Эссе на тему: «Новой школе – современный учитель».
Учитель географии: Омарова М.Б.
Трудно определить, сколько лет на земле учительскому делу. Кажется, что оно существовало всегда. В жизни каждого человека были и есть учителя. Всегда весь мир делился и делится на тех, кто учит, и на тех, кого учат. Мы постоянно примеряем эти роли – то ученика, то учителя. Может, поэтому профессия педагога кажется такой банальной, всем известной и достаточно понятной.
Выпускник школы определяется с тем, «кем работать мне тогда, чем заниматься». Кто-то действует целенаправленно, кто-то поступил в высшее учебное заведение по воле случая… Причины могут быть разными (решение родителей, не получилось поступить в вуз, о котором мечтал и многое другое)… В педагогическом университете нередко учатся студенты, не уверенные в правильности выбранной профессии. Даже те молодые люди, которые хотели стать учителями, после педагогической практики понимают, что педагогическая деятельность – это не совсем то, к чему они стремились в своей жизни.
Те же студенты, которые выбрали профессию учителя и убедились в правильности своего выбора, понимают очень скоро, что быть учителем не просто, даже если у тебя за плечами педагогический университет, ты знаешь основы педагогики, методики обучения, возрастную психологию и т. д. Можно знать теорию на «отлично», отвечать правильно на многие вопросы. Пусть это покажется тривиальным, людям, не причастным к педагогическому труду, но самое сложное другое: уметь научить учиться, вызвать интерес к своему предмету, поддерживать этот интерес, по крайней мере, в процессе обучения, показать, какое место занимает этот предмет в мире, в котором мы живем.
Сколько для этого надо терпения… Какие нужны умения, чтобы быть понятным ребенку… умение объяснить информацию не только научным языком, но и на доступном языке ребенка. Как сделать ребенка соучастником в познании мира? Научить его слышать и слушать, понимать прекрасное, различать, «что такое хорошо и что такое плохо», видеть и чувствовать, удивлять и удивляться, радовать и радоваться… Научиться понимать ребенка: заглянув в его глаза, понять, что с ним происходит, в чем он заинтересован, почему ему грустно, как и чем ему можно помочь, уметь понять его радость и разделить ее с ним. Подарить тепло и заботу, свою любовь… Помочь в обучении, в разных жизненных ситуациях… Стать наставником, другом, мамой… Это – талант.
Быть учителем – это обречь себя на долгий и бесконечный путь познания мира, путь постоянного поиска, работы над собой, путь сомнений и беспокойства, высокой требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда. Только при сложении всех этих составляющих можно стать успешным в работе с детьми.
Учитель в глазах ребенка – человек, знающий ответы на все вопросы, хотя нам известно, что это далеко не так. Молодой педагог, придя в школу, обретает знания, умения и навыки в работе с детьми, о которых не написано в методической литературе, осваивая профессию, разрабатывает свои приемы и методы обучения, экспериментирует, делает ошибки, не боится их признавать и учится их исправлять, пробует новые подходы… В этом калейдоскопе педагогической деятельности он учится вместе с учениками и растет профессионально.
Все меняется в окружающем нас мире. Каждый последующий год характеризует себя новой технологической революцией. За ней происходит и модернизация общественного сознания.
Существенные изменения происходят и в образовательной сфере. На смену старому поколению, приходит новое поколение современных, мобильных детей. Возникает вопрос, нужен ли современным детям современный учитель?
Ответ на этот вопрос очевиден. Современный учитель не только нужен, но и необходим. Осознание того, что что-то могло устареть во мне, прийти в ненадобность, наводит меня на мысль, что нужно что-то изменить. Произведя модернизацию собственного сознания, мы становимся на путь к почетному званию «Современный учитель».
На мой взгляд, самое важное, что может изменить в себе учитель– это стать открытым новому современному миру.
Западные психологи характеризуют открытость новому, как способность адекватно принимать идеи, ситуации и людей, даже если они принципиально новые или необычные. С этим они связывают процесс становления личности. Если человек открыт, то новый опыт не будет восприниматься как угрожающий.
Современному учителю просто необходимо быть открытым ко всему что происходит вокруг него. Не боясь сделать ошибку, открывая себя новым видам деятельности, учитель становится штурманом инноваций в образовательном процессе.
Профессиональная деятельность учителя будет неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога.
Включение в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.
Социальная ценность учителя определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Чем больше учитель дает своим ученикам, чем богаче он становится сам как личность
И перед маленькими, и перед взрослыми людьми жизнь ставит разнообразные и многочисленные задачи - вершины, на которые надо подняться. Пусть не сразу. Но если получится – почувствуешь себя счастливым, познаешь вкус успеха, вкус радости жизни. Ребенок, прошедший через эти ощущения и мысли, сможет найти свою жизненную дорогу, определиться со своим отношением к окружающему миру.
Ситуация, описанная в притче о мудром учителе, похожа на те, что случаются в современном мире. Не все, кто получил диплом педагогического университета, становятся настоящими учителями. Но тот, кто нашел свое призвание, понимает, что учитель – это человек, который любит детей, свою профессию и посвящает ей всю свою жизнь. Банальны слова, но не банальны понятия, потому что за ними то, что мы называем «настоящим» в этом мире.