Нашёл Лёша гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
– Дети пришли с воспитателем на лесную поляну и в изумлении остановились: “Сколько цветов! Купава, ромашки, колокольчики. Давайте нарвём большие букеты цветов”, – предложили дети. А воспитатель сказала…Что сказала воспитатель?
(Не рвите цветы. Помните, сорванные растения не дают семян. Не будет семян, не будет цветущих растений)
– В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика: Саша и Паша. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась” – сказал Саша. “Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу” – сказал Паша. Кто из мальчиков был прав?
А теперь, посмотрите на картинку Правила поведения в лесу (слайд) и скажите какие правила надо соблюдать в лесу.(ответы детей)
Рефлексия: Ребята, посмотрите каким ярким, красивым стал Цветик-Семицветик. Вы помогли ему и волшебство к нему вернулось. Вы молодцы! Дети, посмотрите, чудо случилось, Фея появилась.(Слайд) Фея благодарит детей за помощь.(звуковое сопровождение)
Конспект мероприятия «Права и обязанности детей и взрослых» для детей
Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
Задачи:
• Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
• Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
• Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились и Главные вопросы: что могут делать люди и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека»,в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка»
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
— А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что же в нем находится. (Свидетельство о рождении).
— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Давайте познакомимся».
Воспитатель: Я буду каждому из вас давать в руки воздушный шарик,а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
-Следующее право спрятано у меня в конверте (семь букв «Я»)
-Что это за буква? Сколько букв «Я»? Какое слово получилось? (семья)
-Расскажите мне про это право.
Каждый ребёнок имеет право на семью – это мама, папа, братья…
- Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Воспитатель: Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
- Ребята, а если есть семья- она где-то должна жить. Значит, на что имеет право ребёнок? (на жильё)
Будь то город иль деревня,
Везде строятся дома.
В каждом доме непременно
Живёт счастливая семья.
-Ребята, посмотрите какие красивые картинки я принесла (вывешиваю на доску картинки о здоровом образе жизни). Что на этих картинках изображено? Что ребята делают? (спортом занимаются, закаляются, заботятся о своём здоровье)
- А вы как заботитесь о своём здоровье? (делаем зарядку, ходим на улицу, чистим зубы)
- Молодцы. А если так случилось, что вы заболели. Кто тогда позаботится о вашем здоровье? (мама, родные, врачи)
-Конечно, о вашем здоровье позаботится врач.
Если вдруг я заболел,
Побегу скорей в больницу.
Вылечи меня скорей,
Мне здоровье пригодится.
-Получается, что вы имеете право на … (лечение)
Воспитатель: А сейчас давайте немного с вами отдохнем.
Игра «Все будет хорошо».
Дети встают в круг, делают 2-3 глубоких вдоха. Все вместе произносят стихотворные строки и выполняют движения.
В небе солнышко взошло (поднимают руки – вдох)
И всем улыбнулось, (опускают руки – выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки – вдох)
И больше не взгрустнулось (опускают руки – выдох).
- Конечно же, ребята, все будет хорошо. Ребята, а что мы сейчас делали? (отдыхали)
-Значит, на что ещё вы имеете право (на отдых)
Ребенок должен быть красивым,
Веселым, сильным и счастливым.
Поэтому хочу сказать:
Ребенок должен отдыхать!
Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного мешочка. О каком праве она нам расскажет?
(Право на образование)
— Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
— Где можно получить образование?
— Для чего надо учиться?
А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в ранец то, что необходимо школьнику (играют 2 человека).
Выбираю двух человек, они собирают себе команды. Две команды собирают портфели.
-Молодцы, правильно собрали. Ребята, а куда вы с этим портфелем пойдёте? (в школу)
В школу скоро мы пойдём,
Там друзей себе найдём.
-Итак, что вы будете делать в школе? (учиться)
-Значит, на что вы имеете право? (на учёбу, на образование)
Всех детей учить должны,
Детям знания нужны.
Это знать должны все дети
И все люди на планете.
— Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
— В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
-Вот как много у вас всяких прав. Давайте мы с вами вспомним всё, на что вы имеете право (в ходе повторения собираем цветок – в серединке нарисован ребёнок, а на лепестках – права ребёнка). - На одной из картинок нарисован малыш, сидящий в середине цветка. Что это означает? - Ребенка сравнивают с цветком. Чтобы цветок не погиб, его нужно поливать, рыхлить, оберегать от ветра. Так и малыша, мама должна любить, хорошо кормить, давать овощи, фрукты, молоко, витамины, чтобы не болел, больше гулял, играл.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для малыша близким и понятным, это поможет сформировать у него активную жизненную позицию. Поэтому детский сад должен давать своим воспитанникам элементарные правовые знания.
Ключевые задачи правового воспитания дошольников
Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацеленона реализацию следующих задач.
Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения
В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
информационно-познавательный;
эмоционально-оценочный;
поведенческо-деятельностный.
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
В среднем группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для наилучшего ухода и воспитания
Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).
Методы и средства успешного освоения правовых понятий
Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.
Включение в занятие игрового компонента. К детям приходят сказочные персонажи или животные, которым они помогают решить проблему. Герой может рассказать им удивительную историю (Буратино жалуется, что папа Карло не хочет покупать ему Азбуку). Персонаж может быть сквозным на всех занятиях по праву: например, это маленький человечек, который попадает в различные ситуации.
Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок (хороший вариант — сказочные видеосюжеты).
Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?
Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить (конечно, проще всего это сделать на уровне семьи, наблюдая за папой и мамой).
Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок, в старшем дошкольном звене — решение кроссвордов и ребусов.
Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов (воспитанники старшей и подготовительной групп могут сами делать карточки для дидактических игр).
Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
Развивающая среда в группе должна отвечать принципам демократизма: каждый участник детского коллектива имеет свободный доступ ко всем игрушкам и пособиям.
Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр.
Правовые понятия проще осваивать с опорой на наглядность
Игры по правовому воспитанию в детском саду
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть
Словесные игры
Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.
Сделать их более увлекательными поможет элемент подвижности — например, использование мяча или флажка, ребята дети передают друг другу после ответа.
«Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
«Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
«Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
«Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
Игры на закрепление других прав
«Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).
«Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
«Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
«Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?», «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д.), «Как ты любишь проводить свободное время?» и пр. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети каждый раз создавали новые пары.
«Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).
Игры-драматизации и развивающие воображение
В процессе такой деятельности педагог просит дошкольников разыграть небольшую сценку — воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (при этом они закрепят правовые знания), либо придумать собственную историю.
«Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок.
Настольно-печатные игры
Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук), посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото.
Лото поможет оценить различные поступки с позиции правил, установленных в обществе
Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать дошкольники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.
Данная пара карточек напоминает дошкольнику о праве каждого на неприкосновенность
Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.
«Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
«Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность), и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.
Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).
Играя в больницу, дошкольники уясняют, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь
Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели»: ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери»): дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.
Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию
Занятия по правовому воспитанию обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому такая работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной деятельностью.
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.
«Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка.
«Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
«Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей.
«Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание егов неволе.
На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.
В русской народной сказке Кот, петух и лиса демонстрируется нарушение права на личную неприкосновенность
Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность. Например, после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».
Тематика занятий
Поскольку занятия по правовому воспитанию проводятся в ДОУ не так часто, то тематика их не будет слишком разнообразной. Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.
В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.