СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нормативы ГТО как фактор выявления физической подготовленности современных школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются нормативы ГТО, по которым современные школьники испытывают трудности при выполнении.

Просмотр содержимого документа
«Нормативы ГТО как фактор выявления физической подготовленности современных школьников»

А.В. Алексеев

учитель физической культуры

МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска


Нормативы ГТО как фактор выявления физической подготовленности современных школьников


Введение

Актуальность работы. В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. «Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие» [4]. Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом — более приспособленным к условиям внешней среды.

Переход к школьной жизни меняет весь образ жизни ребенка, в первую очередь это сказывается на его двигательной активности. Находясь несколько часов в малоподвижных условиях в школе, он и дома вынужден значительное время проводить за приготовлением уроков и еще несколько часов посвящает просмотру телепередач [2]. Школьный возраст является периодом активного формирования организма и оказывается самым уязвимым для здоровья человека: «за 10 лет обучения в школе хроническая заболеваемость детей возрастает в 4—6 раз, а среди выпускников средней школы абсолютно здоровых оказывается не более 6—8%» [2].

Количество часов, отводимое в течение недели на организованные занятия физическими упражнениями в школьных учреждениях недостаточно для обеспечения уровня физической подготовленности учащихся. Школьные уроки физкультуры (три раза в неделю по 45 мин.) дают лишь 15-17% необходимой детям нормы двигательной активной потребности организма [3].

Исходя из данной проблемы 24 марта 2014 года на заседании совета по развитию физкультуры и спорта президент России Владимир Путин заявил, что подписал указ о возрождении ГТО, благодаря которому "выросло не одно поколение активных, здоровых людей" [5]. Принятый проект по введению физкультурно-спортивного комплекса ГТО направлен на сохранение здоровья детей, пропаганду здорового образа жизни у его участников — учащихся 1-11-х классов. Основу комплекса составляют испытания и нормативы, позволяющие определить у школьников уровень развития их основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.

Цель исследования – рассмотреть показатели физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия» на основе выполнения нормативов ГТО.

Научная новизна работы состоит в получении новых данных о физическом развитии и физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия».

Задачи исследования:

1. Провести предварительные исследования по оценке физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия»

2. Выявить значимость нормативов ГТО в оценке физической подготовленности школьников.



Основное содержание работы

С целью выявления физической подготовленности школьников МОБУ «Саха гимназия» г. Якутска нами, учителями физкультуры был введен в 2014-2015 учебном году в школьную программу по физической культуре нормативы Всероссийского ФСК «ГТО». Учащиеся гимназии два раза в год (в сентябре и в мае) сдают нормативы ГТО. В сентябре на стадионе «Туймаада» проводится спортивный проект «ГТО». Где учащиеся со 2 по 11 классы, не имеющие отклонений в состоянии здоровья по медицинским показателям, сдают нормативы по беговым дисциплинам.

В ходе исследования проведен анализ тестовых протоколов ВФСК «ГТО» школьников МОБУ «Саха гимназия» с сентября 2016 года по сентябрь 2018 года по обязательным видам ГТО:

1. Бег на длинные дистанции (1000, 1500 и 2000 м);

2. Бег на короткие дистанции (30, 60 и 100м);

3. Силовые виды (подтягивание на высокой перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине и отжимание от пола (девочки));

4. Гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами).

Данное исследование выявило, что только 38% учащихся нашей гимназии выполнили нормативы ГТО по бегу на длинные дистанции (1500 и 2000м). Силовые виды (подтягивание на высокой перекладине (мальчики), подтягивание на низкой перекладине и отжимание от пола (девочки)) выполнили 35% учащихся. Эти данные совпадают с итогами Всероссийской Единой декады ГТО по Республике Саха (Якутия), посвященной 70-й годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 годов, проведенной в мае 2015 года среди учащихся общеобразовательных школ. В ходе которой было выявлено слабая физическая подготовленность учащихся в выполнении силовых упражнений и упражнений на выносливость [1]. 53% учащихся гимназии выполнили нормативы по бегу на короткие дистанции (60 и 100 м.). Это средний показатель.

Вместе с тем, неплохие результаты учащиеся нашей гимназии показали по тесту на гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами). Где нормативы ГТО выполнили более 80% из числа сдавших. Это можно объяснить тем, что с 1 – 4 ступень дети должны коснуться пола либо пальцами рук, либо ладонью. И только в 5 ступени (школьники 16-17 лет) дети испытывают некоторые трудности при выполнении этого теста. Потому что в этой ступени нормативы даются конкретно по сантиметрам (см. рис.1).


Также было установлено, что высокий процент выполнения нормативов ГТО по бегу на длинные дистанции продемонстрировали учащиеся начальных классов (2 ступень) - 56%, а самый низкий процент учащиеся 7-9 классов (4 ступень) – 23%. Это можно объяснить 2 причинами: а) очень мало детей 7-9 классов нашей гимназии посещают спортивные секции, а конкретно легкую атлетику; б) как известно, режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом (см. рис.2).

Заключение

Таким образом, из вышеприведенного анализа можно сделать следующие выводы: количество часов, отводимое в течение недели на организованные занятия физическими упражнениями в школьных учреждениях недостаточно для обеспечения уровня физической подготовленности современных школьников, отвечающего нормативным требованиям ГТО.

Учащиеся МОБУ «Саха гимназия» имеют низкие показатели физического развития в выполнении нормативов на силу и выносливость, и показывают значительно лучшие результаты в тестах на гибкость.

Включение нормативов ГТО в школьную программу способствует выявлению физической подготовленности современных школьников, что позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Библиография

  1. Баишев, Ю.П. О ходе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Республике Саха (Якутия). – Режим доступа: http://iltumen.ru/content/yurii-baishev-provel-pravitelstvennyi-chas-na-temu-%E2%80%9Co-khode-vnedreniya-vserossiiskogo-fizkul

  2. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. – ISBN 5-02-013095-8.

  3. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств [Текст]: / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994. – 368 с. - ISBN 5-8450-0024-6.

  4. Оптимальная двигательная активность [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / И.В. Рубцова [и др.]. – Воронеж, 2007. – 23 с.

  5. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/20636

  6. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст]: / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с. – ISBN 5-278-00338-3.