СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"НОВАЯ ЖИЗНЬ СОЛОМЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ" Давыдова Людмила Александровна, педагог дополнительного образования МБУДО «Лянторский центр дополнительного образования»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск она постоянно привлекала народных умельцев.  

Просмотр содержимого документа
«"НОВАЯ ЖИЗНЬ СОЛОМЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ" Давыдова Людмила Александровна, педагог дополнительного образования МБУДО «Лянторский центр дополнительного образования»»

«Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить».  Н.В. Гоголь

«Едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск она постоянно привлекала народных умельцев.

Солома как поделочный материал давно известна народным умельцам Белоруссии, Молдавии, Украины. Имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск она постоянно привлекала народных умельцев.

В старину из неё изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников: циновки, сумки, коврики, игрушки.

В старину из неё изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения

для сельских и семейных праздников: циновки, сумки, коврики, игрушки.

В начале XX века в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные XVIII веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой.

В начале XX века

в Беларуси удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквах алтарные двери, изготовленные XVIII веке.

Сначала рельефные украшения на них были приняты

за тончайшую деревянную резьбу с позолотой.

Но при ближайшем расстоянии оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетёные детали орнамента, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность. Там же, в древности, лежат и истоки инкрустации из соломки. Изделия, выполненные в этой технике, мерцают нам из глубины веков и находят все новых почитателей и мастеров.

Но при ближайшем расстоянии оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы.

Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетёные детали орнамента, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

Там же, в древности, лежат и истоки инкрустации из соломки. Изделия, выполненные в этой технике, мерцают нам из глубины веков и находят все новых почитателей и мастеров.

Солома различных злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя – самый прочный, долговечный и красивый материал.

Солома различных злаков: пшеницы, ржи, овса, ячменя – самый прочный, долговечный

и красивый материал.

Вырастут в поле и рожь, и пшеница, Их обмолотят – соломка родится. Руки коснутся её золотые, И появляются, словно живые, Смелый наездник и конь златогривый, Гордый олень и телёнок бодливый, Парень весёлый с гармошкой, Жар – птица И с золотою короной девица.- Вот ведь какая она не простая, Эта соломка, совсем как живая. В руки возьмёт лишь её мастерица- Сразу она в чудеса превратится!

Вырастут в поле и рожь, и пшеница,

Их обмолотят – соломка родится.

Руки коснутся её золотые,

И появляются, словно живые,

Смелый наездник и конь златогривый,

Гордый олень и телёнок бодливый,

Парень весёлый с гармошкой,

Жар – птица

И с золотою короной девица.-

Вот ведь какая она не простая,

Эта соломка, совсем как живая.

В руки возьмёт лишь её мастерица-

Сразу она в чудеса превратится!

Из неё создают различные произведения искусств  (пейзажи, цветы, птицы, парусники, архитектурные ансамбли, персонажи сказок).

Из неё создают различные произведения искусств

(пейзажи, цветы, птицы, парусники, архитектурные ансамбли, персонажи сказок).

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность, продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определённом положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами По отношению к свету, передаёт его неповторимую игру: блестит как золото. Сувениры из соломы – приятный подарок. Это могут быть картины, инкрустация на вазах из папье-маше.

Аппликации из соломы необычайно

привлекательны: они

отливают золотом, перламутром.

Такое впечатление

создается тем, что солома имеет

глянцевую поверхность,

продольно расположенные волокна.

Эти волокна

максимально отражают свет

только в определённом

положении.

Аппликация, составленная из форм,

находящихся под разными углами

По отношению к свету,

передаёт его неповторимую игру:

блестит как золото.

Сувениры из соломы – приятный

подарок.

Это могут быть картины,

инкрустация на вазах из папье-маше.

Очень любят это искусство дети нашего объединения «Умелые руки». Природа сама творит удивительно красивые формы и краски, а дети помогают ей своей фантазией. Создание картин из растительного материала дает многое детскому сердцу и прививает юным художникам любовь к природе, бережное к ней отношение. Художественное воспитание детей очень важно для формирования доброй и отзывчивой личности.

Очень любят это искусство дети нашего объединения «Умелые руки».

Природа сама творит удивительно красивые формы и краски, а дети помогают ей своей фантазией.

