Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики для развития речи.
Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Таким образом, рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.
Игровой самомассаж рекомендуется использовать в виде игры в течение 5-ти минут.
Артикуляционный массаж языка чайными ложками
1.Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
2.Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
3. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Массаж шестигранными карандашами
1.Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,
2.Удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж (самомассаж) «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук. Подбираем стихи, скороговорки из пяти строк.
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.
Массаж пальцев
Начиная с большого и до мизинца растирают сначала подушечку
пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.
Массаж грецкими орехами
Катать два ореха между ладонями;
один орех прокатывать между пальцами (вращать внутри одной ладони перебирая пальцами);
удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращение между ладонями по часовой стрелке;
- вращение между ладонями против часовой стрелки.
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом работа рук способствует:
- психическому успокоению (вязание на спицах)
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи) способствует возникновению - -- успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании клиентов)
Стихи для массажа пальцев
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. ( мизинец)
***
Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!
***
Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
Так подумал и пошел
он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.
Подготовила: учитель-логопед Москвич С.В.