ВОСПИТАНИЕ 2020
Методические рекомендации по разработке программ ВОСПИТАНИЯ
в современных условиях
Новая стратегия воспитательной работы
ФГОС общего образования
- Программа ДНР, воспитание ФГОС НОО(2009г)
- Программа воспитания и социализации ФГОС ООО
(2010г – 12 пунктов,2012г-11пунктов )
2009г
Примерная программа воспитания
- Структура примерной программы (4 раздела)
- Инвариантные модули
- Вариативные модули
- Ежегодный календарный план ВР
2019г
ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
- Статьи 2,12,30
- РП воспитания, примерный календарный план ВР, модули
- Советы родителей, советы обучающихся
- (изменения с 1.09.2020 до 1.09 2021)
2020г
Основания для разработки программы воспитания
31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ЧТО НОВОГО …
Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:
- чувства патриотизма и гражданственности,
- уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества,
- уважения к закону и правопорядку,
- уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
- бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
- бережного отношения к природе и окружающей среде;
ЧТО НОВОГО…
Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:
- «рабочая программа воспитания»
- «календарный план воспитательной работы».
* Они должны быть включены в основную образовательную программу!
Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
Примерная программа воспитания (ППВ)…
Института стратегии развития образования РАО;
- 2 июня 2020 года утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
- К программе разработаны методические рекомендации и сборник разработок модулей программы воспитания ( http :// form.instrao.ru/examples.php )
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к ППВ
- Назначение ППВ– помочь школам создать и реализовать собственные работающие!!!!! программы воспитания (РПВ), стать конструктором для их создания
- призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов:
- формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию ;
- формирование у обучающихся основ российской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию ;
- мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
- мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально-значимые качества личности;
- активное участие в социально-значимой деятельности.
- РПВ, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной , содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.
- К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Программа воспитания
Единые для всех уровней общего образования разделы:
- «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
- «Цель и задачи воспитания»
- «Виды, формы и содержание деятельности»
- «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Особенные для каждого уровня общего образования приложения:
календарные планы воспитательной работы
Раздел1.«Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
Это краткая информация о:
- специфике расположения школы,
- особенностях ее социального окружения,
- источниках положительного или отрицательного влияния на детей,
- значимых партнерах школы,
- особенностях контингента учащихся,
- оригинальных воспитательных находках школы,
- важных для школы традициях воспитания.
Раздел 2. « Цель и задачи воспитания»
Цель воспитания -личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Целевые приоритеты начального образования
Знание младшим школьником данных социальных норм:
- быть любящим, послушным и отзывчивым…;
- быть трудолюбивым…;
- знать и любить свою Родину… ;
- беречь и охранять природу;
- проявлять миролюбие;
- стремиться узнавать что-то новое;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, устанавливать хорошие уважительные отношения с другими людьми;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Целевые приоритеты основного образования
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников:
- к семье…;
- к труду…;
- к своему отечеству..;
- к природе как источнику жизни на Земле…;
- к миру как главному принципу человеческого общежития…;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу…;
- к культуре как духовному богатству общества…;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека…;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности…;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы….
Целевые приоритеты среднего образования
создание условий для приобретения школьниками опыта :
- дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой деятельности, участие в производственной практике;
- дел, направленных на пользу Родине, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- природоохранных дел;
- разрешения возникающих конфликтных ситуаций…;
- самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества…, опыт творческого самовыражения;
- ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- оказания помощи окружающим…, волонтерский опыт;
- самопознания и самоанализа.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа;
2) реализовывать потенциал классного руководства, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока;
5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление;
6) поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу школьных медиа;
10) развивать предметно-эстетическую среду школы;
11) организовать работу с семьями школьников, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Раздел 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инвариантные (обязательные) модули :
- «Классное руководство»,
- «Школьный урок»,
- «Курсы внеурочной деятельности»,
- «Работа с родителями»,
- «Самоуправление»,
- «Профориентация».
