СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выпускная квалификационная работа по КПК "Доступная среда" на базе МГПУ "Нормативно-правовое обеспечение адаптированной образовательной программы для индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья" содержит в себе теоретическую и нормативно-правовую базу обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Савельева Алена Сергеевна
(Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Видновский художественно-технический лицей, город Видное, Московская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Нормативно-правовое обеспечение адаптированной образовательной программы для индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
ОглавлениеВведение. 3
1. Инклюзивное образование – принципы и право. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования. 5
1.1. Инклюзивное образование как реализация права. 6
1.2. Правовое регулирование инклюзивного образования в «Законе об образовании в РФ». 9
1.3. Локальные акты образовательной организации в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс. 16
2. Адаптированная основная образовательная программа и ее нормативно-правовое обеспечение. 21
Заключение. 27
Список литературы: 28
Одним из основных положений Конвенции о правах ребенка (1989) является уважение и обеспечение государствами-участниками Конвенции всех прав, предусмотренных в Конвенции, за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. В рамках содействия выполнению Конвенции Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в партнерстве со всеми заинтересованными сторонами поддерживает программы, целью которых является преодоление дискриминации, стремление создать для детей условия, помогающие справиться с существующими социальными барьерами, реализовать себя в обществе и жить полноценной жизнью, исходя из наилучших интересов ребенка.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты – декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных наций (ООН) и Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине.
Актуальность данной работы заключается в том, что без достаточного знания правовой базы невозможно правильно организовать и реализовать инклюзивное образование в образовательной организации любого уровня.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г., миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки его деятельности, является его образовательная программа. Для правильного составления такой программы необходимо также знать правовую основу инклюзивного образования в целом.
Основная образовательная программа позволяет подчинить все виды образовательной деятельности школы достижению результатов, направленных на раскрытие и развитие потенциала каждого ученика и формирование именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально- экономической перспективе.
Целью данной работы является определение наиболее значимых нормативно-правовых актов для составления, а потом и выполнения адаптированной образовательной программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить нормативно-правовые акты различного уровня в частях, касающихся инклюзивного образования детей с ОВЗ;
составить перечень НПА, предварительно определив значимость каждого из них для нормативно-правового обеспечения образовательной программы;
сопоставить и систематизировать изученную информацию.
Структурно работа состоит из введения, основной части ( 2 главы) и заключения.
1. Инклюзивное образование – принципы и право. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования.Основным источником права в России является нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, который принимается (издается) в определенной форме соответствующим органом (должностным лицом), содержит общеобязательные правила поведения, охраняется мерами государственного принуждения и направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Главное назначение нормативно-правового акта состоит в закреплении правовой информации, в придании изложенному юридического значения и в доведении правил поведения до адресата. Структура нормативно-правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
В соответствии с формой государственного устройства нашей страны нормативно-правовой акт в любой сфере жизнедеятельности, включая образование, образуют многоуровневую систему:
• международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
• федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации);
• региональные - на уровне субъекта РФ (правительственные и ведомственные);
• муниципальные, включая правовые акты конкретных организаций.
Существуют определенные правила соподчинения нормативных правовых актов между собой: нормативно-правовой акт, обладающий меньшей юридической силой, не должен противоречить документу большей юридической силой. Так, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Нормативно-правовой акт издаются федеральными органами исполнительной власти, в нашем случае – это Министерство образовании и науки РФ, в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений и являются обязательными к исполнению в субъектах РФ.
Письма Министерства образования и науки России, Рособрнадзора России или их структурных подразделений (департаментов, управлений, отделов) носят не общеобязательный (нормативный), а рекомендательный и (или) информационный (разъясняющий) характер.
Право каждого индивида на образование и право получать такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков – будь то половая, расовая, религиозная, культурно-этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного переселенца и т.п. закреплено в международных документах:
Всеобщая Декларация прав человека (ООН,1948)
Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
Декларация о правах инвалидов (ООН,1975)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979)
Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981)
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989)
Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирнаяконференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990)
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования».
Инклюзивное образование по своей сути противодействует дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, и потому оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения антидискриминационных международных правовых актов. Возможность реализации инклюзивного подхода уже заложена в рамках действующего законодательства Российской Федерации в области образования.
13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом одобрила Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту и поощрение прав и достоинства лиц с инвалидностью.
Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006) является исключительно важным правовым документом: до принятия этой конвенции права людей с инвалидностью никогда не были закреплены в едином международно-правовом документе. Конвенция о правах инвалидов как первый документ о правах человека в новом тысячелетии несет концептуальные изменения по отношению к людям с инвалидностью, так как она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.
Как международный документ Конвенция о правах инвалидов зафиксировала итог исторического развития международного права в области образования: от заявления во Всеобщей декларации прав человека (1948) о праве каждого человека на образование до обязательства государств, членов ООН, обеспечить реализацию этого права через инклюзивное образование.
Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. К 2011 году Конвенцию подписали 147 государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, из которых 99 стран уже ратифицировали этот международный документ. Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года.
Принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006):
уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
недискриминация;
полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
равенство возможностей;
доступность;
равенство мужчин и женщин;
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность
Каждая статья Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, посвященная образованию, прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обязанностью государства обеспечить реализацию этого права через «инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Это означает, что государства-участники Конвенции, руководствуясь принципом недискриминации, и на основе равенства возможностей обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Эта же статья устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, а также разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.
Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.
17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.
В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.
Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.
Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.
В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.
Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:
- по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;
- при организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;
- при организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
- при поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.
Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.
Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.
Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.
По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.
В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.
Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.
Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.
Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.
1.3. Локальные акты образовательной организации в части включения ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс.
В соответствии со статьей 25 закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Устав образовательной организации» любая образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Устав любой организации – правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.
В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
При этом, в соответствии со статьей 27 того же закона «Структура образовательной организации» образовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры и может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
Локальные нормативные акты образовательной организации могут издаваться в разных формах и эти формы руководитель организации определяет самостоятельно. Это могут быть постановления, приказы, распоряжения, инструкции, методики, положения, правила, стандарты, регламенты и др.
В части организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, в образовательной организации необходимо в Уставе предусмотреть основные положения, такие как: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия и др.).
Необходимо помнить, что получение образования гражданами с ОВЗ и инвалидами Закон №273-ФЗ определяет, что учащийся с ОВЗ –физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, и указания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗ достаточно четкие, и согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 федеральными государственными органами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для:
получения без дискриминации качественного образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации,
оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия.
Эти условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования (определение инклюзивного образования дается в согласно Закону №273-ФЗ, под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2).
С учетом компетенций, права, обязанности и ответственности образовательной организации, примерный (минимальный) Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, должен включает в себя:
- Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении (об особенностях организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и др.);
- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк идр.);
- положение об организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе, в т.ч. через договор взаимодействия с ППМС-центром (договор о сотрудничестве) и/или со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания;
- договор с родителями детей с ОВЗ;
- положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы и др.
Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразно утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требует обязательного ознакомления с ними.
Унифицированной формы для такого приказа не предусмотрено, поэтому руководитель образовательной организации вправе определить ее самостоятельно. В приказе об утверждении локального акта необходимо отразить:
1) дату введения локального нормативного акта в действие;
2) указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;
3) фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта.
Необходимо помнить, что новый закон об образовании не требует обязательной регистрации локальных нормативных актов в качестве дополнений к уставу в соответствующих органах, что предусматривалось нормами старого закона.
Вместе с тем, локальные акты образовательной организации не могут противоречить его уставу и действующему законодательству. Закон требует указать в уставе перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения. В него как минимум должны входить должностные инструкции, определяющие обязанности работников образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, правила поведения обучающихся и положения, охватывающие все стороны деятельности образовательного учреждения (в том числе в части обучения детей с ОВЗ).
В качестве регионального нормативно-правого акта в части организации обучения детей с ОВЗ в представляет интерес Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Мурманской области, утвержденное приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.11.2012 № 2506. Несмотря на то, что положение разработано до принятия нового закона «Об образовании в РФ», его основные понятия не противоречат новому закону и данный приказ действует и размещен на официальном сайте Министерства. Вместе с тем в него необходимо внести соответствующие дополнения в части адаптированной образовательной программы.
Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ следует разрабатывать с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ.
Образовательная организация должна создать специальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая, что в соответствии с ч. 11 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Под образовательной программой понимается нормативно-управленческий документ учебного заведения, включающий комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная программа позволяет подчинить все виды образовательной деятельности школы достижению результатов, направленных на раскрытие и развитие потенциала каждого ученика и формирование именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально- экономической перспективе.
