СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Номинация «Лучшая разработка занятия по теме «Мой край родной».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России,Русской Православной Церкви и в истории Ульяновской области.

Задачи:

1. Дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);

2. Дать представление о событиях 30-х годов 20 века, связанных с гонениями на Церковь в Ульяновской области;

3. Описать социальный портрет новомучеников(обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;

4. Рассказать о новомучениках земли Симбирской

5. Раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.

Просмотр содержимого документа
«Номинация «Лучшая разработка занятия по теме «Мой край родной».»


Номинация «Лучшая разработка занятия по теме

«Мой край родной».

(Разработка внеклассного мероприятия по краеведению Ульяновской области)

Автор: Учитель ОРКСЭ МКОО Русскоюрткульская СШ им. А.И.Новикова Старомайнского района Ульяновской области.

Дубаева Светлана Михайловна

Телефон: 88423070134(рабочий), 89372725738(сотовый)

Цель: формирование представления о значении и содержании подвига новомучеников в истории России,Русской Православной Церкви и в истории Ульяновской области.

Задачи:

  1. Дать представление об основных событиях XX века, связанных с гонениями на Церковь (общая хронология);

  2. Дать представление о событиях 30-х годов 20 века, связанных с гонениями на Церковь в Ульяновской области;

  3. Описать социальный портрет новомучеников (обзорно), их стояние в вере в разных ситуациях исповедничества;

  4. Рассказать о новомучениках земли Симбирской

  5. Раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников для формирования личности обучающихся, современной молодежи.



Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, рабочие листы-таблицы.

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: проблемный метод, частично- поисковый, информационно-иллюстративный.



Ход занятия.

Читает девочка, ученица 7 класса
Нет, не молчат разрушенные храмы.
Они всегда звонят в колокола,
Чтоб пробудив и души ,и сознание-
Вернуть святыни на свои места.

Вновь жизнь вдохнуть в заброшенные
сёла
Исчезло сколько их - всё поросло
быльём
И лишь разрушенные стены колоколен
Напоминают о величии былом.

  1. Просмотр видео «Хроника борьбы с церковью в 20 веке». Ссылка (https://www.youtube.com/watch?v=A37Zqsbblk8) 

  2. Историческая справка. 

Ученик 1: Почти сразу же после установления Советской власти начались небывалые по размаху гонениями на Церковь. Большевистская власть не просто хотела построить новое общество по новым политическим принципам, она не терпела никакой религии, кроме своей веры в «мировую революцию». Антицерковные репрессии достигли пика в 1937 г., когда был издан секретный оперативный приказ, согласно которому «церковники» приравнивались к «антисоветскому элементу» и подлежали репрессированию (расстрелу или заключению в концлагеря). В результате этой кампании Православная Церковь и другие религиозные организации в СССР были практически полностью ликвидированы. Не миновала эта страшная Гильотина и тихую Ульяновскую область. До революции только в Симбирске (небольшом провинциальном городе) было 33 храма, 2 монастыря, 2 духовных училища и семинария. Бурлаки на Волге говорили о нашем городе так «Семь дён идём, Симбирск видён», издалека слепили главы церквей приближающихся к нему гостей и радовали, встречали колокольным звоном.

Ученик 2: 7 февраля н. ст. 1918 г. в Киеве был зверски убит большевиками-безбожниками первенствующий член Святейшего Синода Высокопреосвященнейший митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Этот день открыл эпоху кровавых гонений на Русскую Православную Церковь. Архиерейский Собор 1992 г. установил в этот день, если он совпадет с воскресным, или в ближайшее после него воскресенье, совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских.

Ученик 3: Наверное, ни в одном городе власти не уничтожали храмы с таким ожесточенным упорством, как в Ульяновске. К 1940 году из 2 монастырей, 3 соборов, пятнадцати приходских и двух десятков домовых церквей сохранилась лишь одна кладбищенская Воскресенская церковь. В многонациональном городе были закрыты мечеть , католический костел и протестантская кирха, еврейский молельный дом. Первый удар был нанесен в 1921 году, когда во время борьбы с голодом власти запретили церкви заниматься этой проблемой и реквизировали все сколь значимые церковные ценности. Затем последовали закрытие монастырей, репрессии в отношении священнослужителей. Для новоиспеченных варваров все, что было связано с прошлым, каким бы оно славным не было, олицетворяло старый режим и подлежало уничтожению. С трудом был сохранен от разрушения даже памятник Карамзину. С 1918 года началась вакханалия с переименованием улиц, носивших свои имена сотни лет. Простые и близкие народу названия "Чебоксарская", "Дворцовая", "Лисиная", "Всесвятская", "Панская" превратились в непонятные "Бебеля", "Лассаля","Карла Либкнехта", "Робеспьера", "Энгельса". Затем свое тысячелетнее имя (считая с булгарских времен) потерял и город

Учитель: Вспоминаются слова Прокуратора Иудеи Понтия Пилата из бессмертного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» -

- Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях.

