Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области
Конспект занятия по конструированию
Тема: «Как рукавички стали театральными куклами»
Группа № 5 общеразвивающей направленности
для детей 4-5 лет
Беклемищева Ж.Н. – воспитатель
Дата проведения: 22.03.2018г.
►Программные задачи:
образовательные:
приобщать детей к театральной культуре (продолжить знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами театров, профессией режиссёра); учить различать эмоции людей по внешним проявлениям; продолжить знакомить с видами театра для детей (театр теней, театр кукол); вызвать интерес к созданию персонажей театра кукол из рукавичек; помочь установить ассоциации между героями литературных произведений и создаваемыми персонажами; обратить внимание на взаимодействие в театре разных видов искусства (литература, музыка, изобразительное и декоративно-оформительское искусство, пластика).
развивающие:
развивать творческую активность детей;
воспитательные:
воспитывать интерес к театральному искусству; воспитывать устойчивый интерес к конструированию, желание создавать своими руками игровое и театральное пространство.
►Оборудование и материалы: детские вязаные рукавички, пуговицы, бусины, мягкая тонкая проволока, фломастеры, клей, цветная бумага персонаж - Петрушка, цветные фотографии «Такой разный театр», ширма, разные виды театра, аудиозапись, CD-проигрыватель. Демонстрационный материал «Конструируем в весенний период. Средняя группа»
►Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о театре, беседы с детьми «Что такое театр, какие виды театра, что такое театр кукол? Какими бывают театральные куклы?»
►Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей с содержанием театрального уголка в группе, различными видами театра, внутренним убранством театра, ввести новые понятия: «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».
Художественно- эстетическое развитие: способствовать развитию интереса к театрализованной деятельности, желания использовать содержание театрального уголка группы в самостоятельной деятельности, способствовать развитию артистических способностей, творчества.
Социально-коммуникативное развитие: способствовать формированию умения принимать на себя соответствующую роль, выразительно исполнять ее, добиваться сходства с персонажем, способствовать формированию умения выступать перед зрителями, преодолевать смущение, труд и творчество.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, способствовать развитию эмоциональной, тембровой стороны.
Физическое развитие: развитие мелкой моторики.
Ход занятия
Приветствие друг друга и гостей
Станем рядышком, по кругу, (взявшись за руки, становятся в круг)
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»; (вытянув руки, приветствуют друг друга)
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся - (поворачиваются к гостям, выстраиваются в линию)
ДОБРОЕ УТРО!!! (все вместе)
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел очень необычный гость. Берет игрушку. Знакомство с Петрушкой.
Петрушка: Здравствуйте, ребята, меня зовут Петрушка. Я хозяин вашего группового театрального уголка. Живу рядом с вами в группе и заведую этим уголком. Хотите, я познакомлю вас со своим богатством?
Дети: Да
Петрушка: Но сначала я хочу у вас спросить: «А вы знаете, что такое театр?» (ответы детей).
Петрушка: Театр — это место, где показываются представления. А кто из вас был в театре?
Петрушка: Ребята, а что вы видели в театре? Я вам его сейчас покажу. У меня есть волшебный чемоданчик, в котором очень много интересного. (Достает картинки).
- Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра.
Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях.
- Давайте зайдем в этот красивый дом. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир)
- Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб.
- Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале …(сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом.
- Ребята, а какие бывают театры? (оперный, драматический.). От чего зависит название театра? (от того, какое представление показывают). Я буду описывать представление, а вы скажете, в каком театре его показывают.
● Спектакль, в котором актёры поют? (опера)
● Спектакль, в котором артисты рассказывают зрителям обо всех событиях помощью танца (балет)
● Спектакль, в котором участвуют животные? (театр зверей)
● Спектакль, в котором участвуют куклы? (кукольный театр). Ребята, неужели куклы сами передвигаются, разговаривают? (Нет, за них это делают люди). Как же их называют? (кукловодами) Но их почему-то не видно, где же они прячутся? (За ширмой)
- Но, есть еще самый таинственный и загадочный театр, для которого нужна темнота, лампа и тени. Как же он называется? (теневой театр)
- Дети, для того, чтобы все эти спектакли состоялись, в театре трудится много людей разных профессий. (актёры, гримёры и т. д.) и все они очень важны. А как вы думаете какая профессия самая ответственная? (режиссер). Почему? (режиссёр распределяет роли, проводит репетиции с актерами, объясняет им, как двигаться, когда сделать паузу... Он организует все, что происходит на сцене).
- И, наконец, когда спектакль готов, театр приглашает зрителей.
Новый спектакль называется премьерой.
Петрушка: Молодцы, а хотите поиграть?
В.: А вы хотели бы стать артистами?
Д.: Да.
В.: Хорошо. Сейчас я возьму волшебную палочку, и с её помощью превращу всех в артистов. Закройте все глаза, а я произнесу волшебные слова.
Раз, два, три – повернись
И в артиста превратись!
Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!
- Представьте, что мы пришли в осенний сад, где очень много деревьев.
(воспитатель исполняет роль «дерева»)
Вот мы увидели яблоньку, подбежали к ней, хотим сорвать яблоки, а они очень высоко висят (дети смотрят наверх).
Подпрыгиваем, не достать, слегка потрясли дерево, яблоки падают на голову.
(дети хватаются за голову, прикрывают ее руками).
- Ой, как больно (изображают боль на лице, но мы поднимаем яблочки, радостно рассматриваем их, какие они красивые, широко открываем рот, откусываем!
- Фу-у, какое оно горькое, сплевываем и с недовольным видом кладем их обратно под яблоньку (дети, молча, выполняют все действия).
- Подходим к другому дереву, яблочки совсем низко висят, рвем, откусываем, какие вкусные! Жуем еще и еще откусываем, жуем, глотаем. Улыбаемся, довольные. Возвращаемся на места, садитесь ребятки, на стульчики. Вот и побывали мы артистами театра
Петрушка: Молодцы, ребята, вы настоящие актеры. А вы знаете, что означает само слово «актер»? Актер — это человек исполняющий роль на сцене. А вы знаете, что актерами могут быть не только люди, но и куклы и даже ложки, стаканчики, варежки и многое другое. В моем чемоданчике они тоже есть.
Вот тростевой театр, в нем используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой. Вот театр «Би-ба-бо». Куклы одеваются на руку, используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.Театр на фланелеграфе: Рисунки мы можем подобрать вместе с вами из старых книг, журналов.
У нас есть в группе и «Наручный» театр: пальчиковый и ладошковый.
А еще конусный и магнитный.
Петрушка: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось. А теперь ребята, мы с вами превратимся в волшебников, и сами будем превращать персонажей для нашего театра кукол из обыкновенных варежек. Давайте сядем за столы и рассмотрим картинки и узнаем, как самые обыкновенные рукавички могут превратиться в персонажей театра кукол.
Дети рассматривают и начинают конструировать персонажей. Они оформляют личики и мордочки героев: детали (глаза, носы, рты, языки, усы) прикрепляют с помощью проволоки, приклеивают или рисуют фломастерами усы и уши.
Осмысление результата. Дети устанавливают сходство рукавички с персонажем и усиливают ассоциативное сходство в процессе конструирования.
Петрушка «Ой, что-то еще есть в моем чемоданчике! Достает мешочек с гостинцами от всех жителей нашего театрального уголка. Им тоже очень понравилось наше занятие, они вас благодарят и приглашают почаще открывать волшебный чемоданчик.»
Раздача гостинцев. Прощание с Петрушкой