* Каждый из модулей ориентирован на одну из задач
Раздел 3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вариативные модули :
• «Ключевые общешкольные дела»,
• «Детские общественные объединения»,
• «Школьные медиа»,
• «Экскурсии, экспедиции, походы»,
• «Организация предметно-эстетической среды»
• и т.п.
Раздел4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Основные принципы:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа…;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания…;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа … ;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников … .
Раздел4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития .
- Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
- Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по ВР с последующим обсуждением его результатов.
- Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение .
- Внимание уделяется следующим вопросам: какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.
Раздел4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
- Критерием является наличие в школе интересной , событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
- Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями , хорошо знакомыми с деятельностью школы.
- Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы .
Раздел4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством(на выбор):
- проводимых общешкольных ключевых дел;
- совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- организуемой в школе внеурочной деятельности;
- реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- существующего в школе ученического самоуправления;
- функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
- профориентационной работы школы;
- работы школьных медиа;
- организации предметно-эстетической среды школы;
- взаимодействия школы и семей школьников.
*Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Чтобы программа была РАБОЧЕЙ!!!!!:
1. Воздержитесь от абстрактных и наукообразных рассуждений о всевозможных методологических основаниях, парадигмах, подходах к воспитанию. 2. Систематизируйте всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, связав их с целью и задачами вашей школы.
3.Не старайтесь создать неизменный и не подвергаемый сомнению вариант программы.
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ РПВ школы
1
Создаем команду
Анализируем основные понятия
2
Продумываем структуру программы
3
Приступаем к разработке
4
Что учесть в разработке РПВ
ППВ – это конструктор , с помощью которого МОЖНО:
- включать в нее только те вариативные модули, которые помогут вам в организации воспитательного процесса,
- добавлять в свою РПВ собственные модули (по образцу ППВ),
- располагать выбранные вами модули в соответствии с их значимостью,
Что учесть в разработке РПВ
В результате должно получиться 3 модификации программы воспитания (для каждой ступени),
каждая из которых состоит из двух частей:
1) единой для всех уровней части, включающей 4 основных раздела – составляется на основе ППВ (путем удаления или добавления для каждой конкретной школы необходимой информации):
- о специфике воспитательного процесса в школе,
- о задачах воспитания,
- о видах, формах и содержании деятельности,
- об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса.
2) особенной для каждого уровня части, представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год.
РАЗРАБОТКА ПланА воспитательной работы ШКОЛЫ
1. План воспитательной работы составляется на каждый учебный год – традиционно в конце августа – начале сентября.
2. План воспитательной работы может корректироваться в течение года в связи с происходящими в работе школы изменениями.
3. Целесообразно составлять планы, соответствующие трем уровням общего образования: начальному, основному и среднему.
4. План ВР можно интегрировать с планом внеурочной деятельности, требуемым ФГОС ОО.
РАЗРАБОТКА ПланА воспитательной работы ШКОЛЫ
План-сетку ВР целесообразно разделить на несколько частей :
• «Ключевые общешкольные дела»,
• «Самоуправление»,
• «Профориентация».
• «Детские общественные объединения»,
• «Школьные медиа»,
• «Экскурсии, экспедиции, походы»,
• «Организация предметно-эстетической среды»,
• «Работа с родителями»,
• «Курсы внеурочной деятельности» ,
• «Классное руководство» ,
• «Школьный урок» , и т.п.
Не наступайте на грабли…
- Описанные особенности школы, цели и задачи должны быть связаны с реальной воспитательной деятельностью педагогов.
- Не добавляйте в программы много текста («прошлых» программ, теория вопроса и т.д.)
- Не увлекайтесь наукообразием, программа должна быть предельно ясна любому педагогу и родителю.
- Программа и планы воспитания должны быть взаимосвязаны.
- Не обязательно все вариативные модули включать в программу и стремиться их полностью заполнить
- Собственные модули должны соответствовать логике программы и обоснованы
- Избегайте формализма как в создании программ, так и в их реализации.
Вместе мы всё сможем
Ссылка на материалы:
http:// mmc.che.edu54.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=824&Itemid=0