НОД в подготовительной к школе группе «Моя Россия»
с использованием интеллект карты Т. Бюзена
разработчик:
старший воспитатель МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад № 5»
Е.В. Жорина
Цель:Актуализация представлений детей старшего дошкольного возраста о России.
Задачи:
Обучающие: закрепить знания детей о своём Отечестве. Её столице, символике, многообразии природы и животного мира, полезных ископаемых, которые добываются на территории России, народных промыслах и др.
Научить составлять интеллект - карты.
Развивающие: развивать навыки работы с интеллект – картой, формировать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной сюжетной линии.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Отечеству, гордости достижениями родной страны; воспитывать умения работать сообща.
Активизация словаря: Российская Федерация, народные промыслы, государственные символы, полезные ископаемые, народные промыслы
Оборудование: мольберт, карта России, картинки с изображениями предметов по проблеме, лист ватмана для создания интеллект – карты, клей.
Ход занятия:
В: Ребята, мне сегодня на телефон пришло звуковое сообщение. Вот послушайте какое. Воспитатель включает запись звукового сообщения на английском языке.
Воспитатель: Это сообщение отправила моя подруга Энн. Она живет в Англии. Много слышала о Росси. Хочет узнать лучше нашу страну и просит рассказать как можно больше интересного о ней. Помогите, пожалуйста, мне составить рассказ о России для Энн!
Дети: предлагают свою помощь.
Воспитатель: Только вот как это сделать? Может написать письмо? Так русский язык Энн не знает и не умеет читать по-русски. Что же можно придумать?
Высказывания детей: написать письмо и попросить перевести его на английский, подарить энциклопедию про Россию на английском языке, нарисовать рисунок.
Воспитатель: Я тоже сначала хотела нарисовать рисунок, но потом подумала, какой же это по размеру должен быть этот рисунок, чтобы на нем было отражено все-все про Россию!.. И тогда я вспомнила про интеллект- карты. С помощью интеллект-карты можно рассказать много информации. Давайте вместе с вами составим интеллект-карту о России для Энн.
Работа с интеллект-картой.
Воспитатель выкладывает в центр ватмана контур карты России. Далее говорит о том, что от центра необходимо провести широкие линии. Линий проводим столько, сколько разных тем мы будем помещать на своей интеллект- карте.
Воспитатель: Что мы знаем о России?
Дети: знаем, что столица – Москва, есть гимн, герб, флаг.
Воспитатель: Это будет одна ветвь, и называться она будет «Государственные символы России». Что еще можем рассказать?
Дети: Россия очень богатая страна.
Воспитатель: чем же она богата?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Это следующая ветвь, которую назовем - …(выслушивает предложения детей). От крупной ветви богатство России отведем мелкие ветви. На них обозначим, какие ресурсы есть у России (полезные ископаемые, природный мир и др.)
Воспитатель: А я вот слышала, что главное богатство страны – ее люди. Как вы это понимаете?
Рассуждения детей.
Воспитатель: А какими достижениями российского народа мы можем гордиться?
Дети перечисляют (полет в космос, победа в ВОВ, писателем Пушкиным – придумал много сказок хороших, много мастеров, которые придумали разные промыслы). Совместно с воспитателем формируют следующую ветвь – достижения страны. Формируют еще одну ветвь – «Народные промыслы».
Воспитатель: Что еще интересного о России мы можем рассказать? Помните, когда мы путешествовали по карте нашей Родины, то удивлялись, что …
Дети добавляют: самая большая страна, есть горы, степи, реки, моря, океаны и даже два вида пустынь - песчаная и арктическая (сопровождается показом на карте России)
Добавляют и формируют следующую ветвь – природные зоны.
Воспитатель: Как вы считаете, мы все смогли рассказать о нашей Родине? Давайте еще раз расскажем, о чем наша карта.
Составление рассказов по интеллект – карте (2-3 ребенка поочередно рассказывают составленные рассказы).
Далее интеллект – карту помещают в конверт, который подписывают и передают для отправки по почте. Воспитатель благодарит детей за помощь.