СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Новые подходы к оцениванию учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС УО(ИН)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Новые подходы к оцениванию учащихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС УО(ИН)»

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЖУРСКОГО РАЙОНА» «Школа инклюзивного педагога» Семинар – практикум «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС УО(ИН) » Методист ИМО : Санарова Татьяна Николаевна 30 сентября 2021 г.

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЖУРСКОГО РАЙОНА»

«Школа инклюзивного педагога»

Семинар – практикум

«Новые подходы к оцениванию образовательных результатов обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС УО(ИН) »

Методист ИМО :

Санарова Татьяна Николаевна

30 сентября 2021 г.

ФГОС УО(ИН) Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся , оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров, установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четверт ей (для обучающихся с легкой у/о), учебных полугодий (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и учебного года, описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.

ФГОС УО(ИН)

  • Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся , оценка результатов деятельности образовательного учреждения и педагогических кадров, установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четверт ей (для обучающихся с легкой у/о), учебных полугодий (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития) и учебного года, описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.
  • Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
Задачи  закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;  предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции .

Задачи

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности общеобразовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции .
Принципы оценки результатов 1 ) дифференциация оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 2) объективность оценки, раскрывающая динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся; 3) единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП

Принципы оценки результатов

  • 1 ) дифференциация оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • 2) объективность оценки, раскрывающая динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
  • 3) единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП
Направления оценочной деятельности При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки качества образования. В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты .

Направления оценочной деятельности

  • При разработке системы оценки достижений обучающихся в освоении содержания АООП необходимо ориентироваться на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
  • Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью имеет определяющее значение для оценки качества образования.
  • В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты .
Направления оценочной деятельности Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с УО двух видов результатов: личностных и предметных.  Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возможностям обучающихся. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.  Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений .

Направления оценочной деятельности

  • Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с УО двух видов результатов: личностных и предметных.
  • Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП адекватно отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возможностям обучающихся.
  • Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.
  • Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
  • Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений .
Направления оценочной деятельности АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.  Минимальный уровень достижения предметных результатов, является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам, с ориентацией на всех обучающихся класса. Достаточный уровень достижения предметных результатов, рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно, для отдельных обучающихся с указанием фамилий после проведения входной диагностики

Направления оценочной деятельности

  • АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
  • Минимальный уровень достижения предметных результатов, является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам, с ориентацией на всех обучающихся класса.
  • Достаточный уровень достижения предметных результатов, рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью и фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно, для отдельных обучающихся с указанием фамилий после проведения входной диагностики

Концептуальные основы оценочной деятельности

  • Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель «не успешности» их обучения и развития в целом.
  • Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.
  • Формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей , разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
  • В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).
  • При спорных вопросах, оценка результативности достижений происходит в присутствии родителей (их законных представителей).
  • Выявление представлений, умений и навыков обучающихся сУО в каждой образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП и СИПР, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.
  • Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.

Описание объекта оценки

  • ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся , освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям , отраженным в специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
  • Возможные личностные результаты освоения АООП заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы.
  • Возможные личностные результаты освоения АООП включают овладение обучающимися социальными компетенциями , необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
  • Возможные личностные результаты определяются согласно особым образовательным потребностям каждого ребенка с УО на основе классификатора жизненных компетенций
  • Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знаний и степень самостоятельности в его применений в практической деятельности
  • Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
  • Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП по варианту 1, является достижение возможных результатов осв оения образовательной программы обучающихся по учебным предметам

Описание объекта оценки

  • Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) специальной индивидуальной программы развития (СИПР), осуществляется образовательным учреждением .
  • Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП по варианту 2 , должно быть достижение результатов освоения СИПР последнего года обучени я и развития жизненной компетенции обучающихся
  • Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения . При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов), которые не должны рассматриваться как показатель «не успешности» их обучения и разви тия в целом.
  • Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися взаимодействие следующих компонентов:

- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

- что из полученных знаний и умений он применяет на практике

, - насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Описание объекта оценки

  • При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося . Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др.
  • При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь : разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка .
  • Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР , конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
  • В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты .
Личностные результаты Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями , необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.  Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.

Личностные результаты

  • Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями , необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
  • Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
К сфере жизненной компетенции были отнесены следующие направления работы:  1.развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;  2.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  3.овладение навыками коммуникации;  4.дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;  5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  Однако во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО личностные результаты образования чаще представлены расширенно, соотносимо с ФГОС НОО, а перечисленные направления составляют только их часть. Все личностные результаты образования относятся к сфере жизненной компетенции. В соответствии с требованиями коррекционно-образовательного процесса личностные результаты следует мониторировать , причем представляя и их формулировки, и подходы к оцениванию в АООП
  • К сфере жизненной компетенции были отнесены следующие направления работы:

1.развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;

2.овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

3.овладение навыками коммуникации;

4.дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

  • Однако во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО личностные результаты образования чаще представлены расширенно, соотносимо с ФГОС НОО, а перечисленные направления составляют только их часть. Все личностные результаты образования относятся к сфере жизненной компетенции. В соответствии с требованиями коррекционно-образовательного процесса личностные результаты следует мониторировать , причем представляя и их формулировки, и подходы к оцениванию в АООП
Сущность понятия Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни . Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем, т.е. психосоциальное развитие. внимание к формированию сферы жизненной компетенции, а именно, поощрение и поддержка детских успехов, их старания может являться, как уже говорилось, тем обходным путем, благодаря которому ребенок формирует положительное отношение к школе в целом.  Продвижение обучающихся в овладении жизненными компетенциями составляет основу оценки личностных результатов образования .

Сущность понятия

  • Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни .
  • Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем, т.е. психосоциальное развитие. внимание к формированию сферы жизненной компетенции, а именно, поощрение и поддержка детских успехов, их старания может являться, как уже говорилось, тем обходным путем, благодаря которому ребенок формирует положительное отношение к школе в целом.
  • Продвижение обучающихся в овладении жизненными компетенциями составляет основу оценки личностных результатов образования .

ВНИМАНИЕ К СФЕРЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – ПОКАЗАТЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГ

  • В последнее время много говорится об инклюзивной компетентности педагога. Она предполагает не только знание психологических особенностей детей, владение методиками преподавания , но и умение правильно выбрать целевые ориентиры и расставить приоритеты формирующей работы.
  • Во ФГОС НОО ОВЗ представлены разные варианты программ, по мере их изменения от первого до четвертого предусмотрен рост внимания к сфере жизненной компетенции вплоть до полного отказа от попытки формирования «академических» знаний.
  • Переживание ребенком успеха, необходимое для его правильного личностного развития, намного легче обеспечить при формировании сферы жизненной компетенции. Однако практикующие учителя, особенно не имеющие специального (дефектологического) образования, часто стремятся в первую очередь добиться от ребенка достижения академических результатов, что, бесспорно очень важно, но не способно преодолеть недостатки жизненной компетентности, а иногда может препятствовать этому.
Что такое жизненная компетентность? Жизненная компетентность охватывает такие личностные результаты, как овладение социально-бытовыми навыками , используемыми в повседневной жизни, овладение начальными навыками адаптации , соблюдение норм здорового образа жизни, представления о насущно необходимом жизнеобеспечении, временнопространственной организации окружающего мира,  сформированность трудовых навыков , бережное отношения к материальным и духовным ценностям , осознание себя как гражданина России , наличие эстетических потребностей , поскольку все это в совокупности по мере взросления определяет, насколько образ жизни (культура внешнего вида, жилища, питания и пр.) будет способствовать или препятствовать принятию со стороны социума

Что такое жизненная компетентность?

  • Жизненная компетентность охватывает такие личностные результаты, как овладение социально-бытовыми навыками , используемыми в повседневной жизни, овладение начальными навыками адаптации , соблюдение норм здорового образа жизни, представления о насущно необходимом жизнеобеспечении, временнопространственной организации окружающего мира, сформированность трудовых навыков , бережное отношения к материальным и духовным ценностям , осознание себя как гражданина России , наличие эстетических потребностей , поскольку все это в совокупности по мере взросления определяет, насколько образ жизни (культура внешнего вида, жилища, питания и пр.) будет способствовать или препятствовать принятию со стороны социума

Общая рекомендация

  • АООП должна носить достаточно общий характер, конкретизируясь в принятом локальным актом ОО документе. Названия его могут различаться (например, «адаптированная образовательная программа» или «карта сопровождения»). Именно в этом документе можно указывать указываются актуальные – в текущем учебном году – направления работы, а также перечни основных объектов приложения формирующих усилий (конкретные дескрипторы результатов). Документ этот составляется в условиях инклюзии для каждого обучающегося, а в условиях отдельных классов (организаций) – на класс. Поэтому мы рекомендуем вносить в соответствующий подраздел целевого раздела АООП после ПОЛНОГО перечня результатов, приведенных в Примерной АООП для конкретного варианта образовательной программы, обобщенную фразу : «Конкретные результаты, планируемые для достижения в каждый год обучения, соответствующие целевым ориентирам, представленным в перечне личностных результатов образования, вносятся в программу коррекционной работы по решению психолого-педагогического консилиума образовательной организации с учетом мнения родителей (законных представителей)»

Примеры показателей минимального уровня одного из параметров житейской компетенции (младший школьный возраст)

  • Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему (житейские компетенции)

Знание своего домашнего адреса, пути от дома до школы (с названиями ориентиров – улиц или номеров общественного транспорта), Понимание сезонных изменений в природе и жизни человека. Понимание различий живой и неживой природы, недопустимости загрязнения природы. Понимание недопустимости нанесения вреда растениям и животным. Знание назначения социально значимых объектов (магазин, почта, театр, вокзал и т.п.), названий и содержания некоторых наиболее частотных профессий (врач, учитель, водитель, повар, летчик, машинист, строитель, инженер и т.п.). Соблюдение элементарных правил дорожного движения. Умение совершать элементарные покупки в близлежащем магазине. Знание последовательности времени суток, дней недели, сезонов года, основных пространственных ориентиров. Понимание временных наречий (вчера, позавчера, завтра, послезавтра). Умение самостоятельно одеваться по погоде. Стремление выполнять поручения, приносящие пользу для природы, семьи, класса. Осознание своей половой принадлежности (Ямальчик, девочка)

Примеры показателей достаточного уровня одного из параметров житейской компетенции (младший школьный возраст)

  • Понимание времени на часах со стрелками, полная ориентированность в значении временных и пространственных понятий. Понимание вреда от загрязнения среды обитания (улиц, дворов, берегов водоемов, лесов и полей). Стремление препятствовать загрязнению среды, проявляющееся в реальном поведении. Самостоятельная, ориентировка в пространстве района (небольшого города, села), в гипермаркете. Начальное умение ориентироваться на карте и глобусе. Знание некоторых названий зарубежных стран, их столиц. Понимание существования разных языков. Знания названий и назначения учреждений культуры и образования (школа, университет, театр, цирк, концертный, выставочный зал, музей и т.п.). Знание различных профессий за пределами самых частотных, профессий членов семьи. Знание названий российских городов, рек, морей. Знания зверей, птиц, разных стран (в соответствии с программными требованиями), способность актуализировать их в детских играх. Элементарные представления об особенностях жизни людей в разные эпохи, различиях культур, религий (в соответствии с программой по предмету Окружающий мир). Интерес к культуре и обычаям зарубежных народов. Интерес к путешествиям. Некоторые адекватные гендерные представления (отличия поведения и функции мужчин и женщин). Интерес к истории семьи, семейным ценностям.
Процедура оценки достижения возможных личностных результатов освоения АООП Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки , который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает: педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика.  Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Процедура оценки достижения возможных личностных результатов освоения АООП

  • Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки , который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
  • Состав экспертной группы определяется общеобразовательной организацией и включает: педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика.
  • Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).

Процедура оценки достижения возможных личностных результатов освоения АООП

  • Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.

Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни.

Критериальным аппаратом служит классификатор жизненных компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных результатов личностного развития .

Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год, путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу, при незначительной помощи педагога.

2 – выполняет совместно с педагогом, при значительной тактильной помощи или после частичного выполнения педагогом.

1 – выполняет не осознанно вместе с педагогом, но чаще отказывается от помощи.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале: 5 – полное освоение действия. 4 – выраженная динамика. 3 – средняя динамика. 2 – минимальная динамика. 1– динамика в освоении минимум одной операции, действия с помощью педагога. ( 0- отсутствие динамики или регресс).

Предметные результаты Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса.

Предметные результаты

  • Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
  • Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия II-го класса.
Предметные результаты В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.

Предметные результаты

  • В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
  • Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.
Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП Оценка качества обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости в 3-9-х классах, и 2 класса со II полугодия, осуществляется по пятибалльной системе по всем предметам, за исключением коррекционного блока. «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» и «1» - неудовлетворительно.  Оценка обучающихся 1 и 1(1) класса, 2 класса в течение I полугодия, обучающихся со ССД, УУО и ГУО, проводится без выставления отметок. Для оценки качества таких обучающихся, в ходе промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстникам и .

Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП

  • Оценка качества обучения учащихся с легкой степенью умственной отсталости в 3-9-х классах, и 2 класса со II полугодия, осуществляется по пятибалльной системе по всем предметам, за исключением коррекционного блока.
  • «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» и «1» - неудовлетворительно.
  • Оценка обучающихся 1 и 1(1) класса, 2 класса в течение I полугодия, обучающихся со ССД, УУО и ГУО, проводится без выставления отметок. Для оценки качества таких обучающихся, в ходе промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение обучающихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстникам и .
Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:  -соответствие/несоответствие науке и практике;  -полнота и надежность усвоения;  -самостоятельность применения усвоенных знаний

Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП

  • Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
  • Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний.
  • В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

-соответствие/несоответствие науке и практике;

-полнота и надежность усвоения;

-самостоятельность применения усвоенных знаний

Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП  Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: -по способу предъявления (устные, письменные, практические); - по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).  Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов:  задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Процедура оценки достижения возможных предметных результатов освоения АООП

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • -по способу предъявления (устные, письменные, практические); -
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия/отсутствия помощи и ее видов:

  • задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции;
  • выполнено с опорой на образец;
  • задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Формы текущего контроля

  • Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью, в конце каждой учебной четверти. Формами текущего контроля успеваемости могут быть:
  • -по математике: устный опрос, контрольная работа, проверочная работа, арифметический диктант, практическая работа, тесты;
  • -по русскому языку: словарный диктант, выборочный диктант, комментированный диктант, зрительный диктант, предупредительный диктант, объяснительный диктант, письмо по памяти, творческие работы, контрольный диктант;
  • -по чтению: проверка навыков осознанного чтения и техника чтения;
  • -по биологии, истории, географии, домоводству, обществознанию: повторительно-обобщающий урок, проверочная работа, тесты, контрольная работа, диктант;
  • -по профессионально-трудовому обучению: проверочная работа, практическая работа, контрольная работа, тесты, участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
  • -по физической культуре: сдача контрольных нормативов, проверка теоретических знаний, участие в спортивных соревнованиях различного уровня;
  • -по изобразительному искусству: оценивание индивидуальных творческих способностей, ориентировка на листе бумаги, цветовосприятие, гармоничное соотношение элементов изображения, участие в выставках, конкурсах и т.д. различного уровня;
  • -по музыке и пению: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их развития; активность в музыкально-исполнительской деятельности на основе волевого напряжения участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Форма текущей аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.  4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу, при непосредственной помощи педагога. 2 – выполняет совместно с педагогом, при значительной тактильной помощи или после частичного выполнения педагогом. 1 – не выполняет, помощь не принимает.

Форма текущей аттестации обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями

  • Текущая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации.
  • Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
  • 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
  • 4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции.
  • 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу, при непосредственной помощи педагога.
  • 2 – выполняет совместно с педагогом, при значительной тактильной помощи или после частичного выполнения педагогом.
  • 1 – не выполняет, помощь не принимает.
ФГОС УО(ИН)  В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, по категориям:  - с легкой умственной отсталостью; с умеренной (средней) умственной отсталостью; - со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

ФГОС УО(ИН)

В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, по категориям:

- с легкой умственной отсталостью;

  • с умеренной (средней) умственной отсталостью;
  • - со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Уровни возможностей обучающихся

При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.

  • 1- й уровень: Обучающиеся, способные в полном объёме освоить программу Они обучаются достаточно успешно, понимают объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность.
  • 2- й уровень: Обучающиеся, способные освоить программу в меньшем объёме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно- логической, наглядной и предметно-практической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое.
  • 3- й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжённом режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребёнка.
Особенности оценивания В 1 классе система оценивания - безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на  основе анализа их продуктивной деятельности : поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи - 1 раз в четверть Оценка обучающихся 2-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: - «5» - отлично, - «4» - хорошо, - «3» - удовлетворительно - «2» - неудовлетворительно.

Особенности оценивания

  • В 1 классе система оценивания - безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности : поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи - 1 раз в четверть
  • Оценка обучающихся 2-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: - «5» - отлично, - «4» - хорошо, - «3» - удовлетворительно - «2» - неудовлетворительно.
Особенности оценивания У обучающихся по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей более легкие варианты заданий При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики , не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей . К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).

Особенности оценивания

  • У обучающихся по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние эмоционально-волевой сферы.
  • Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей более легкие варианты заданий
  • При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики , не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей
  • . К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).
Практическое задание При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические (дисграфические) ошибки обучающихся с ТНР и рассматривать их в индивидуальном плане для каждого учащегося. Задание : Распределите слова, содержащие ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза правильно в таблицу : «онко», «жадые», «катораые» , «набухл» пропуск букв и слогов перестановка букв и слогов недописывание букв и слогов • наращивание слова лишними буквами и слогами

Практическое задание

При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические (дисграфические) ошибки обучающихся с ТНР и рассматривать их в индивидуальном плане для каждого учащегося.

Задание : Распределите слова, содержащие ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза правильно в таблицу : «онко», «жадые», «катораые» , «набухл»

пропуск букв и слогов

перестановка букв и слогов

недописывание букв и слогов

• наращивание слова лишними буквами и слогами

Практическое задание Задание для групп:  Подумайте и запишите те проблемы, трудности которые могут возникнуть у педагога при оценивании обучающихся данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 20 минут.

Практическое задание

  • Задание для групп:  Подумайте и запишите те проблемы, трудности которые могут возникнуть у педагога при оценивании обучающихся данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 20 минут.
Заключение «В среде педагогов, можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое главное наказание в педагогическом труде – это оценка» В.А. Сухомлинский

Заключение

  • «В среде педагогов, можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое главное наказание в педагогическом труде – это оценка»

В.А. Сухомлинский

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!