Конспект интегрированного урока музыки и трудового обучения в четвертом классе
«Новогодние и рождественские традиции»
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Тема урока. Новогодние и рождественские традиции.
Календарно – обрядовые песни зимнего цикла.
Стилизация новогодней елки.
Цель урока:
метапредметные:
· познакомить учащихся с фольклорным материалом: обрядовыми песнями зимнего цикла.
· создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
· создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности
личностные:
· создать условия для формирования гражданской сознательности
Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с процессом изготовления елки из различных материалов. Раскрыть связь песенного творчества с жизнью украинского народа на примере зимних календарно – обрядовых песен;
Развивающая - развивать фантазию, воображение, навыки исполнительского мастерства народных песен;
Воспитательная – воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к народным традициям и песням.
Тип урока: обобщающий урок.
Форма проведения урока: интегрированный урок.
Методы и приемы: беседа, практическая работа, работа в группах.
Оборудование: музыкальный инструмент, интерактивная доска, презентация.
Ход урока.
II. Мотивационно – ориентировочный этап:
вход учащихся в класс под музыкальное сопровождение песни «Добрий вечір тобі »;
Учитель. Здравствуйте ,ребята. Сегодня замечательный день .Мы с вами снова встретились на уроке музыки. Я очень рада видеть вас.
А какое настроение у вас?
(ответы детей, музыкальное приветствие).
Как вы думаете, ребята, почему в начале урока прозвучала песня «Добрий вечір тобі»?
( ответы детей)
III. Актуализация опорных знаний и обобщение материала.
Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, рассмотрим календарно - обрядовые песни зимнего периода. Я предлагаю отправиться в музыкальное путешествие на сказочном поезде.
(звучит музыка)
Учитель. Первая станция с датой 19 декабря. Скажите , почему мы прибыли на эту станцию?
(ответы детей)
Учитель. Правильно. В народе считают, что с Николая Зимнего начинается настоящая зима, и берут начало рождественские праздники. Целый год вы стараетесь хорошо себя вести, учиться, быть послушными и за это Святой Николай приносит подарки. А какую песню вы знаете о Святом Николае?
(ответы детей)
(исполнение песни «Святой Николай»)
Учитель. Молодцы. Вы хорошо пели, но наш поезд продолжает свое путешествие. Остановка 7 января (ответы детей).
Одним из основных религиозных праздников есть Рождество, которое отмечается 7 января . С ним связывают Рождение Иисуса Христа. Как утверждает христианское учение, Дева Мария родила сына и спеленала его в яслях. Одной из традиций этого праздника есть исполнение колядок. Давайте и мы вспомним колядку.
Дети исполняют колядку «Коляд, коляд, колядниця»
Молодцы, вы хорошо спели песню, а наш поезд продолжает свой путь. И станция ,на которую мы прибыли,13 января (ответы детей о празднике)
Учитель. Вечером 13 января в жилищах украинцев звучат еще одни календарно - обрядовые песни – щедривки. Название щедривка, сохранилось до нашего времени лишь в Украине, указывает на назначение этого вида песенности : накликать щедрость природы прославляющими песнями. В этот вечер щедровали преимущественно девушки.
Исполнение щедривки.
Учитель. А наша следующая станция 19 января (ответы детей).
Именно этот праздник завершает зимний цикл. И мы завершим наше путешествие по обрядовым песням зимнего цикла песней с которой начинался наш урок «Добрый вечір тобі».
Учитель. Ребята,а все ли зимнее праздники мы с вами вспомнили? (ответы детей)
IV .Сообщение темы и задач урока трудового обучения.
Игра «Доскажи словечко».
Каждый в доме его ждет –
Это праздник … (Новый год).
Снег идет, снег идет,
Скоро праздник …(Новый год).
Почему мы все так любим и ждем праздник Нового года? (Он самый яркий, красивый, сказочный, волшебный).
Учитель.Чем он отличается от других праздников года?
Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В зимнем лесу вокруг елок зажигали костры и пели песни. В России праздник стали праздновать после указа царя Петра 1. И особенно мила была нарядная елка в теплой, уютной комнате, когда за окном мороз.
Почему к ёлке такое особое отношение?
Почему в стихах она оживает?
И самое главное, почему именно она является символом, незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника?!
Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Обычай встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.
С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – "новогоднее дерево". Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. А так хочется, чтобы люди сохранили жизнь дереву.
Учитель. Ребята, после долгого путешествия по народно – обрядовым песням, мы прибыли в творческую мастерскую по изготовлению необычных елочек. А именно сейчас мы займемся стилизацией елок из различных материалов. Давайте уточним ,что такое стилизация? Стиль?
V. Правила техники безопасности и гигиены труда.
Для работы нам необходимы наши незаменимые помощники – инструменты и материалы.
Сказка об инструментах.
Жили – были в письменном столе клей, кисточка, ножницы, простой карандаш, бумага, линейка. Ежедневно они вступали в спор, кто самый необходимый и главный.
Однажды, ящик стола кто- то открыл, и его жители увидели своего хозяина ученика 4-В класса. Он достал их и начал работать: чертить под линейку простым карандашом, вырезать детали и склеивать их. По окончанию работы получилась красивая елочка и все инструменты остались довольны, потому что поняли, что главным был ученик и его умелые руки. И больше им спорить не хотелось. Все они лежат у нас на столах и ждут, чтобы мы поскорее их взяли к работе. Давайте вспомним, что для чего предназначено и как мы умеем работать с инструментами.
Правила техники безопасности.
VI . Технология изготовления работ.
1) Рассматривание образцов изделий
2) Выбор материалов и инструментов
3) Распределение по группам
VII. Самостоятельная работа учащихся.
VIII. Оценивание, презентация работ учащихся.
IX. Итог урока.
Исполнение песни «Елка – елочка»