Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радость» комбинированного вида
Структурное подразделение детский сад №145
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы
Тема «Дикие животные зимой»
Составитель: воспитатели
Савицких
Екатерина Владимировна.
г. Нижний Тагил
2021год
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дикие животные зимой»
Цель: Закрепить знания детей о животных зимой.
Задачи:
Учить детей составлять рассказ о диких животных по картинке с описанием их внешнего вида; продолжать учить детей согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа;
упражнять детей в использовании слов с противоположным значением;
образовывать слова при помощи суффиксов.
Оборудование: презентация
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и
Ход занятия
Воспитатель: «Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь.
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь,
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?»
Дети: Зимой.
Воспитатель: Что можно сказать про зиму, какая она?
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам, стать волшебниками и превращать предметы в большие и маленькие изменив слово: (воспитатель бросает детям мяч, называя слово, а дети меняют слово и бросают мяч обратно).
Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Везде в поле, в лесу расстелила зима белый пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей.
А кого спрятала, отгадайте:
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет – (Лиса).
Как вы узнали, догадались, что это лиса?
Что в загадке сказано о хвосте? О мехе?
А еще что можно сказать о лисе, какая она?
Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет – (Волк).
Какой волк? Какие у него зубы?
Что еще можно сказать о волке? Какой он?
Ловкая, проворная,
По деревьям скок – скок,
Да орешки щелк – щелк – (Белка).
Что сказано о белке в загадке?
Какая она? Как еще можно назвать белку?
Большой, косолапый,
В теплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает – (Медведь).
Как вы догадались. Что это медведь? Какой он?
Зимой белый, летом серый.
Ни кого не обижает,
А всех сам боится – (Заяц).
Какой он? Что говорится о нем в загадке?
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: посмотрите ребята, кто-то перепутал жилища всех зверей и поселили их в чужие домики, давайте им поможем найти свой дом? Д/и «Где чей дом?»
Дети вспоминают, как называется дом животного, и находят его дом на картинке.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру Д/и «Назови семью». Я вам буду называть животное, а вы мне скажите, как можно назвать папу, маму и детёныша этого животного.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - белка, мама - … (белочка), детеныш - … (бельчонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Физкультминутка «Зайка»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Предлагаю вам рассказать о каждом животном, которого мы сегодня вспомнили при помощи вот такой схемы.
Составление рассказов о диких животных по картинке с описанием их внешнего вида при помощи мнемотаблицы.
• Название животного.
• Чем питается?
• Как называют его детёнышей?
• Как называется его жилище.
(Дети отвечают)
Итог: - о каком времени года мы беседовали? - о каких животных вы рассказывали
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня порадовали своими ответами.