Новые подходы к развитию речи учащихся.
Стилистика. Культура речи.
Бердникова С.С.
учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская СШ»
Одним из показателей уровня культуры человека, мышления и интеллекта является его речь. Главная задача школы - научить детей мыслить, рассуждать. А размышляет лишь тот, кто умеет говорить. Овладение речью на родном языке - сложный и длительный процесс, требующий ежедневной кропотливой работы учащихся и учителей.
По вопросу развития речи имеется богатая методическая литература, которая опирается на прекрасные традиции 19 века (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский). Не было ни одного заметного в истории методики педагога-методиста, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.
Этой проблемой занимаются М.Р. Львов, К.Б. Бархин, Н.В. Колокольцев, Т.А. Ладыженская, Н.А. Купина. Такое внимание к данной проблеме обусловлено, во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики в области речевого развития школьника и психологии речевой деятельности, во-вторых, тем, что в методике обучения родной речи ведущее место занимает коммуникативное направление, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, в-третьих, социальным заказом школе - формирование творческой личности, отличающей человека 21 века.
Как же строится работа по развитию речи у нас? Каковы методические подходы к урокам развития речи? Что включает в себя это понятие?
Под развитием речи понимают практическую сторону обучения языку, то есть формирование тех умений и навыков, которые обеспечивают обогащение активного запаса слов, свободное пользование всеми языковыми средствами, а также формирование умений строить текст (устно и письменно) с целью выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Важнейшую роль в достижении этих целей играет усвоение и соблюдение языковой нормы, требований культуры речи и стилистики.
Развитие речи - не самопроизвольный процесс. Речи, сочинению, развёрнутому связному высказыванию, созданию текста необходимо учить, опираясь на языковую теорию, на лучшие образцы художественных произведений.
Развитие речи - составная часть каждого нашего урока, ведь даже обычное упражнение, простой ответ на вопрос имеет творческий выход, если двигателем становится интерес, реализуемый через привлекательную деятельность, если ребёнок чувствует себя искателем и открывателем знаний.
На каждом уроке мы работаем с текстом, проводим его комплексный или лингвистический анализ (полный или частичный).
Комплексный анализ текста - это многоаспектный анализ текста по следующим параметрам:
композиционно-содержательный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количества микротем и т.п.);
стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);
типологический анализ текста (выделение ведущего типаречи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор отдельных слов; синтаксический анализ отдельных словосочетаний и предложений);
анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений. Обычно учащимся нравятся такие уроки. Вот как отзываются дети о них: «Это уроки, на которых мы учимся сразу многому: читать и понимать текст, с
которым работаем; красиво говорить и грамотно писать, доказывать своё мнение».
«Мне интересно на таких уроках, потому что анализ текста помогает мне понять его содержание, выделить главную мысль, понять, зачем нужны в нём, например, вводные слова, какую роль выполняют, например, имена прилагательные. Работа над текстом помогает не делать ошибок, правильно расставить знаки препинания».
«Мне нравятся такие уроки. Правила не спрашивают. Они вроде как сами вспоминаются, когда анализируешь текст. На таких уроках не страшно и интересно, кажется, что ты всё знаешь и умеешь».
Мы считаем работу с текстом очень важной и уделяем ей большое внимание. Ведь, как показывают результаты ЕГЭ, многие учащиеся не способны бывают понять содержание текста, его проблематику, авторскую позицию, затрудняются сформулировать основную мысль текста, не всегда могут определить стиль и тип текста, не видят средств художественной выразительности и т.п. Наша задача - исправить эти ошибки и научить детей работать с текстом.
ФРАГМЕНТ УРОКА ПО КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА
Старый дуб весь пр...ображе(н,нн)ый ра...кинувшись шатром сочной тёмной зел...н... млел чуть колыхаясь в лучах в...черн... солнца. (Ни,не) корявых пальц...в (не,ни) б...лячек (не,ни) старого горя и (не)доверия (не,ни)чего (не) было видно. Скво...ь жестк... кору пробились без сучков соч(?)ные м...лодые листья так что верить нельзя было что это старик произвёл их. Да это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе...причи(н,нн)... весе(н,нн)... чу(?)ство радост... и обновления. Все лучш... минуты его жизн... вдруг в одно и то(же) время вспомнились ему.
