Форт Боярд. Новогодние приключения
Цели-задачи: способствовать актуализации, углублению и расширению знаний о зимних традициях различных стран; создание условий для формирования дружного классного коллектива; развитие творческих способностей учащихся; содействовать формированию нравственных качеств, культуры отношений.
Оборудование: карточки с заданиями, картонные ключи, 12 пуговиц и каштанов, мишень, слова «С Новым годом!» (разрезанные), бумажные снежки (при необходимости), измененные аудиозаписи песен, аудиозаписи различных транспортных средств, свитки с пожеланиями, запись боя курантов, таймер, призы.
Примерные этапы игровой программы
Подготовительный этап. Педагог совместно с родителями подготавливает помещения для игры, разрабатывает задания, подготавливает призовой фонд.
Первый этап. Учащиеся собираются на исходной позиции. Педагог приветствует всех, рассказывает правила игры, знакомит с картой передвижения участников.
Наша игра - упрощенная и немного измененная версия телеигры «Форт Боярд». В начале игры команда получает зашифрованную карту передвижения. Порядок прохождения этапов команда может определять самостоятельно.
Участники должны пройти несколько этапов - помещений, в каждом из которых их ждут различные задания. За правильное и своевременное выполнение заданий участники смогут получить ключи, в некоторых залах можно дополнительно получить подсказки. Если задание выполнено неверно, либо участники не уложились в отведенное время, то ключ команда не получает, а один из ее членов остается «в плену». Чтобы выкупить «пленников», команда должна в конце игры выполнить дополнительные «штрафные» задания. В последний зал команда должна прийти в полном составе.
В последнем зале участники должны предъявить заработанные ключи ведущему. 6 ключей необходимо для открытия призовой комнаты, оставшиеся можно обменять на подсказки. Далее команда должна отгадать кодовое слово с помощью заработанных подсказок и встать на буквы этого слова. Если слово отгадано верно, ведущий объявляет, где спрятаны новогодние подарки и дарит каждому из участников свиток с новогодними пожеланиями.
Второй этап «Прохождение этапов». Далее участники согласно карте проходят все залы, зарабатывая ключи и подсказки.
«Замок Снежной королевы». Выложить из картонных «осколков» слова «С Новым годом!». Время выполнения: 2,5 минуты. За задание игроки получают ключ.
«Меткие стрелки». Необходимо попасть снежками в мишень. Каждому участнику дается по 2 попытки. За 10 попаданий дается ключ и подсказка, за 5-9 - только ключ. При меньшем количестве попаданий ведущий забирает «пленника».
«Пока часы 12 бьют». На большом листе бумаги за 12 секунд команда должна нарисовать как можно больше рисунков на новогоднюю тематику. За 6 и более рисунков дается ключ. Для получения подсказки на этом же листе необходимо каждому за 1 минуту написать новогодние пожелания.
«Сосчитай шары». Участникам за 1 минуту необходимо сосчитать количество шаров (именно шаров, а не других игрушек) на новогодней елке. За правильный ответ команда получает ключ.
«Двенадцать». Из команды выбираются 2 самых внимательных участника. Они получают карточки, на одной из которых написано «пуговицы», на второй - «каштаны». Игроки заходят в помещение и за 2 минуты должны найти 12 предметов, указанных на карточке. Если оба игрока справились, команда получает ключ и подсказку, если справился только один - ключ. Если не успели найти предметы оба игрока, они остаются «в плену».
«Новогодняя путаница». Команда должна правильно ответить на вопросы викторины. Для получения ключа можно допустить не более 3 ошибок.
Из какой страны берёт своё начало история празднования Нового года? (Древний Рим)
В честь какого императора был назван юлианский календарь? (Гай
Юлий Цезарь)
Назовите все зимние месяцы по порядку на белорусском языке (Снежань, студзень, люты).
А теперь - на английском языке (december, january, february). В какой день древние славяне праздновали Новый год? (1 марта)
С принятием христианства Новый год стали отмечать осенью, какого числа? (1 сентября.)
Царь, который приказал праздновать Новый год 1 января (Пётр I).
Сколько лучей у снежинки? (6 или 12).
Что такое «конфетти»? (Маленькие цветные бумажные кружочки).
Не только извилистая дорога в горах, но и новогоднее украшение ёлки.
Что это? (Серпантин.)
«Новогодняя школа». Блиц-опрос на знание своей школы. За все правильные ответы можно получить ключ, если допущена хотя бы одна ошибка - один участник становится «пленником».
Сколько учебных кабинетов в нашей школе? (12)
Чем украшены окна нашей школы к этому Новому году на первом этаже? (елочками из гирлянд и деревьями из бумаги)
Номер кабинета, в котором вы учились в начальной школе (2)
Назовите примерное количество учеников в нашей школе (ок. 200) Назовите деревья или кустарники, которые растут на территории школы (ива, липа, ель, клен, туя, пихта, самшит).
Где расположена главная елка нашей школы? (на 1 этаже, возле вахты) Название реки, которая протекает возле нашей школы. (Лесная).
«Новогодние традиции». Ведущий называет новогодние традиции, команда должна определить, какой стране она принадлежит.
В этой стране на Новый год люди при встрече поливают друг друга водой. (Таиланд).
В новогоднюю ночь в этой стране принято выпускать живых карпов в реки и пруды. (Вьетнам).
Жители этой страны украшают себя к празднику белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами, здания - оранжевыми флагами, на крышах домов зажигают маленькие огоньки. (Индия).
В этой стране накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. (Италия).
Чтобы не пускать злых духов в Новый Год, жители этой страны заклеивают окна и двери домов бумагой. (Китай).
В полночь Нового года жители этой страны выплёскивают воду через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый Год был таким же ясным и чистым, как вода. (Куба).
В этой стране в новогодние пироги принято запекать маленькие сюрпризы – монетки, фарфоровые фигурки, колечки, стручки горького перца. (Румыния).
В этой стране под Новый год принято разбивать посуду у дверей соседей. (Швеция).
В этой стране к Новому году вешают пучки соломы перед входом в дом. В домах на видном месте устанавливают рисовые лепешки, поверх которых кладут мандарины. (Япония).
Третий этап «Освобождение». Команда подходит к дверям «тюрьмы» (кабинет дефектолога), выполняет дополнительные задания. Кроме этого, пленников можно также освободить за ключи.
Дополнительные задания для освобождения пленников:
«Как зовут деда Мороза». Команде нужно определить, в какой стране так называют деда Мороза.
Санта-Клаус - Америка, Англия, Австралия.
Пэр Ноэль - Франция.
Лакшми - Индия.
Василий - Греция.
Бефана - Италия.
Дед Жара - Камбоджи.
Шо Хин - Китай.
Ниссе - Норвегия.
Йоулупукки - Финляндия.
Шахта Баба - Азербайджан.
«Неверный ответ». Участники должны быстро, с юмором и, самое главное, неправильно на следующие вопросы:
В какой день мы отмечаем Новый год?
Что запускают в небо люди, празднуя Новый год?
Чем украшены окна нашей школы к Новому году?
Какое дерево является символом праздника Новый год?
Назовите головной убор снеговика?
Чем начиняют новогодние хлопушки?
Какой месяц, год кончает, а зиму начинает?
«На чём к нам едет Дед Мороз?» Ведущий задаёт участникам вопрос: «На чём же к нам едет Дед Мороз?» и по очереди включает аудиозаписи вертолёта, самолёта, танка, трактора, легковой машины, саней с колокольчиком, поезда. Команда отгадывает транспортное средство по звучанию. Если все ответы правильные - участники получают ключ и подсказку. Если была 1-2 ошибки - только ключ.
Четвертый этап «Кодовое слово». Участники в полном составе приходят на площадку перед школой, где расчерчено поле с буквами. Команда предъявляет заработанные подсказки, ведущий зачитывает определения. Команда отгадывает кодовое слово и встает на буквы этого слова.
Кодовое слово «мандарин»
Тёзка китайского чиновника.
Вечнозелёное растение семейства рутовые.
В Европу был завезен только в конце XIX века.
Оказывает эффектное противовирусное действие.
Довольно часто вызывает аллергию.
Апельсина младший брат, Его увидеть каждый рад. В жарком климате растет Он оранжевый и сочный.
Каждый раз под Новый год
В гости к нам приходит точно.
Пятый этап «Заключение». Когда слово отгадано, участникам вручаются свитки с новогодними пожеланиями. Команда получает последнее задание: отгадать, где спрятаны новогодние подарки (библиотека), и найти их.
Карта прохождения этапов (для ведущего)
№ | Помещение | Задание | Шифр |
0. | Кабинет 10 | Исходная позиция | - |
1. | Библиотека | Новогодняя путаница | |
2. | Кабинет 7 | Двенадцать | |
3. | Кабинет 2 | Пока часы 12 бьют | В этом помещении многие из вас учились 2 года назад. |
5. | Главная елка | Сосчитай шары | Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. |
6. | Кабинет дефектолога | Тюрьма | - |
7. | Холл 1 этаж | Замок Снежной королевы | В этом месте часто проходят линейки, концерты и мероприятия. |
8. | Фотозона | Новогодняя школа | Место для красивых новогодних фотографий |
9. | Кабинет 9 | Новогодние традиции | |
10. | Спортивная площадка | Меткие стрелки | Бегать нужно там, скакать, Веселиться и играть, Только раз зайдёшь туда: Начинается игра! |
11. | Площадка перед школой | Кодовое слово | Здесь все дети любят играть на перерывах. |
12. | Библиотека | Призовая комната | Стоит огромный Светлый дом. Десятки тысяч Книжек в нём. |
Карта для участников
Конкурс начинается в кабинете № 10, завершается на площадке перед школой. В кабинете № 11 расположена «тюрьма», куда будут отправляться «пленники». После прохождения всех этапов вам нужно будет прийти к тюрьме и освободить пленных.
Порядок прохождения этапов вы определяете самостоятельно. Пройденные этапы можно отмечать на карте.
Вместе с картой вам дается конверт для ключей и подсказок.
№ | Шифр | № | Шифр |
1. | | 5. | В этом месте часто проходят линейки, концерты и мероприятия. |
2. | | 6. | |
3. | В этом помещении многие из вас учились 2 года назад. | 7. | Место для красивых новогодних фотографий |
Подсказка Подсказка Подсказка Подсказка Подсказка Подсказка
Выкуп пленника Выкуп пленника