СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые подходы к подготовке и проведению открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале я делюсь своим опытом подготовки и проведения открытого урока, разработанного в соответсвии с новой технологией , предложенной М.М. Поташником и В,М, Левитом. Представлены этапы подготовки к уроки и необходимые условия для успешного его проведения.

Просмотр содержимого документа
«Новые подходы к подготовке и проведению открытого урока»

Одной из старейших форм методической работы в школе является открытый урок. Изначально это был эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя, некий итог его длительной творческой работы, который мог служить действенной формой повышения квалификации других учителей. Однако со временем открытые уроки стали неэффективными и бесполезными и для учителей, и тем более для детей.

Чтобы вернуть открытым урокам прежнее значение, была разработана и предложена учительскому сообществу новая технология их подготовки и проведения. ЕЕ авторами стали доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Марк Максимович Поташник и кандидат педагогических наук, зам. директора гимназии №1514 г. Москвы Михаил Владимирович Левит.

Под технологией авторы понимают такую систему взаимосвязанных мер, которая носит внеличностный, общенаучный характер и за счет личностного фактора (т.е. творчества каждого учителя)может быть только улучшена. Их идеи, апробированные на практике неоднократно, изложены в методическом пособии «Как подготовить и провести открытый урок».

Авторы технологии предлагают следующие этапы подготовки и проведения открытого урока:

  1. Разработка учителем информационного проспекта предстоящего открытого урока и передача его приглашенным гостям заблаговременно. В буклете должны быть сформулированы научные и методические новшества, которые будут положены основу урока, цель и имя урока и другой материал, который заранее может заинтересовать гостей.

  2. Характеристика уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей класса, которую учитель использует при подготовке проекта урока и которую представляет гостям перед началом урока. Без этой характеристики нельзя говорить о личностно-ориентированном образовании, о дифференциации и индивидуализации обучения. Одним словом, учитель должен знать, сколько лево- и правополушарных детей в группе, как дети различаются по каналам восприятия, к какому типу темперамента относятся, как владеют главными надпредметными способами учебной деятельности.(116)

  3. Собственно проектирование открытого урока.

  4. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего урока с его методическим обоснованием, ответы на вопросы гостей по проекту урока.

  5. Проведение открытого урока с возможностью импровизации и оптимизации в процессе (проект предполагает несколько вариантов развития урока, умение выбрать один из них исходя из конкретных условий и обстоятельств является показателем креативности и мастерства учителя)

  6. Анализ открытого урока самим учителем, в котором учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от проекта, оценивает собственные действия, комментирует работу детей.

  7. Анализ открытого урока директором или завучем.

  8. Дискуссия, включающая ответы учителя на вопросы гостей, мнения гостей и заключительное слово учителя.





При подготовке открытого урока в рамках районного методического семинара я следовала данному алгоритму и сейчас могу поделиться своим опытом .

Подготовка к уроку началась с определения его темы и содержания. По условиям семинара урок должен следовать календарно-тематическому планированию, что определило его тему «Спорт». Чтобы урок был интересен мне, ученикам и гостям, я предложила построить его на аутентичных материалах, полученных в ходе переписки с учениками разных школ США. Эту переписку мы ведем с начала учебного года, в нее вовлечены школьники разных возрастов. Одна из этих школ специализируется на спорте, что и легло в основу урока. Открытый урок планировался в 6 г классе, в нем 3 ученика выполняли проекты по английскому языку в формате ФГОС. Один из проектов назывался «Welcome to Russia», это был информационный альбом о России на английском языке в цифровом формате, который мы планировали послать нашим сверстникам в США. Все эти материалы были использованы в проекте урока. Конечно, мне пришлось поработать с методической литературой. И опять мне помогли вышеуказанные авторы и их книга «Как помочь учителю в освоении ФГОС».

Наибольшее количество вопросов вызвала характеристика группы с учетом личностных особенностей детей. В этом вопросе неоценимую помощь оказал психолог школы, она провела ряд психологических тестов, дала рекомендации. Особенно много вопросов вызвало понятие доминанты функциональной ассиметрии полушарий головного мозга. Т.к. этот вопрос еще не очень изучен, я воспользовалась несколькими упражнениями пальчиковой гимнастики для создания баланса правого и левого полушария, т.к. большинство моих учеников в группе левополушарные. Это была динамическая пауза.

Перед уроком состоялся методический семинар с обоснованием проектов 5 уроков по различным предметам. Мой урок прошел в соответствии с проектом, однако на начальном этапе комфортность самочувствия детей была заметно снижена, что замедлило темп урока. В дальнейшем ребята были активны, смогли применить свои знания, умения и навыки в ситуации речевого общения по темам «Спорт», «Моя страна», «Жизнь подростков в России и др. странах». К сожалению, мне не удалось уложиться в 45 мин., что я расцениваю как его недостаток и как мою ошибку в планировании (урок длился 50 мин.). В ходе дискуссии урок получил хорошую оценку директора школы и гостей.

В заключении хочу сказать, что подобная технология требует большой подготовки, самостоятельной работы с пособиями, материалами Стандартов, однако в результате повышается уровень методического осмысления и повышается качество наших ежедневных обычных уроков. Выигрываем мы, выигрывают наши ученики.