Образовательная программа демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы.
Из главной цели адаптированной основной общеобразовательной программы и принципов ее реализации вытекают цели школьного образования:
- создание условий для коррекции нарушений развития обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество на основе специальных педагогических подходов;
- создание условий для получения доступных знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность
и соответствующим психофизическим возможностям обучающихся,
трудовой подготовки;
- создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе;
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;
- формирование духовно-нравственной личности;
- формирование здорового образа жизни, укрепление психофизического здоровья, воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- формирование у обучающихся трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
Адаптированная основная общеобразовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия учебной и внеурочной деятельности учащихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа предназначена удовлетворять потребности:
- обучающихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культурных традиций и ценностей;
- родителей (законных представителей) – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности
- в сохранении демографической и социально-экономической стабильности.
Все положения адаптированной основной образовательной программы должны быть основаны на нормативно-правовых актах различного уровня (международный, федеральный, субъекта федерации, муниципальный, локальный), касающихся образования детей с ОВЗ, и соответствовать им.
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья должен быть составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основным проектированным результатом освоения образовательной программы является - достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.11.1995
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Нормативно-правовой основой для составления адаптированной основной образовательной программы выступают чаще всего следующие нормативно-правовые акты:
Всеобщая Декларация прав человека (ООН,1948)
Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
Декларация о правах инвалидов (ООН,1975)
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979)
Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981)
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
№ 46-ФЗ от 03.05.2012.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Устав образовательной организации
Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект.
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для детей с ОВЗ.
ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:
пояснительная записка
планируемые результаты
учебный план
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования
программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
программа коррекционной работы
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы
план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы
система условий реализации основной образовательной программ
Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять ее с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Заключение.
Благодаря активному обсуждению проблемы обучения детей-инвалидов в России правительство РФ приняло ряд законов, положений о защите прав инвалидов и по улучшению их жизни, подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов», т.е. государство стало формировать законодательно-нормативную базу об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями, в том числе и о специальном инклюзивном образовании, которое направленно на помощь детям-инвалидам адаптироваться в современных условиях жизни, кроме того введение данной формы образования должно изменить общественное мнение восприятия инвалидов как опасных, ограниченных, «лишних» людей.
В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу, стирающую барьеры между людьми с разными физическими возможностями, под названием «Доступная среда» для инвалидов.
Обеспечение доступности образовательных учреждений должно сталогосударственной политики. Именно там, при совместном обучении детей-инвалидов и ребят без инвалидности формируется здоровое отношения к проблемам инвалидности с самого раннего возраста, и это двунаправленный процесс. Инвалидам, получившим образование в обычном образовательном учреждении, гораздо проще адаптироваться к взрослой жизни. Государственная программа не обошла стороной этот вопрос. Одним из соисполнителей Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Программа планирует реализовать комплекс мероприятий по созданию в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
Нормативно-правовые акты:
Всеобщая Декларация прав человека (ООН,1948)
Декларация прав ребенка (ООН, 1959)
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960)
Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969)
Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971)
Декларация о правах инвалидов (ООН,1975)
Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981)
Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982)
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
№ 46-ФЗ от 03.05.2012.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 2.07.2013 № 185-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями)
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).
Научная и методическая литература:
Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В.Алехина; Е.Н.Кутепова; Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова. – М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 147 с.
Публицистика:
Кривоносова Т. Правовой статус детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в новом законе об образовании. // Справочник руководителя ОУ. – 2013. - №10. – С.38.
Матюшева Т. Н. (канд. юрид. наук). Конституционно-правовая основа регулирования инклюзивного образования в Российской Федерации / Т. Н. Матюшева. - (Образовательное право) // Право и образование. - 2010. - N 4. -С. 21-27. - Библиогр.: с. 26
Мякшин Н. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом / рец. Н. Мякшин. - (Инклюзивное образование) // Защити меня!. - 2009. - N 4. -С. 43
Нечепоренко А. Р. (юрист; экономист; академик). Правовые особенности различных форм получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья / А. Р. Нечепоренко. - (Актуальные проблемы коррекционной педагогики) // Коррекционная педагогика. - 2011. - № 5. -С. 15-19. - Библиогр.: с. 18-19