Сегодня я предлагаю рассмотреть как можно использовать новые подходы для проверки домашнего задания.
Учителя видят, что большие по объему домашние задания только расхолаживают, ребята не относятся к ним серьезно. Домашние задания часто не выполняются, либо выполняются частично, либо списываются, и подобное отношение стало типичным явлением. Почему? Сегодняшние школьники независимы от авторитета взрослого в суждениях и поведении, они первыми узнают о существовании сервисов, которые позволяют упростить задания, с которыми дети сталкиваются в процессе школьного обучения. Например, есть сайты, где можно списать готовые решения домашних заданий. Или можно разместить творческое задание в соцсетях, и тебе со всех уголков страны начнут поступать готовые работы. Это реальность, которая игнорируется в обычно подходе к домашней работе. А если посмотреть на сложившуюся практику с точки зрения тех задач, которые поставлены в новых стандартах? Скажем, требуется развитие учебной самостоятельности. Однако сегодня, как и 10–20–30 лет назад, большинство учителей задают на дом задания, направленные на повторение и закрепление пройденного материала.
Для этого надо четко разделить два понятия: домашнее задание и домашняя работа. Домашняя работа – это то, что ученик делает без непосредственной помощи учителя. Он может выполнять домашнюю работу дома, в группе продленного дня, на занятии с репетитором. А домашнее задание – это учебное задание, которое дается учителем для организации самостоятельной домашней работы. По факту же – учителя недовольны отношением учеников к домашней работе, и это отношение обусловлено тем, какого рода домашние задания получают дети. Значит, учитель должен научиться управлять домашними заданиями.
Вот тут мы и подходим к главному: пересмотр роли и места домашних заданий в образовательном процессе – это работа, которую можно и нужно проделать самому педагогу и педагогическому коллективу. Именно школа решает, каким образом домашние задания будут связаны с достижением личностных, метапредметных и предметных результатов.
Стратегий может быть много, но что надо непременно учесть при разработке и реализации стратегии – это индивидуальные образовательные интересы и цели детей. А для этого надо предоставить детям право выбора там, где это возможно, выбора в степени сложности задания, например, на базовом и профильном уровнях, количестве заданий, форме домашней работы, времени выполнения и так далее. Это особенно актуально в средней школе, когда ученики определили свои дальнейшие планы.
Несерьезное отношение к делу проявляется тогда, когда человек не видит в нем значимого для себя смысла. Необходимо работать с мотивацией, обсуждать с детьми смысл предстоящей работы. Например, в процессе совместного обсуждения того, достигнуты ли на уроке все цели, которые были поставлены, выясняется и то, каким может быть домашнее задание.
При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:
• задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
• задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
• задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
• задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
• задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
• задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
• задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
• в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);
• каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
• задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);
Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.
Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.
Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.
Поделюсь опытом выдачи домашнего задания учащимся. Прежде всего, домашнее задание всегда дается конкретное. Не просто номер параграфа, но и задание к нему с комментарием. Предлагаю вашему вниманию варианты дифференцированных заданий:
- Пересказать часть параграфа. На «3» - по опорным словам, по записям в тетради, по конспекту, на «5» - используя дополнительный материал.
- Ответить устно или письменно на вопросы в учебнике. (Вопросы дифференцированы: на»3», на «4» и на «5»).
- Составить рассказ от первого лица (на «5»), например, о походе Тутмоса III на север.
- Придумать рассказ «Путешествие на машине времени». Например, «Как я попала в родовую общину».
- Написать историческое сочинение. От первого лица («Письмо с Шампанской ярмарки», «Автобиография» - на «5», рассказ о средневековой ярмарке или биография исторического деятеля – на «4» или»3»).
- Составить исторический портрет, характеристику личности, статью для энциклопедического словаря: а) по памятке; б) по образцу;
в) самостоятельно, используя дополнительный материал.
- Написать вопросы к тексту параграфа, к документу, к иллюстрации. Дифференцировать количество. Например, на «3» - 5 вопросов, на «4» - 7, на «5» - 10.
- Взять интервью, в том числе воображаемое, у кого-либо.
- Выписать из словаря определение понятия. Например, «Культура». На «3» - 1 определение, на «4» - 2-3 и т. д.
- Написать аннотацию на прочитанную книгу или дать устный отзыв по памятке или самостоятельно.
- Составить кроссворд, кроссдат, чайнворд, ребус или написать задание к заполненному кроссворду.
- Заполнить таблицу. Для сильных учащихся – составить таблицу.
- Создать диаграмму, график и т. п. на основе данных учебника или другого текста.
- Разработать тест по теме. Задания определяются учителем или самостоятельно.
- Написать текст с ошибками, указав в скобках верный вариант.
- Переписать параграф по-новому, т. е. создать авторский вариант. Можно дать задание 10 классу по всеобщей истории написать текст параграфа для 5,6 или 7 классов.
- Составить викторину. Конкурс на самую интересную викторину. Можно сузить варианты вопросов. Например, вопросы должны начинаться со слова «Кто?». Можно задать тематическую викторину. Например, «Великая Отечественная война в цифрах». На «5» использование дополнительного материала обязательно.
- Творческое задание в 5-6 классе: рисунок, поделка, модель, макет, книжка-малышка и т. д. по выбору учащихся.
