СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нод "Весенние превращения донской степи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие рекомендовано для воспитателей детских садов. Изучение регионального компонента - казачество.

Просмотр содержимого документа
«Нод "Весенние превращения донской степи"»

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе "Весенние изменения в природе"

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях на Дону.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять знания детей о весенних явлениях природы: назвать приметы весны, знание весенних месяцев; расширять представления об изменениях в жизни животных и птиц с приходом весны;

2. Развивающие: Развивать умение собирать картинку из частей,

  различать и называть растения, животных ; развивать связную речь; развивать общую и мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе; приучать детей откликаться на просьбу о помощи, проявлять доброе и уважительное отношение друг к   другу.

Оборудование:  компьютер с мультимедийным оборудованием.

Материал: разрезные картинки, шаблоны признаков весны, картинки с изображением весны, первых цветов – первоцветов, перелетных птиц; животных, насекомых, игра четвертый лишний, эксперимент со снегом.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание иллюстраций по теме; чтение рассказов, разучивание стихов о весне, беседы о птицах, животных, растениях

Презентация «Весенние изменения в природе на Дону», интерактивная доска.Краски, зеленый лист, вырезанный цветок из бумаги, кисточки, салфетки,


Содержание организованной образовательной деятельности



Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку. Попробуйте, догадайтесь, о каком времени года пойдёт речь?

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит как водопад.

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь со снежной встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает?

О каких приметах говорится в стихотворении?

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Воспитатель: Дети, сейчас мы совершим путешествие в лес.

Давайте скажем волшебные слова.

Вот мы и в лесу.

Вспомним, какое время года было перед весной? (ответы детей)

Сейчас всё в лесу всё изменилось.

Воспитатель: Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май).

-Какой сейчас месяц? Апрель

- Вы знаете, что бывает начало весны, бывает середина весны и конец весны. Сейчас мы рассмотрим картины и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. (лежит снег, серый, рыхлый) Слайд 1

Первый месяц весны Март. Март открывает весну. Ещё называют его капельником. Почему?

В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название «Проталинник». Что такое проталины (ответы детей)

Прилетают птицы грачи, гнёзда строят. В народе говорят «Грач на дворе – весна на горе»«Грач зиму расклевал».

Слайд 2. Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи. Апрельские воды будят землю. Апрель в народе называют водолеем: Почему? «Апрель водою славен, почками красен».

Воспитатель: Просыпается река. Что происходит на реке?

Дети: Солнце пригревает, лёд трескается, и по реке идут большие и маленькие льдины.

Воспитатель. Это ледоход!

Воспитатель: Почему вода называется талой?

Дети: Снег тает, превращается в воду, её называют талой.

Воспитатель: Кого питает талая вода (Деревья, траву, цветы)

Как изменилась жизнь растений и деревьев с приходом весны?

Дети: Они проснулись, лес оживает. Соки деревьев, согретые весенним солнцем, поднимаются от корней к набухающим почкам. На деревьях и кустах почки набухли, некоторые почки раскрылись зелеными молодыми листочками.

Воспитатель: Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок».

Слайд 3. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Объяснить детям названия цветов. (Первоцветы - мать-и-мачеха, подснежники, медуницы, хохлатки, ветреницы, ландыш). Нельзя собирать букеты из первоцветов, особенно из ландышей. Они растут 21 год, но цветут всего 2-3 раза в своей жизни. Они занесены в Красную книгу. Как можно любоваться цветами, не срывая их? (понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать).Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.

Воспитатель: В жизни животных весной тоже происходят изменения.

Слайд 4.

Дети рассказывают(весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней).

Воспитатель: Из тёплых стран прилетают перелётные птицы. Какие?

Слайд 5

Дети: Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

Воспитатель: С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете (ответы детей) Слайд 6.

А теперь отгадайте загадки о насекомых.

Дети отгадывают загадки.

Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся (Муха) Слайд 7.

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка) Слайд 8.

Нос долог, голос тонок

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар) Слайд 9.

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) Слайд 10.

На лугу живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) Слайд 11.

В лесу у пня суета, беготня

Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи) Слайд 12.

Воспитатель:

Ребята, что вы знаете о муравьях? Где живут муравьи? Чем занимаются муравьи в своем муравейнике (ответы детей)

- Муравьи удивительно дружны. Их общий дом – муравейник. Он строится из мелких веточек, хвоинок, кусков коры, а укрепляют его землей. Одни ухаживают за детьми, другие убирают помещения, третьи - добывают еду. Четвертые – охраняют дом от врагов, пятые занимаются ремонтом и строительством, шестые – следят за чистотой в помещениях, пасут стада тли. У муравьев много дел! Их называют санитарами леса, они защищают лес от вредных насекомых. Там, где много муравьев, лес всегда здоровый и чистый. Поэтому муравейники разрушать нельзя!

Физкультурная минутка

Представьте себе, что вы большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки в «кучу».) Но вот пригрело тёплое, весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб.

«Просыпайся, вставай скорее! Пора». Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли тоненькие весёлые ручейки(разбегаются по группе дети) Музыка «Времена года»

Воспитатель: Ручейки, кого вы хотели разбудить?

Дети: Деревья, траву, цветы.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что изменилось в природе весной на Дону?

Дети: Уже растаял снег, тепло и ярко пригревает солнце. Пора менять шубки на серые, а то лиса или волк заметят вас. На ветках деревьев набухли почки, появились первые молодые клейкие листочки пробиваются первые цветы, первоцветы, появляются насекомые жуки, червяки, прилетают птицы с юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что весна прошла и направилась в лес. А сейчас я вам дам цветы, но их нужно раскрасить.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветы (кулаки сжаты)

Распускают лепестки (раскрываем пальцы)

Ветер чуть дышит, (сжимаем и разжимаем пальцы)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (сжимаем пальцы в кулак)

Головой качают

Тихо засыпают.

Предлагаю детям, положить цветок на зелёную поляну и раскрасить его.

По окончания занятия все работы рассматриваем.

На этом занятие заканчивается.