Внеклассное мероприятие
Автор: Денисенко Ирина Михайловна,
учитель ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение»
Праздник Белого цветка
Тема: Православные святые. Новомученики и исповедники Российские.
Цель: Создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.
Задачи: 1. Дополнить знания обучающихся о святых православной Церкви, о роли новомучеников и исповедников в истории России.
2. Совершенствовать умение осмысления жизни святых людей, когнитивную функцию речи.
3. Воспитывать чувство сострадания, уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
Ход занятия:
Сегодняшний наш урок посвящён празднику Белого цветка. Его придумали и организовали необыкновенные люди. В Православной Церкви они называются святыми. Мы с вами уже знакомились с такими. Назовите, пожалуйста, кого вы помните…
Ещё раз повторим: кто же они такие – эти святые люди?!
(Сл. 3). Святые достигли близости к Богу, стали подобны Богу, и это было явлено Церкви как достоверный факт.
Святые – это не те, кто не грешил. (Безгрешен только Бог). А те, кто находили в себе мужество прийти к Богу с покаянием в своих грехах.
К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Это, например и наш святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси.
На иконах святых мы видим нимб. Это символическое изображение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Само слово «благодать» означает «благой, добрый дар», потому что Бог подает только доброе.
Молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.
(Сл. 4). Канонизация святых – причисление к лику святых (признание человека святым). Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого. Так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.
В православии существует много чинов святости. Но особым почитанием отмечены мученики.
(Сл. 5). МУЧЕНИКИ (славянский перевод греч. martus, лат. martyr) – свидетель делом) – люди, претерпевающие страдания и смерть за свои религиозные убеждения. Христианские мученики почитались как святые за способность свидетельствовать о Христе даже перед лицом смерти. Это была очень страшная форма миссионерства. НОВОМУЧЕНИКИ – православные мученики, жившие в XX веке – почти наши современники. Многие, живущие ныне, имеют своими отцами и дедами святых мучеников.
(Сл. 6). На иконе святых новомучеников и исповедников мы видим бескрайнее море людей, в центре расположена семья последнего русского царя. Рядом святая препродобномученица Великая княгиня Елисавета.
(Сл. 7). (Преподобному́ченики (греч. όσιομάρτυς) – православные святые, мученики из монахов). После гибели мужа княгиня из своего имущества сделала подарки своим близким. Но большую часть продала и на полученные деньги основала Мафо-Мариинскую обитель добра и милосердия, насельниками которой стали монахини-сёстры милосердия. Они лечили больных людей бесплатно.
(Сл. 8). 10 февраля 1909 года Великая Княгиня сняла траурное платье, облачилась в белое одеяние сестры милосердия и, собрав послушниц своей обители, объявила: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих». Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета (родная сестра последней императрицы). Ей посвящён один из храмов в нашем г. Волгдонске.
(Сл. 9). Сегодня мы поговорим о семье последнего русского царя Николая Александровича Романова.
(Сл. 10). Бракосочетание царя и царицы состоялось в таинстве православия. Православную веру они сохранили до последнего своего вздоха.
(Сл. 11). Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! – записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».
(Сл. 12). А вот что написала Императрица Александра Феодоровна. Это выдержки из её дневника:
Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.
Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
(Сл. 13). Так Александра Фёдоровна могла быть царственной особой и простой сестрой милосердия!
(Сл. 14). Дети Николая II и Александры Федоровны Романовых воспитывались строго. С раннего детства они приучались к труду. Сами убирали в своих комнатах. Спали на жёстких постелях. Одевались просто. Прилежно учились. Очень любили друг друга и заботились друг о друге. Царь и царица часто брали с собой детей в храм. Дети очень любили церковные службы.
(Сл. 15). Ольга и Татьяна, как и августейшая их мама, работали в госпиталях сёстрами милосердия в годы первой мировой войны.
(Сл. 16). Кроме всего, царская семья активно занималась благотворительностью, жертвуя на это много времени и средств. Приезжая на отдых в крымское имение, они и там привнесли благотворительные традиции. В это время по южному берегу Крыма строятся многочисленные бесплатные больницы и лечебные санатории для неимущих больных.
(Сл. 17). Особо популярным был праздник Белого цветка. Царские дети изготавливали различные поделки и сами продавали их на ярмарке.
(Сл. 18). Начался этот праздник в Ялте, стали собирать пожертвования для больных чахоткой.
(Сл. 19). Начиная с 1911 года «Дни цветков» проходят по всей Российской империи благодаря поддержке императора.
