А.В. Алексеев
учитель физической культуры
МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска
Нормативы ГТО как фактор выявления физической подготовленности современных школьников
Введение
Актуальность работы. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. «Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие» [4]. Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.
Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.
Переход к школьной жизни меняет весь образ жизни ребенка, в первую очередь это сказывается на его двигательной активности. Находясь несколько часов в малоподвижных условиях в школе, он и дома вынужден значительное время проводить за приготовлением уроков и еще несколько часов посвящает просмотру телепередач [2]. Школьный возраст является периодом активного формирования организма и оказывается самым уязвимым для здоровья человека: «за 10 лет обучения в школе хроническая заболеваемость детей возрастает в 4—6 раз, а среди выпускников средней школы абсолютно здоровых оказывается не более 6—8%» [2].
Количество часов, отводимое в течение недели на организованные занятия физическими упражнениями в школьных учреждениях недостаточно для обеспечения уровня физической подготовленности учащихся. Школьные уроки физкультуры (три раза в неделю по 45 мин.) дают лишь 15-17% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма [3].
Исходя из данной проблемы 24 марта 2014 года на заседании совета по развитию физкультуры и спорта президент России Владимир Путин заявил, что подписал указ о возрождении ГТО, благодаря которому "выросло не одно поколение активных, здоровых людей" [5]. Принятый проект по введению физкультурно-спортивного комплекса ГТО направлен на сохранение здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни у его участников — учащихся 1-11-х классов. Основу комплекса составляют испытания и нормативы, позволяющие определить у школьников уровень развития их основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.
Цель исследования – рассмотреть показатели физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия» на основе выполнения нормативов ГТО.
Научная новизна работы состоит в получении новых данных о физическом развитии и физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия».
Задачи исследования:
1. Провести предварительные исследования по оценке физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия»
2. Выявить значимость нормативов ГТО в оценке физической подготовленности школьников.
Основное содержание работы
С целью выявления физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска нами, учителями физкультуры был введен в 2014-2015 учебном году в школьную программу по физической культуре нормативы Всероссийского ФСК «ГТО». Учащиеся гимназии два раза в год (в сентябре и в мае) сдают нормативы ГТО. В сентябре на стадионе «Туймаада» проводится спортивный проект «ГТО». Где учащиеся со 2 по 11 классы, не имеющие отклонений в состоянии здоровья по медицинским показателям, сдают нормативы по беговым дисциплинам.
В ходе исследования проведен анализ тестовых протоколов ВФСК «ГТО» школьников МОБУ «Саха гимназия» с сентября 2016 года по сентябрь 2018 года по обязательным видам ГТО:
1. Бег на длинные дистанции (1000, 1500 и 2000 м);
2. Бег на короткие дистанции (30, 60 и 100м);
3. Силовые виды (подтягивание на высокой перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине и отжимание от пола (девочки));
4. Гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами).
Данное исследование выявило, что только 38% учащихся нашей гимназии выполнили нормативы ГТО по бегу на длинные дистанции (1500 и 2000м). Силовые виды (подтягивание на высокой перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине и отжимание от пола (девочки)) выполнили 35% учащихся. Эти данные совпадают с итогами Всероссийской Единой декады ГТО по Республике Саха (Якутия), посвященной 70-й годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 годов, проведенной в мае 2015 года среди учащихся общеобразовательных школ. В ходе которой было выявлено слабая физическая подготовленность учащихся в выполнении силовых упражнений и упражнений на выносливость [1]. 53% учащихся гимназии выполнили нормативы по бегу на короткие дистанции (60 и 100 м.). Это средний показатель.
Вместе с тем, неплохие результаты учащиеся нашей гимназии показали по тесту на гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами). Где нормативы ГТО выполнили более 80% из числа сдавших. Это можно объяснить тем, что с 1 – 4 ступень дети должны коснуться пола либо пальцами рук, либо ладонью. И только в 5 ступени (школьники 16-17 лет) дети испытывают некоторые трудности при выполнении этого теста. Потому что в этой ступени нормативы даются конкретно по сантиметрам (см. рис.1).
Также было установлено, что высокий процент выполнения нормативов ГТО по бегу на длинные дистанции продемонстрировали учащиеся начальных классов (2 ступень) - 56%, а самый низкий процент учащиеся 7-9 классов (4 ступень) – 23%. Это можно объяснить 2 причинами: а) очень мало детей 7-9 классов нашей гимназии посещают спортивные секции, а конкретно легкую атлетику; б) как известно, режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом (см. рис.2).
Заключение
Таким образом, из вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы: количество часов, отводимое в течение недели на организованные занятия физическими упражнениями в школьных учреждениях недостаточно для обеспечения уровня физической подготовленности современных школьников, отвечающего нормативным требованиям ГТО.
Учащиеся МОБУ «Саха гимназия» имеют низкие показатели физического развития в выполнении нормативов на силу и выносливость, и показывают значительно лучшие результаты в тестах на гибкость.
Включение нормативов ГТО в школьную программу способствует выявлению физической подготовленности современных школьников, что позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Библиография
Баишев, Ю.П. О ходе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Республике Саха (Якутия). – Режим доступа: http://iltumen.ru/content/yurii-baishev-provel-pravitelstvennyi-chas-na-temu-%E2%80%9Co-khode-vnedreniya-vserossiiskogo-fizkul
Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. – ISBN 5-02-013095-8.
Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств [Текст]: / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368 с. - ISBN 5-8450-0024-6.
Оптимальная двигательная активность [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / И.В. Рубцова [и др.]. – Воронеж, 2007. – 23 с.
Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/20636
Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст]: / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с. – ISBN 5-278-00338-3.