СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по развитию речи в средней группе "Придумывание загадок-описаний об игрушках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети учатся составлять описательный рассказ посредством моделирования.

Просмотр содержимого документа
«НОД по развитию речи в средней группе "Придумывание загадок-описаний об игрушках"»

НОД по развитию речи детей средней группы

Тема. Придумывание загадок-описаний об игрушках.

Цель: учить составлять описательный рассказ посредством моделирования.

Задачи:

• связная речь: учить описывать предмет, используя модели, не называть его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;

• словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;

• звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

Развивать внимание, воображение, наглядно-образное мышление при работе с моделями.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слышать товарищей.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчики.

Ход НОД

Части НОД, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I часть

Вводная

Психогимнастика. Создание эмоционального настроя.

 Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Мы сейчас пойдём направо,

а потом пойдём налево

В круг все вместе соберёмся

И обратно все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём

Заниматься все пойдём

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли игрушки, а какие, сейчас посмотрим. Проходите, присаживайтесь на стульчики.

Дети выполняют задание

II часть

Основная

Рассматривание игрушек, вопросы.

Сюрпризный момент

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку»

Рассматривание моделей

Образец рассказа с использованием моделей

Рассказ воспитателя, инсценирование

Пояснение, упражнение

- Какие игрушки пришли к нам в гости?

- Давайте их рассмотрим.

(Рассмотреть каждую игрушку)

- Что это?

- Какой мяч?

- Для чего он нужен?

- Что с мячом можно делать?

Появляется Петрушка.

П: - Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Петрушка, угадай мою игрушку».

П: - Вы, дети, будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называйте ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

- Хорошо, Петрушка. Ребята, а чтобы рассказать об игрушке, нам помогут вот эти картинки.

(Рассмотреть модели, их обозначение)

- Ребята, давайте я первая загадаю игрушку, а Петрушка пусть отгадает. (Петрушка прячется за ширму),

- Это игрушка. Она нарядная, овальной формы, большого размера. Сделана она из дерева. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

(Петрушка угадывает и получает игрушку).

- Кто хочет загадать загадку Петрушке про игрушку?

Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, обращает внимание на модели.

- Молодцы! Хорошо рассказывали об игрушках, Петрушка смог все загадки отгадать.

Физкультминутка. (В понедельник я купался, а во вторник рисовал…)



- Молодцы. Послушайте историю. Жили утенок и корова.

- Иди, Лиза, на тебе утенка, иди, Вика, на тебе корову.

- Однажды утенок пошел гулять увидел первый раз в жизни мышонка.

- Поздоровайтесь друг с другом.

- Утенок, что ты хочешь спросить у мышонка?

- А ты, мышка, что хочешь спросить у утенка?

(Воспитатель побуждает детей задать друг другу вопросы и ответить на них).

- Молодцы! Поговорила мышка с утенком и пошли они к себе домой.

П: - Ребята, сколько много разных слов вы рассказали про игрушки. Я заметил, что они по-разному звучат, вот послушайте, уте-е-енок, мышо-но-к, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.

П: - Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок — еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. Какое слово самое длинное?

Мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, утенок.

Ответы детей.

Один из детей подходит к столу, берет из коробки игрушку и дает ее словесное описание.

2-3 рассказа.

Дети дуют на султанчики и приседают.

Оба ребенка встают и подходят друг к другу.

Дети выполняют задания, вступают в диалог. Дети имитируют голос животных.

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Ответы детей.

III часть

Заключительная













Рефлексия.

- Молодцы! А сейчас поиграем. Я вызову кого-нибудь из вас, он будет изображать животное, которое назову, а вы должны будете угадать это животное.

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлычет).

- Ребята, отгадайте, кто это?  

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас?

- Котята испугались и убежали, и не стало кого?

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята.

- Молодцы, ребята. Петрушка, говорит, что ему очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

Ребенок выполняет.

Котенок!

Котята.

Котят.

Дети прощаются и идут играть.