Перефразируя его слова можно сказать «Пропал древний Симбирск, как будто не существовал на свете, на разрушенных камнях церквей появился мрачный, оголённый Ульяновск»

В научной литературе приводятся цифры, согласно которым только за время 1937–1938 гг. было арестовано более 160000 служителей Церкви (в это число входят не только священники), из которых более 100000 были расстреляны. В Русской Православной Церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего 4 архиерея (из примерно 200), служение в церквях продолжали только несколько сот священников (до 1917 г. их было более 50000). Так, репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), а также значительное число активных мирян.

4. Работа с картами: церковная карта Симбирской губернии, датированная 1895 годом и карта Ульяновской области 2007 года (Цель: подвести учеников к выводу о том масштабе культурных ценностей, которые мы безвозвратно потеряли).  

5. Демонстрация фотографий :Кафедрального Собора во имя Живоначальной Троицы (до 1844 года - собор Святого Александра Невского) – жемчужины Симбирска во всей его красоте, уничтожение Собора и наконец фотографии дня сегодняшнего, что находится на месте главного собора города. Затем дети смотрят фотографии Храма Михаила Архангела, того величественного Храма. что украшал родное село в начале 20 века и то, что мы видим сегодня

Ученик 4:Наверное, каждая Российская епархия имеет свою Голгофу, где восходили на крест страданий за веру, за Христа, прославленные ныне в сонме святых новомучеников чада Православной Церкви. Есть такое место и в Симбирской и Мелекесской епархии.

Эта земля, таит в своих недрах святые мощи пострадавших за Неё мучеников. 

Учитель: В прошедшем столетии Церковь столкнулось с колоссальным явлением, с тем, с чем никогда до этого не сталкивалась – это массовый подвиг мученичества. Появление невероятного количества святых. В нашей Симбирской и Мелекесской епархии есть свой список местночтимых святых.

Священномученики Симбирского края: те, кто не отрекся от Христа и сохранил веру на нашей земле
  1. Священномученик Иоанн Ильинский: был несправедливо обвинён в пособничестве белочехам

  2. Священномученик Неофит Любимов: пострадал за то, что отслужил панихиду по убиенному царю Николаю Второму

  3. Священномученик Николай Покровский: пострадал за своих односельчан, восставших против советской власти

  4. Священномученик Александр Бряндинский: пострадал за то, что его прихожане не дали безбожникам снять колокола с храма

  5. Священномученик Александр Телемаков: в разгар гонений он официально открыл храм, возродил церковное служение и совершил Великое освящение воды на Богоявление Господне



Учитель: В одном только 1938 году по религиозным делам было расстреляно 222 человека.  На самом деле число новомучеников гораздо больше, чем мы можем предположить. Помнить о них: молиться прославленным святым и поминать за упокой ещё не прославленных – наш священный долг. Для Русской Православной Церкви их значение переоценить нельзя. Ибо именно их примером, не таким уж далеким и совершенно при этом наглядным, мы сможем укрепиться сегодня в нашей вере. Они – то самое необходимое звено, которое соединяет нас с наследием многих и многих веков. Веков, прошедших под знаменами истового служения Богу и самопожертвования даже до смерти. И память эта хранится в Симбирском крае.

  1. Анализ жизнеописания Александра Фёдоровича Гневушева (Бряндинского): (работа с текстом жизнеописания, составление таблицы).


Александр Федорович Гневушев (Бряндинский) родился в Симбирском уезде, в селе Русская Цильна 23 сентября 1889 года, в семье Фёдора  Васильевича Гневушева – известного симбирского священнослужителя и будущего настоятеля Свято-Троицкого собора города Буинска.

Отец Александра Гневушева очень любил своих прихожан, и старался как можно больше сил вкладывать в их просвещение. Эту любовь к своей пастве в полной мере унаследовал и его сын. В 1912 году Александр Федорович закончил духовную семинарию и был назначен псаломщиком в свое родное село. Уже через год он был рукоположен в сан священника и назначен в Христо-Рождественский храм села Алейкино. Началось его служение накануне Первой мировой войной.

После революции вся земля у священника была отобрана новой властью, и он жил исключительно за счет пожертвований прихожан. А в тот момент у 31-летнего священника уже была жена и двое детей. В январе 1920 года у отца Александра умер брат  – отец Сергий, служивший священником в селе Киять, и жители этого села попросили Симбирского архипастыря перевести Александра Гневушева на место почившего брата. Батюшка согласился, однако, общее приходское собрание села уговорило его остаться.

Но уже в конце июля 1921 года в Епархиальное Управление обратились жители другого соседнего с Алейкино села – Комаровка. Летом здесь выстроили Михайло-Архангельскую церковь, но вскоре назначенный туда священник уехал к себе на родину. И жители села, знающие отца Александра как мудрого и духовного батюшку, попросили его занять место настоятеля. Отец Александр переехал, и служил в Комаровке до марта 1923 года. В июле этого года его отправили в село Шумовка.

На новом месте службы отец Александр прославился на всю губернию тем, что непримиримо боролся с обновленцами, из-за чего в 1925 году вынужден был уйти за штат. Наконец, в июле 1925 года, Божьей милостью, отец Александр попал на прием к новому управляющему Ульяновской епархией – епископу Виссариону, который  назначил его на службу в село Бряндино. Новый приход стал последним в истории жизни отца Александра.

Иные батюшки всю жизнь служили в одном приходе. А отец Александр за время своей жизни сменил четыре прихода. Это происходило не без умысла новой власти – не дать сформироваться здоровой приходской жизни. Словно постоянно пересаживаемое дерево, она не успевает пустить корни.

Но и на новом месте батюшка Александр во всем поддерживал односельчан, не давая большевикам творить произвол. За последние пять лет своей жизни в селе он несколько раз оказывался на грани ареста – его травили непомерно высокими налогами, устраивали обыски, громили в печати, но раз за разом жители отстаивали своего пастыря.

Развязка наступила зимой 1930 года. В январе сельские власти вместе с активистами «Союза воинствующих безбожников» попытались снять в местной церкви колокола. Но крестьянский сход, в мгновение собравший набатом несколько сотен человек, отстоял святыню. И после нескольких тщетных попыток активисты вернулись в село с сотрудниками ОГПУ. Начались повальные аресты.

Зачинщиком народного выступления был объявлен отец Александр. 23 февраля он вернулся из леса с заготовки дров и также был арестован. 26 числа ему было предъявлено обвинение. Но виновным он себя так и не признал. К этому моменту четверо его односельчан уже были осуждены – двоих мужчин расстреляли, а двоих женщин отправили в лагерь на 10 лет.

15 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила к расстрелу и отца Александра. Он провел в заключении ещё 13 дней. А затем, в одну из ночей, осужденных вывели из камер, посадили на телегу и этот мрачный конвой отправился к Стрижеву оврагу. Именно там 28 апреля 1930 года пуля большевистского палача оборвала жизнь верного служителя Церкви Христовой – иерея Александра Федоровича Гневушева. Ему было всего сорок лет.

В посмертном акте записано: «Труп расстрелянного Гневушева зарыт на кладбищах за городом Ульяновском, близ Стрижева оврага, на надлежащей глубине». В тот год, когда был расстрелян отец Александр, его старшей дочери Любе, исполнилось 14 лет, а младшему сыну Сергею – три года. Сиротами остались пять малолетних детей.

К лику общецерковных святых отца Александра причислили 17 августа 2004 года. Память его совершается в день его мученической кончины, 28 апреля по новому стилю.


  1. Проверка заполнения таблицы. Выводы.


Ученик 5: 20 век был особенно тяжёлым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных – мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, учёных, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твёрдая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

Учитель: Готовность умереть за правду Христову, за Церковь Христову и сделала их мучениками. И когда они принимали такое решение: «Я ВЕРУЮ! Умру, но не соглашусь со злом, не подпишусь под этим злом» - все мигом менялось в их душе и в их жизни. 

8.  Просмотр финального отрывка из видеофильма о почитании новомучеников в наше время.

9.  Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Нравственное значение подвига новомучеников».


При написании этой разработки была использована следующая литература:

  1. В ПРАЗДНИК СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ В СИМБИРСКЕ ПРОШЛИ МОЛИТВЕННЫЕ ТОРЖЕСТВА. URL: http://www.simbeparhia.ru/newses/videonews/?ID=10195

  2. Святые града Симбирска. URL: http://www.simbeparhia.ru/eparhy/svyatini/saints/

  3. Протоиерей Алексий Скала. Святые, в земле Симбирской просиявшие. – ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009. – 240 с.

  4. Святые земли Симбирской. Ульяновск: ООО «Мастер Студия», 2016. – 48 с.  (составитель В.И.Мельник). 

  5. Симбирская Голгофа, 1917–1938 / сост. Владимир Дмитриев, свящ. [Ульяновск], [1996]. 163 с. : ил. (Прил. к журн. «Симбирские Епархиальные Ведомости»)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!