Создание картин из растительного материала дает многое детскому сердцу и прививает юным художникам любовь к природе, бережное к ней отношение. Художественное воспитание детей очень важно для формирования доброй и отзывчивой личности.

На занятиях у учащихся проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.

На занятиях у учащихся проявляются творческие способности

и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.

Нужно помнить, соломка покоряется увлеченным, упорным и терпеливым.  Руки и фантазия вот основной инструмент.

Нужно помнить, соломка покоряется увлеченным, упорным и терпеливым.

Руки и фантазия вот основной инструмент.

Сегодня Вы прикоснетесь к таинствам этого ремесла! И нам предстоит сотворить Чудо золотое своими руками, а тема нашего мастер – класса так и называется «Чудо золотое – в наших руках». Мы с вами изготовим декоративное панно, на котором изобразим «БЕРЁЗУ» Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к ней постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца.

Сегодня Вы прикоснетесь к таинствам этого ремесла!

И нам предстоит сотворить Чудо золотое своими руками,

а тема нашего мастер – класса так и называется

«Чудо золотое – в наших руках».

Мы с вами изготовим декоративное панно, на котором изобразим «БЕРЁЗУ»

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к ней постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца.

Сегодня Вы прикоснетесь к таинствам этого ремесла! И нам предстоит сотворить Чудо золотое своими руками, а тема нашего мастер – класса так и называется «Чудо золотое – в наших руках». Мы с вами изготовим декоративное панно, на котором изобразим «БЕРЁЗУ» Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к ней постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца.

Сегодня Вы прикоснетесь к таинствам этого ремесла!

И нам предстоит сотворить Чудо золотое своими руками,

а тема нашего мастер – класса так и называется

«Чудо золотое – в наших руках».

Мы с вами изготовим декоративное панно, на котором изобразим «БЕРЁЗУ»

Березка в роскоши лесных творений – единственное белоствольное дерево. И прикасается к ней постоянно мысль поэта, кисть художника, мелодия композитора, рука умельца.

 Изготовление декоративного панно, инкрустированного соломкой.  Ознакомить педагогов и учащихся с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства.  Обучать основным приёмам и навыкам работы с соломкой.  Выполнить творческую коллективную практическую работу на основе предложенного эскиза.

Изготовление декоративного панно, инкрустированного соломкой.

  • Ознакомить педагогов и учащихся с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства.
  • Обучать основным приёмам и навыкам работы с соломкой.
  • Выполнить творческую коллективную практическую работу на основе предложенного эскиза.
Вводная часть.  1. Сообщение темы и цели мастер – класса.  2.Демонстрация фотоматериалов и выставочных работ в технике «соломка».  II . Основная часть.  1. Демонстрация слайдов «Новая жизнь соломенных промыслов.  2. Подготовительный этап: - технология обработки соломки, последовательность работы с эскизом.  3. Практическая работа:  А) Подготовка материалов: - обработка соломки, - проглаживание.  Б) Работа с эскизом: - разделение эскиза по деталям, - перевод деталей  на кальку.  В) Инкрустация соломкой: - наклеивание соломки, - тонирование  деталей, - сборка деталей (лист), - придание деталям объёмности.  Г) Оформление работы: - наклеивание на подготовленную основу, -  композиционное завершение работы.  III . Подведение итогов.  Итоговая выставка «Чудо золотое».  Просмотр и обсуждение выполненной коллективной работы.  Рекомендации и практические советы.

Вводная часть.

1. Сообщение темы и цели мастер – класса.

2.Демонстрация фотоматериалов и выставочных работ в технике «соломка».

II . Основная часть.

1. Демонстрация слайдов «Новая жизнь соломенных промыслов.

2. Подготовительный этап: - технология обработки соломки, последовательность работы с эскизом.

3. Практическая работа:

А) Подготовка материалов: - обработка соломки, - проглаживание.

Б) Работа с эскизом: - разделение эскиза по деталям, - перевод деталей

на кальку.

В) Инкрустация соломкой: - наклеивание соломки, - тонирование

деталей, - сборка деталей (лист), - придание деталям объёмности.

Г) Оформление работы: - наклеивание на подготовленную основу, -

композиционное завершение работы.

III . Подведение итогов.

Итоговая выставка «Чудо золотое».

Просмотр и обсуждение выполненной коллективной работы.

Рекомендации и практические советы.