(Сл. 20-21). Во всех крупных городах на Днях «Белого цветка» волонтёры за пожертвования раздавали белые цветы.
(Сл. 22). Праздник проходил с большим размахом – по всему городу ездили украшенные цветами автомобили с барышнями, раздающими маленькие букетики всем желающим помочь собрать средства для больных.
(Сл. 23). Кроме того, во всех крупных городах расклеивались афиши с информацией о благотворительном празднике.
(Сл. 24). В 1911-1914 годах императрица, Александра Фёдоровна лично организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных на набережной. Вместе с Великими княжнами она загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа.
На личные средства императрицы и благотворительные сборы в Ялте был выстроен санаторий имени Александра III на Поликуровском холме, (сейчас это санаторий НИИ физических методов лечения, медицинской климатологии и реабилитации им. И.М. Сеченова), а в Ливадии был устроен лазарет ее императорского величества.
(Сл. 25). Кроме «Белого цветка» были и другие благотворительные акции. Которые проводили в т.ч. и другие члены царской семьи. Например, «Купите красное яичко» для детских ночлежных дворов проводилось под покровительством Ея Императорского высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
(Сл. 26). Посмотрим на фотографию семьи российского императора Николая II. Эта семья пропитана любовью, друг к другу, своим соотечественникам. Императрица считала свою семью единой с российским народом. Юный царевич говорил, что когда он станет императором, то в России бедных не будет. Но этому не суждено было осуществиться. После революции к власти пришли большевики. Они хотели избавиться от всех людей, которые любили Бога. Много людей тогда пострадало. Царская семья, как и другие царственные родственники, в т.ч. святая преподобномученица княгиня Елисавета, были арестованы и казнены большевиками.
(Сл. 27). Из дневника царицы мученицы Александры Феодоровны: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения, – вместе верят в Бога. В этом доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие Неба…» Так и получилось, что вся семья перешагнула порог вечности…
(Сл. 28). А теперь посмотрим на икону святой семьи российского императора Николая II – святых царственных страстотерпцев. Та же семья, с той же любовью, но претерпевшая великие страдания. Люди, совершившие подвиг мученичества и за это получившие Святость. Царственные мученики. Они причислены к лику святых за великие страдания, омывшие их души! Удивительная вера в Бога и доверие к друг другу!
Поклонимся же иконе Святых Царственных мучеников.
(Сл. 29). О, мученики, страстотерпцы Российские,
Молитеся Богу о нас!
Вам выпала доля креста непосильного,
Но в нём и спасенье для вас!
Священник Георгий Галахов
К словам священника хочется добавить: «… и для всех нас!»
А сейчас мы послушаем песню о святых Царственных Новомучениках в исполнении Жанны Бичевской – в ней коротко изложено то, о чём мы сегодня говорили на занятии.
(Сл. 30). Мы свято чтим память святой царской семьи. На месте смерти мучеников в 2003 году был освящен прекрасный ансамбль, ставший известным всему миру под названием Храм-на-Крови в Екатеринбурге. (http://fb.ru/article/140195/hram-na-krovi-ekaterinburg-istoriya-hrama-na-krovi-ekaterinburg#image393419)
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма – один из самых молодых в России. Он создан на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи. Именно сюда в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из ипатьевского дома Екатеринбурга тела членов Царской семьи, а также их верных слуг. (http://ganinayama.ru)
(Сл. 31). С 2005года «Белый цветок» вновь вернулся в Ялту. Сначала это был небольшой школьный праздник у стен Ливадийского дворца.
(Сл. 32-33). Сейчас праздник белого цветка проводится во многих городах. Поскольку это всё-таки праздник, а не только сбор пожертвований, то в его рамках, как и в далёком прошлом, проводятся различные праздничные мероприятия. Хочется, что бы это стало ещё одной доброй традицией нашего государства.
(Сл. 34). В Москве в Марфо-Мариинской обители в 2014 году праздник открывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 2016 году на «Белом цветке» в этой обители собрали 20 млн. рублей для «Дома для мамы» (для матерей с маленькими детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации).
(Сл. 35). В 2016 году праздник Белого цветка прошёл и в столице нашего региона в г. Ростове-на-Дону. Теперь и мы будем готовиться к участию в этом празднике. На следующем занятии займёмся с вами практическим изготовлением белых цветов – символов благотворительной акции. А ещё, ребята, пожалуйста, подумайте, почему именно ромашка стала символом праздника Белого цветка. Ведь прекрасных белых цветов очень много…
В разработке занятия использованы ресурсы Интернета и личная библиотека Денисенко И.М.
5