СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по программе "Социокультурные Истоки" "Дружная семья" , средняя группа (4-5 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД  по программе "Социокультурные истоки" "Дружная семья", средняя группа (4-5 лет)

Просмотр содержимого документа
«НОД по программе "Социокультурные Истоки" "Дружная семья" , средняя группа (4-5 лет)»


ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ»

КОНСПЕКТ №1

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Средняя группа (4-5 лет)


Месяц  проведения: Сентябрь

Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: Семья

Тема НОД (с указанием ведущей образовательной области): социально-коммуникативное развитие. 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное  развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое  развитие

Цель: Формирование у детей представления о дружной семье.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;

- формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;

- формировать умение работать в паре;

- дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.

Развивающие: 

- развитие  коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие  самооценки у детей;

- развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким.

Воспитательные:

- воспитание  добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;

- воспитание уважительного отношения к близким и родным.

Виды деятельности:  коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.

Формы организации: групповая  и  индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра.  Разговор в ресурсном круге. 

Оборудование или материал к НОД:

- Фото зона в патриотическом уголке "Моя семья" (фотографии семей воспитанников группы)

- Первая книга для развития детей 4-5 лет под редакцией И.А.Кузьмина «Дружная семья»

- Атрибуты для дружного круга: веселое солнышко

- Карандаши

Предварительная работа:

- Беседа с детьми о СЕМЬЕ

- Знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»

- Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.

- Разучивание русской народной игры «Как у бабушки Ларисы», разучивание пословиц, поговорок о семье;

- Сюжетно-ролевая игра «Наш дом»

- Слушание «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;

- Чтение: А.Плещеев «Внучка»; рассказ Л. Корсунская «Семья»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».  

- Подвижные игры: «Семья», «Кто у нас живет в квартире». 

- Пальчиковая игра «Семья»

Место проведения:  групповая комната


ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Вступительная часть 

   Всем доброго дня! Ребята, прежде чем мы начнём занятие, давайте поприветствуем наших гостей. (Здравствуйте!)

Молодцы, а вас ребята, приветствует вот такое веселое солнышко! (показ веселого солнышка с широкой улыбкой) Смотрите, какая замечательная улыбка! А улыбка это всегда хорошее настроение. Приглашаю всех ребят собраться в дружный круг и подарить друг другу улыбку, а солнышко нам поможет. Мы будем по очереди передавать веселое солнышко друг другу со словами "Я дарю свою улыбку (имя ребенка) (Воспитатель начинает дружный круг передавая солнышко ребенку, справа от себя).

Организационный момент

Присоединение к теме

   Воспитатель:

Теперь у всех отличное настроение! И вы сможете назвать тему нашего занятия отгадав следующие загадки, садитесь на стульчики и внимательно слушайте:

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед - 

Мой родной, любимый...дед,

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...семья.



Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: 

Всех милее наша....мама.

 

Кто не в шутку, а всерьез 

Нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно...папа.

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...бабушка.


Правильно ребята, мы сегодня поговорим о семье. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, это близкие и родные люди. У каждого из нас есть своя семья (показ на фото зону «Моя семья») у кого-то большая, у кого-то маленькая. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. У членов семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия. Самая главная забота всех родителей - чтобы их дети, т.е. вы, выросли хорошими людьми. Для этого они не жалеют - ни сил, ни времени.

Ребята, скажите, пожалуйста, какую семью можно назвать дружной? (ответы детей)

Правильно, в дружной семье все любят друг друга, помогают, проявляют заботу друг к другу, особенно к малышам и пожилым людям, а дети уважают и слушают своих родителей. А ваша семья дружная? (ответы детей) Что вы делаете всей семьёй вместе? (играем, моем посуду, убираем дом, поём, рисуем, гуляем и т.д.) Какие молодцы!

А теперь, давайте мы с вами встанем у стульчиков и вспомним пальчиковую гимнастику, которая так и называется «Моя семья»

(Дети загибают пальчики на первой руке)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я,

(на второй руке)

Тётя

Дядя,

Брат,

Сестра

Вот и вся моя СЕМЬЯ!

Работа в круге

Молодцы, садитесь ребята. Кроме этой игры, мы также познакомились со многими рассказами, стихами, а также пословицами и поговорками о семье из этой замечательной книги (демонстрация книги "Дружная семья") Как она называется?(ответы детей).

Правильно, давайте вспомним некоторые из них.  (Выступление 2-3 детей «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В дружной семье и в холод тепло»,  «В гостях хорошо, а дома лучше») Молодцы, все эти поговорки и пословицы говорят нам о том, что когда дома собирается вся семья всем становиться хорошо и весело.

Хороводная русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» 

Все Играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

                                           Как у бабушки Ларисы

                                           Было семеро детей.

                                           Они не пили, не ели, 

                                           Все на бабушку глядели, 

                                           Разом делали вот так....

Бабушка Лариса показывает движения,  имитирующие труд женщин (стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи).

                                           И всё делали вот так!

Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры бабушкой Ларисой.

2. Вторая часть: индивидуальный этап и работа в паре по книге "Дружная семья"

А сейчас, предлагаю парами сесть за столы и рассмотреть иллюстрации из книги "Дружная семья". Внимательно посмотрите, чем занята каждая семья? Что они делают? И подумаете, какую семью можно назвать дружной? Отметьте эти иллюстрации знаком «+» в пустом квадратике. Время работы 3 минуты. (На иллюстрациях изображение дружной семьи: семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).

Хорошо, а теперь поменяйтесь своими работами со своей парой и посмотрите, как у них выполнено это задание. Согласны ли вы с таким выбором, с такими ответами?


3.Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Кто хочет нам рассказать о своем выборе и объяснить, почему на иллюстрациях изображены именно дружные семьи? Начнем свой ответ со слов "Мы думаем, что эта семья дружная, потому что они...." (все вместе сажают цветы/трудятся, все вместе пьют чай, все вместе гуляют, все вместе читают).

Молодцы, все хорошо справились с заданием, помогали друг другу, дружно работали в паре.

Заключительная часть.

 Рефлексия.

 Понравилось ли вам работать в паре? (ответы детей). Вы также можете договориться и поиграть парами в группе (построить дом для куклы, слепить игрушку, нарисовать картинку и т. д.). Ведь дружба друзей, как и дружба в семье - это взаимопомощь, когда все друг другу помогают, забота, радость, любовь и уважение. Согласны? (ответы детей)

  Ребята, а давайте мы поинтересуемся, понравилось ли наше занятие вашим родителям? С каким настроением вы пойдете домой? (ответы родителей)

На этом наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо.