НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Друзья ошибки заметят и простят, враги оценят и используют.
(Ержан Орымбетов )
Оценка «4» ставится , если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится , если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы , но :
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагае мого.
ОЦЕНКА «2» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ УЧЕНИК ОБНАРУЖИВАЕТ НЕЗНАНИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РАЗДЕЛА ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА, ДОПУСКАЕТ ОШИБКИ В ФОРМУЛИРОВКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРАВИЛ, ИСКАЖАЮЩИЕ ИХ СМЫСЛ, БЕСПОРЯДОЧНО И НЕУВЕРЕННО ИЗЛАГАЕТ МАТЕРИАЛ.
ОЦЕНКА «2» ОТМЕЧАЕТ ТАКИЕ НЕДОСТАТКИ В ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКА, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ К УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ ПОСЛЕДУЮЩИМ МАТЕРИАЛОМ.
ОЦЕНКА («5», «4», «3») МОЖЕТ СТАВИТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ЗА ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ОТВЕТ (КОГДА НА ПРОВЕРКУ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКА ОТВОДИТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ), НО И ЗА РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ ПО ВРЕМЕНИ, Т.Е. ЗА СУММУ ОТВЕТОВ, ДАННЫХ УЧЕНИКОМ НА ПРОТЯЖЕНИИ УРОКА (ВЫВОДИТСЯ ПОУРОЧНЫЙ БАЛЛ ), ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ В ПРОЦЕССЕ УРОКА НЕ ТОЛЬКО ЗАСЛУШИВАЛИСЬ ОТВЕТЫ УЧАЩЕГОСЯ, НО И ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ ПРОВЕРКА ЕГО УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ .
. Оценка письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Класс
Количество в контрольном диктанте
слов (самостоятельных и служебных) 1
5
орфограмм 2
90-100
6
100-110
пунктограм м
12
7
110-120
16
8
Кол-во слов в словарном диктанте
2-3
слов с непроверяемыми орфограммами 3
3-4
120-150
9
5
20
15-20
7
4-5
24
150-170
20-25
10
24
10
10
25-30
15
30-35
10
35-40
10
11
170 – 200
24
170 – 210
24
15
10
15
10
40 – 50
40 – 50
Нормы оценивания диктанта
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Вид диктанта
оценка/количество ошибок
Контрольны
й
«5»
«4»
1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
Словарный
«3»
2 орф. - 2 пункт. или 1орф.- 3 пункт.
или 0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф.
ошибках, если среди них есть однотипные.
0 ошибок
«2»
1-2 ошибки
4 орф. - 4 пункт. или 3 орф. - 5 пункт. или 0 орф. - 7 пункт.
*в 5 классе допуск.при 5 орф.
и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6 пункт., если среди тех и других
имеются
однотипные и негрубые ошибки.
- орф.- 7 пункт. или 6 орф. - 8 пункт. или 5 орф.- 9 пункт. или
- орф.- 6 пункт.
3-4 ошибки
до 7 ошибок
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Нормы оценивания обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
9кл. ОГЭ задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Майор увёз не выдержавш..(1)х искуса* зенитчиков, на прощанье ещё раз пообещав Васкову, что пришлёт таких, которые от юбок и самогонк..(2) нос будут воротить живее, чем сам старш..(3)на. Однако выполнить это об..(4)щание оказалось непросто, поскольку за три дня н..(5) прибыло н..(6) одного человека.
*Искус – серьёзное испытание, длительная и трудная проверка чьих-либо качеств.
9кл.ОГЭ задание 2. ВАРИАНТ 1 . Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.
1) среда постоянно меняется (предложение 1)
2) нарушения вызывают (предложение 2)
3) они способны адаптироваться (предложение 3)
4) понимается приспособление (предложение 4)
5) изменение могло бы погубить (предложение 5)
ОГЭ 9кл. Зад.6 .Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
- Приморский — написание приставки определяется её значением «приближение». 2. Стеречь — на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква ь. 3. Плечом — в окончании имени существительного под ударением после шипящего пишется буква «о». 4. Честный — непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом «честь». 5. Думаешь — ь знак обозначает мягкость предшествующего согласного.
1 . Прорастать — написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса «а». 2. Несите — в форме будущего времени 2 лица множественного числа глагола 1 спряжения пишется окончание ите. 3. Мальчонка — в суффиксе имени существительного под ударением после шипящего согласного пишется буква «о». 4. Каламбур — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные. 5. Непростой — имя прилагательное пишется с «не» слитно, потому что слово не употребляется без «не ».
ЕГЭ 11кл. Примеры заданий №9
Пример №1
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1.д..визия, нат..реть, отп..реть
2.об..щавший, передв..жение, л..нолеум
3.р..стовщик, запл..тить, с..лдат
4.к..нцерт, покл..ниться, прик..сновение
5.оз..рение, п..триот, проск..кал 6.н..гилист, приор..тет, ф..нансист
7.подв..ротня, укл..ниться, упр..жнение
8.м..ридиан, ап..льсин, св..ла (по лестнице)
9.ор..нжерея, ур..внение, к..лорит
10 прот..реть, мит..нг, разж..гать
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Примерный объем текста изложений и сочинений
класс Объем текста для подробного изложения классного сочинения
5 100-150 слов 0,5 – 1,0 страницы
6 150-200 слов 1,0 – 1,5 страницы
7 200-250 слов 1,5 – 2,0 страницы
8 250-350 слов 2,0 – 3,0 страницы
9 350-450 слов 3,0 – 4,0 страницы
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
1.Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.Полнота раскрытия темы;
3.Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценк
а
Основные критерии оценки сочинения
содержание и речь
грамотность
«5»
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4»
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные
ошибки, или
1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или
4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2
грамматические ошибки
«3»
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь, и однообразны
употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные
ошибки, или
3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или
7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
(в 5 классе - 5
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
орфографических ошибок и
4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки
«2»
- Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или
5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
- При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—
6. При выставлении оценки
«5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях
Нормы оценивания учебного предмета «Литература».
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико- литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
- Умение владеть монологической литературной речью, логичность и последовательность ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ,
обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ , который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Оценка сочинений
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2 , в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4. в X классе – 4 -5, в XI классе – 5 - 7 страниц.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача
фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение :
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение :
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее
знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение , которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
11кл. Итоговое сочинение проверяется по критериям:
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала(не менее двух литературных произведений)
3. Композиция и логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5. Грамотность.
Критерий 1 и 2 являются основными.
По этим двум критериям необходимо получить зачет, если по одному из них зачет не получен, то вся работа автоматически не зачтена. Объём сочинения не менее 350 слов ( 3-4 листа А4)
Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за правильное выполнение 90% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов. Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.
Нормы скорости чтения 5 – 11 класс
Класс Нормы скорости чтения 5
На 5 – ( 100 -120) слов в минуту,; На 4 – ( 90 – 99 ) слов; На 3 – ( 80 – 89 ) слов; На 2 - 79 слов и ниже ;6кл. На 5 – ( 105 – 125) слов в минуту На 4 – ( 90 - 104) На 3 – ( 81- 89 ) На 2 – 80 слов и ниже
7кл. На 5 – (110 -130) слов в минуту На 4 – (95 – 109 ) На 3 – (85 -94) На 2 – 84 слова и ниже.
8 кл . На 5 – (115 – 135) слов в минуту На 4 – (95 – 114) слов На 3 – ( 85 – 94) слов На 2 – 84 слова и ниже
9 кл. На 5 – (120 – 140) слов в минуту На 4 – (95 – 119) слов На 3 – ( 85 – 94) слов На 2 – 84 слова и ниже 10 На 5 – (120 – 145) слов в минуту На 4 – (95 – 119) слов На 3 – ( 85 – 94) слов На 2 – 84 слова и ниже
11 На 5 – (120 – 150) слов в минуту
На 4 – ( 100 – 119) слов в минуту
На 3 – ( 90 – 99)
На 2 – 89 слов и ниже
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения не является единственным показателем при анализе навыка чтения , так как техника чтения - достаточно объёмное понятие, включающее в свой состав , помимо скорости чтения, такие компоненты, как правильность ( чтение без ошибок ), осознанность и выразительность чтения.
Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Оценка выразительного чтения художественных произведений
Отметка «5» ставится, если:
- текст литературного произведения воспроизведен без ошибок;
- выполнены следующие требования к технике речи: ученик читает четко, внятно, соблюдает нормы орфоэпии, умело использует паузы для добора (пополнения запаса) воздуха;
- соблюдаются следующие требования к логике чтения: ученик владеет умением «читать знаки препинания», верно расставляет логические ударения, определяет место и характер пауз в тексте, владеет «шестью рычагами» выразительного чтения (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее);
- чтение отличается эмоционально-образной выразительностью: ученик воссоздает чувства в чтении - «рисует интонацией», соблюдает паузы психологические, начальные, финальные.
Отметка «4» ставится, если
- текст произведения воспроизведен без ошибок или с 1-2 ошибками, которые ученик исправляет сам, без подсказки,
- в основном выполняются требования к технике речи, к логике чтения и к эмоционально- образной выразительности исполнения литературного произведения.
- Отметка «3» ставится, если:
- текст произведения воспроизводится с ошибками (не более 3-5 в зависимости от размера исполняемого произведения), ученику требуется подсказка учителя, при этом требования к технике речи, к логике чтения в основном выполняются.
- текст произведения воспроизводится без ошибок, ученик читает четко, внятно, но не владеет умением «читать знаки препинания», расставлять логические ударения, паузы, читает монотонно, неэмоционально.
Критерии оценивания пересказа
1. Ошибки в содержании
- пропуск важного смыслового звена ,пропуск нескольких смысловых звеньев
- «сжатие» текста ,фактические искажения
- нарушение логической последовательности (перестановки)
2. Грамматическое и речевое оформление
- затруднение с началом пересказа ,отсутствие грамматического завершения текста
- отсутствие (нарушение) связей между предложениями и частями ,грамматические ошибки
- речевые ошибки
3. Общее впечатление
- «безадресность» пересказа
- невыразительность пересказа
Оценка подробного пересказа осуществляется по следующим критериям :
- точное и полное воспроизведение сюжетной линии (или предмета описания);
- последовательность изложения событий;
- наличие или отсутствие личностного отношения к событиям (поступку, герою); - качество речи (выразительная, эмоциональная или монотонная; бедная или образная; лёгкая, свободная речь или слова произносятся с трудом, усилием); наличие или отсутствие речевых недочётов: необоснованное повторение одного и того же слова, необоснованное употребление рядом однокоренных слов, употребление слова в неточном значении, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление диалектных слов и просторечий и др.
пересказ
Отметка «5» ставится, если
- содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
- фактические ошибки отсутствуют;
- содержание излагается последовательно;
- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
- достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Отметка «4» ставится, если
I) содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);
- содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
- в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
- работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
- допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
- беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
- стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Отметка «2» ставится, если
- работа не соответствует теме и заданию;
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
- крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста.
9кл.Итоговое собеседование. Пример заданий
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о советском пловце, олимпийском чемпионе, многократном чемпионе мира, Европы и рекордсмене мира Влади́ мире Вале́рьевиче Сальникове (родился в 1960 году). 1 У Вас есть 2 минуты на подготовку. Выдающийся пловец Влади́ мир Валерьевич Сальников вписал своё имя в историю отечественного спорта, установив более 20 рекордов, 13 из которых мирового уровня. «Монстр в воде», «железный человек», «машина для рекордов», «великий Сальников» – подобных эпитетов за свою спортивную карьеру он заслужил немало. А начиналось всё в небольшой новгородской деревушке, где каждое лето Володя отдыхал у бабушки. Тайком от неё он бегал с деревенскими мальчишками на дикие пляжи. Плавать тогда он ещё не умел, поэтому плескался на мелководье около берега и очень завидовал своим одногодкам, которые умели плавать. Судьбе было угодно, чтобы в школу, где учился Владимир, пришёл тренер по плаванию и предложил всему классу стать пловцами. Правда, записывать всех подряд он не спешил, а предложил выполнить ряд упражнений. Сальников успешно с ними справился и был зачислен в спортивную секцию. За время своей спортивной карьеры Владимир Сальников преодолел дистанцию, равную длине экватора. Благодаря трудолюбию, силе воли, умению преодолевать трудности он не проиграл с 1977 по 1986 год ни одного мирового первенства на дистанции 1500 метров вольным стилем. Рекорд мира, установленный спортсменом в 1983 году, продержался восемь лет. (174 слова) Задание 2. Пересказ текста. Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Влади́ мира Вале́рьевича Сальникова: 2 «Профессионал всегда переживает. Я очень переживал, когда плавал, земля из-под ног уходила, но в поражении надо искать и силы тоже. И идти до конца! Человек идёт до конца и, прежде всего, выигрывает сам у себя». Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Сальникова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
Оценка письменных работ
(отзыв, рецензия, тезисы, конспект)
Любое высказывание учащихся в письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.
Критерии оценки письменных работ:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы; последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов.
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала: отбор существенных фактов и сведений для раскрытия темы и основной мысли работы;
- последовательность изложения, соблюдение причинно-следственных связей, наличие обобщений и выводов.
При оценке речевого оформления письменных работ учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов; количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Основные критерии оценки
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов;
- количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок Основные критерии оценки
Рекомендуется следующий примерный объем ученических работ: отзыв – 1-2 страницы рецензия – 3-4 страницы
Критерии оценки речевого оформления письменных работ
Оценка
Критерии оценки
«5»
В целом в работе допускается 1 – 2 речевых недочета.
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
В целом в работе допускается не более 3 – 4 речевых недочетов.
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
В целом в работе допускается не более 5 речевых недочетов.
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
В целом в работе допущено до 7 речевых недочетов.
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка реферата
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:
- новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению. Новизна текста:
- новизна текста;
- обоснованность выбора источника;
- степень раскрытия сущности вопроса;
- соблюдения требований к оформлению. Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы;
в) умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста͵ единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме;
г) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу Обоснованность выбора источников:
а) оценка использованной литературы: привлечены ли
наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации
последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической,
пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата.
Учащийся представляет реферат на рецензию не позднее указанного срока. Для устного выступления учащемуся достаточно 10-20 минут.
«5» баллов ставится, в случае если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы .
«4» балла – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом
допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.
«3» балла – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты
отсутствует вывод.
«2» балла – тема реферата не раскрыта͵ обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как (Л.Н.Толстой)