Конспект НОД по развитию лексико- грамматического строя речи в старшей логопедической группе
Тема: «Детский сад. Игрушки»
Учитель – логопед: Романова Е.Г.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НОД:
Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи у детей подготовительной к школе логопедической группы с ОНР и ФФНР.
Задачи НОД:
В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
Активизировать и расширять словарь детей по теме: «Детский сад. Игрушки»;
Формировать у детей обобщающее понятие «игрушки»;
Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Учить детей образовывать относительные прилагательные;
Учить детей образовывать множественное число существительных;
Развивать внимание, мышление, общую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушка Незнайка, игрушки (кубики, кукла, мяч, матрешка, пирамидка, юла, машинка); картинки игрушек.
Ход НОД:
1. Организационный момент, Игра «Назови ласково соседа». (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед предлагает ребятам встать возле своих мест и говорит: - На свой стульчик сядет тот, кто сможет назвать ласково своего соседа. Например, Аню можно назвать ласково АНЕЧКА, а Сашу – САШЕНЬКА».
Дети называют и садятся.
2. Игра «Отгадай-ка загадки» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед выставляет игрушку Незнайку и говорит: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка и принес с собой большой мешок, а что в этом мешке – он и сам не знает. Давайте поможем Незнайке отгадать, что спрятано у него в мешке.
(По мере отгадывания загадок выставляются соответствующие игрушки или картинки)
Это чудо - кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. (КУБИКИ)
Я глазки открываю, я глазки закрываю,
Я «мама» говорю, играть с тобой люблю. (КУКЛА)
Его пинают, он не плачет,
Его бросают – назад не скачет. (МЯЧ)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка. (МАТРЕШКА)
Логопед: - Ребята, а как назвать одним словом все, что принес с собой Незнайка? (ИГРУШКИ)
Логопед: - Какие игрушки есть у каждого из вас? Как вы с ними играете? (логопед слушает ответы детей)
3. Речевая игра-упражнение «Подбирай, называй, запоминай»
(Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на Незнайкины игрушки, подумайте и скажите, что можно делать с каждой из них.
(логопед добивается полных четких ответов - предложений от детей)
КУКЛУ МОЖНО … (кормить, одевать, купать, укладывать спать, лечить, расчесывать…)
МАШИНКУ МОЖНО … (катать, разгружать…)
ИЗ КУБИКОВ МОЖНО … (строить дом, строить гараж, строить башню…)
МЯЧ МОЖНО … (катать, кидать, ловить, бить ногой…)
ПИРАМИДКУ МОЖНО … (собирать, разбирать…)
ЮЛУ МОЖНО… (вращать, крутить…)
4. Дидактическая речевая игра «Большой – маленький»
(Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед: - Ребята, давайте сравним наши игрушки и игрушки Незнайки.
У Незнайки большая кукла, а у нас – маленькая… (КУКОЛКА)
У Незнайки большой мяч, а у нас – маленький… (МЯЧИК).
У Незнайки большая машина, а у нас – маленькая… (МАШИНКА).
У Незнайки большой барабан, а у нас – маленький … (БАРАБАНЧИК).
У Незнайки большая матрешка, а у нас – маленькая …(МАТРЕШЕЧКА).
У Незнайки большой заяц, а у нас – маленький … (ЗАЙЧИК).
5. Физкультминутка (Образовательная область - ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Двигательная деятельность).
«Мишутка- спортсмен»
Встал Мишутка, потянулся,
И назад он оглянулся.
Наклонился вправо, влево,
Посмотрел наверх и вниз.
Станет мишка сильным, смелым,
Как известный футболист.
6. Дидактическая речевая игра «Один-много». (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед: - Ребята, посмотрите, наш друг Незнайка зашел к нам в детский сад и увидел здесь
не одну машинку, а много…. (МАШИНОК),
не одну неваляшку, а много….(НЕВАЛЯШЕК),
не один мяч, а много …(МЯЧЕЙ),
не одного мишку, а много…(МИШЕК),
не один кубик, а много… (КУБИКОВ) и др.
7. Дидактическая речевая игра «ЧТО ИЗ ЧЕГО?» (Образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Коммуникативная и речевая деятельность).
Логопед: - У нашего Незнайки очень много игрушек, но он не знает, из чего они сделаны. А вы знаете?
- Игрушки делают из разных материалов.
- Давайте поможем Незнайке разобраться, из какого материала сделаны его игрушки.
- Из чего сделан мяч?
Если мяч сделан из резины, значит он какой? (РЕЗИНОВЫЙ).
- Из чего сделаны кубики?
Если кубики сделаны из дерева, значит они какие? (ДЕРЕВЯННЫЕ).
- Из чего сделана машинка?
Если машинка сделана из железа, значит она какая? (ЖЕЛЕЗНАЯ).
- Из чего сделан заяц?
Если заяц сделан из пластмассы, значит он какой? (ПЛАСТМАССОВЫЙ).
- Из чего сделана снежинка?
Если снежинка сделана из бумаги, значит она какая? (БУМАЖНАЯ).
И др.
8. Итог. (Образовательные области – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Речевая деятельность).
Логопед: - О чем говорили? Что нового узнали? Где и как это может нам помочь?
Оценка работы детей.