Я люблю, когда шумят берёзы. Когда листья падают с берёз. Слушаю – и набегают слёзы На глаза, отвыкшие от слёз. Все очнётся в памяти невольно, Отзовётся в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви.

Я люблю, когда шумят берёзы.

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Все очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Технология изготовления белоствольной березки с её изящными ветвями достаточно трудоёмкая. Поэтому ствол берёзы у нас есть, а мы с вами будем одевать нашу берёзку в листву. Будем работать коллективно, каждый смастерит свой лист, а потом приклеит к ветке берёзки.

Технология изготовления белоствольной березки с её изящными ветвями достаточно трудоёмкая.

Поэтому ствол берёзы у нас есть, а мы с вами будем одевать нашу берёзку в листву.

Будем работать коллективно, каждый смастерит свой лист, а потом приклеит к ветке берёзки.

Для того чтобы изготовить лист необходимо приготовить соломку к аппликации. Для этого надо обработать соломку, изготовить из неё соломенные ленты. Существует два способа: сухой и влажный. Мы выбираем влажный. При влажном способе обработки соломку пропаривают в горячей воде (при температуре 60 – 80*) в течение нескольких минут, чтобы она стала более эластичной и мягкой. Затем расщепляют вдоль ствола при помощи скальпеля, створки их раскрыть в стороны, затем соломку прогладить горячим утюгом с внутренней стороны, затем с лицевой стороны. Итак, соломка у нас готова.

Для того чтобы изготовить лист необходимо приготовить

соломку к аппликации.

Для этого надо обработать соломку, изготовить из неё

соломенные ленты.

Существует два способа: сухой и влажный.

Мы выбираем влажный.

При влажном способе обработки соломку пропаривают в

горячей воде (при температуре 60 – 80*) в течение

нескольких минут, чтобы она стала более

эластичной и мягкой.

Затем расщепляют вдоль ствола при

помощи скальпеля, створки их раскрыть в стороны, затем

соломку прогладить горячим утюгом с внутренней

стороны, затем с лицевой стороны.

Итак, соломка у нас готова.

Приступим к изготовлению листьев. При изготовлении листьев лучше придерживаться их натуральной формы. При желании можно использовать и фантазийные листья. Листья выполняются следующим способом:  перерисуйте на кальку лист берёзы; выкройку листа разрежьте по центральной жилке, следуя её изгибу; затем на каждой половинке отмечайте карандашом долевые линии соответственно боковым прожилкам и наклеивайте по ним соломенные ленты плотно, без просветов; половинки листа вырежьте по контурам, выложите их на кальку, приклейте друг к другу «встык».

Приступим к изготовлению листьев. При изготовлении листьев лучше

придерживаться их натуральной формы. При желании можно

использовать и фантазийные листья.

Листья выполняются следующим способом:

  • перерисуйте на кальку лист берёзы;
  • выкройку листа разрежьте по центральной жилке, следуя её изгибу;
  • затем на каждой половинке отмечайте карандашом долевые линии

соответственно боковым прожилкам и наклеивайте по ним

соломенные ленты плотно, без просветов;

  • половинки листа вырежьте по контурам, выложите их на кальку,

приклейте друг к другу «встык».

Чтобы лист получился красивым, его можно затонировать: либо в нижней его части, либо только с правого бока или с левого. Лист получится воздушным и естественным, если тонировать каждую его половинку в отдельности по центральной части. В данном случае половинки листа склеивать после того, как они протонированы и им придан объем.

Чтобы лист получился красивым, его можно

затонировать: либо в нижней его части, либо только с

правого бока или с левого.

Лист получится воздушным и естественным, если

тонировать каждую его половинку в отдельности по

центральной части.

В данном случае половинки листа склеивать после того,

как они протонированы и им придан объем.

Наряд для нашей берёзы готов. Теперь каждый может наклеить свой лист на подготовленную основу.

Наряд для нашей берёзы готов.

Теперь каждый может наклеить свой лист на

подготовленную основу.

Сегодня мы с вами прикоснулись к таинствам ремесла. Проанализируйте наш мастер – класс, заимствуйте из него то, что созвучно вашей душе. Ищите свои неповторимые, интересные решения в преображении соломки.

Сегодня мы с вами прикоснулись к таинствам ремесла.

Проанализируйте наш мастер – класс, заимствуйте из

него то, что созвучно вашей душе.

Ищите свои неповторимые, интересные решения в

преображении соломки.