- Интересное задание – написать шпаргалку по теме. Можно даже разрешить ей воспользоваться на контрольной работе. Или перемешать и дать шпаргалку другому ученику, чтобы тот оценил ее (шпаргалка должна быть понятна всем).
- Составить памятку-предписание для изучения какой-либо проблемы (например, крестьянских войн).
- Задания по выбору учащихся практикую и в старших классах. Например, по теме «Человек и природа» (обществознание, 8 класс) были предложены следующие задания: составить экологическую карту города Шахтёрска, сделать подборку материалов периодической печати, написать доклад «Природа в творчестве…», нарисовать плакат, создать слайд-шоу по теме.
- В 6 классе задания часто имеют форму игры: конкурс на лучшего рассказчика библейских сказаний, инсценировка мифа и т. п.
- В 6 классе при изучении темы «Древний Восток» учащимся было дано задание создать рекламу «посетите Древний ...».
- Сообщения, доклады, выступления обычно даю по желанию учащихся. Обычно сильному ученику. Но иногда для создания «ситуации успеха» готовое сообщение даю и слабому ученику.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое– то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки.. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.);
3 творческая (Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.);
Творческие задания
Под творческими заданиями мы будем понимать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода.
Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения является практическим и полезным для учащихся связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся максимально служит целям обучения.
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.
Компетентностно - ориентированные задания
по теме: «Греко-персидские войны. Марафонская битва»
Представьте, что вы греческий воин из Афин, который собирается в военный поход против персов. Что бы вы взял из ниже перечисленного с собой? Для этого вспомните климатические условия Греции и военное оснащение афинской армии.
- Обсудите ответ в парах
- Отметьте галочкой в таблице вещи, которые вы возьмете с собой.
№ | Название вещи (вооружения) | Ответ |
| Панцирь из двух бронзовых пластин, прикрывающий грудь и спину | |
| Шинель – шерстяной плащ-накидка | |
| Бронзовые наколенники | |
| Кожаное седло | |
| Лук и стрелы | |
| Бронзовый шлем | |
| Длинное копье | |
| Колесница | |
| Короткий железный меч | |
| Таран (деревянное бревно, подвешенное на кожаных ремня, с железным наконечником, используемое для разрушение крепостных стен) | |
Инструмент оценивания: ключ
Верные ответы: 1,3, 6,7,9
Алгоритм оценивания: 5 верных ответов – оценка «5»
4 верных ответов – оценка «4»
3 верных ответов – оценка «3»
1-2 верных ответов – оценка «2»
Игра «Узнай по описанию»
Этот прибор был изобретенный в Китае, был известен уже во времена Цинь Ши- Хуанди. На современный прибор он совсем не похож. Представлял собой ложку, с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную подставку с делениями, и она поворачивалась одной стороной на юг, другой на север. Если бы, например, древний вавилонянин увидел вращающуюся саму собой китайскую «ложку», он закричал бы «Волшебство!»
Что это за прибор? (компас)
Впервые оно было изобретено в Финикии. Однажды финикийский торговый корабль, везший груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.
Чем была эта жидкость? (стекло)
Они были изобретены в индии и назывались «Четыре рода войск». Впереди строилась фаланга - пехота, Во второй линии, в центре находились царь и царский советник. Рядом слоны, на флангах конница. Замыкали построение колесницы.
Что это за войско? (шахматы)
Оцениванию в Государственном Стандарте образования уделяется большое и серьезное внимание. Отметка выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. На любом этапе учебной работы школьник должен получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.
Оценка деятельности учащихся
1. Активность и работоспособность учащихся на уроке
2. Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока
3. Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности
4. Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений
5. Умение планировать, организовывать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью
6. Умение учащихся распознать и выделять новое содержание, применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях
7. Умение осуществлять проверку, самопроверку, взаимопроверку, давать самооценку и объективную оценку знаний товарищей; уметь обосновать
8. Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию
9. Корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, индивидуально и в группах
Одна из сторон самостоятельности мышления – сформированность привычки к самоконтролю и умений его проведения. Чтобы привить привычку контролировать полученный результат, учу включать этот этап работы как обязательный в алгоритм любого учебного действия. Умение оценивать работу включает умение выбирать из нескольких возможных путей решения более рациональный (при проверке домашнего задания, самостоятельной работы). На уроке через специальные задания создаю такие ситуации. Проводим с ребятами самооценку отдельных этапов учебной работы.
Выполняя учебное действие, приучаю проверять каждый свой шаг, оценивать его рациональность, т. е. проводить самооценку своих действий. Навык самооценки формирую по средствам следующего алгоритма:
Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что должно было получиться в результате?Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?Задание выполнено полностью верно или ошибкой (какой, в чем)?С работой справился полностью самостоятельно или кто-то помогал?
Какую отметку ты поставишь себе за выполнение данной работы? (Помним, что критерии оценивания результатов ученик знает до начала работы).
Это надо делать всегда, говорю я ребятам, и тогда выработается очень полезная для жизни привычка: обдумывать каждый свой шаг, оценивать его с точки зрения разумности и рациональности, необходимости и полезности (воспитательный момент урока).
Таким образом, в ходе такой работы установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учащихся, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности. Только в процессе выполнения определенным образом составленного комплекса действий можно сформировать у учащихся универсальные учебные действия.