Задания для работы с текстом. 1 .Что значит «комплексный» анализ текста?
(комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь)
Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Докажите, что перед вами текст (определение текста, основная мысль, способы связи предложений), (цепная связь:
1 и 2 предложения —родо-видовые слов: дуб - пальцев (т.е. сучьев)
и 3 - родо-видовые слова: кору, без сучков — старик (т.е. старый дуб)
и 4 - контекстуальные синонимы: старик - дуб 4и5 - синонимы: радости - лучшие минуты
4.Определите стиль текста.
(Данный отрывок является текстом художественного стиля. Цель художественного стиля - воздействовать на читателя или слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. В данном тексте Л.Н. Толстой дает словесный образ обновлённого весной дуба: мы видим, что старый дуб (старик, как называет его автор) стоит, весь покрытый молодыми сочными ярко-зелёными листочками, и похож на шатёр, т.к. не видно на нём ни сучьев, ни коры, ни болячек. Автор для создания художественного образа использует следующие изобразительные средства языка:
Эпитеты - они помогают читателю ярче представить нарисованную картину, образ, передают отношение автора к изображаемому предмету, герою: преображённый дуб, сочная темная зелень, жёсткая кора, сочные молодые листья: Олицетворение - оно наделяет неодушевлённый предмет признаками живого: Старик (т.е. старый дуб) произвёл их (т.е. листья):
Метафора - она переносит свойства одного предмета на другой на основании общего признака: корявых пальцев (т.е. сучьев), болячек (т.е. ран, повреждений).
Таким образом, используя метафору и олицетворение, Л.Н. Толстой изображает природу как живое существо и устанавливает теснейшую связь человека и природы).
Перед нами отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский - один из главных его героев. «Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить своё новое душевное состояние. Олицетворение, использованное здесь писателем, тонко и точно рисует погружённость человека в мир природы. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». При первой встрече дуб представляется ему «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать семью «улыбающихся берёз». Вторая встреча с дубом, теперь уже обновлённым, помогает пробудить в душе Болконского жизненные силы. Князь Андрей остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить людям пользу, возможность счастья и любви. 5.Определите тип речи.
Подберите к тексту заголовок и скажите, что он выражает — только тему или тему и основную мысль.
( Обновлённый дуб. Обновление. Возвращение к жизни. Встреча с дубом)
Дать характеристику 2 и 3 предл. Составить их схемы.
Указать по одному словосочетанию с разными видами связи.
Найти в тексте 2 слова, с которых букв больше, чем звуков. Чем объяснить это несоответствие звукового и буквенного состава слов?
Разобрать по составу слова: беспричинного, преображённый, обиовле/шя.
Укажите, какие правила надо знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в 1-м предл.?
12.Объясните употребление не - ни и н -ни.
В качестве домашнего задания можно предложить детям создать свои тексты в разных жанрах (научном, художественном, публицистическом) на одну из тем: «Клён», «Берёза», «Дорога», «Книга», «Судьба» и т.п.
Уроки русского языка и литературы - это уроки речевого общения. От того, насколько мы бываем внимательны к слову и ответственны за него, зависит главное: ученики успешно овладевают знаниями, которые им сообщают. Цель преподавателя - быть хорошо понятым детьми, чтобы каждое слово дошло до них в том значении, в котором он его употребляет, чтобы восприятие его речи было полным и точным, а произносимые слова вызывали активную работу мысли и воображения. Работу над речью в этом аспекте в школе принято называть обогащением речи, Мы учим детей работать со справочной лингвистической литературой, разными словарями и извлекать из словарной статьи нужную информацию.
Например, дети получают следующие задания: ответьте на вопрос, являются ли синонимами слова «книголюб» и «читатель»? (ответ на вопрос найдёте в словаре С.И. Ожегова); или - составьте синонимический ряд к словам «книголюб», «книгочей», «книжник (библиофил), укажите, какое из указанных слов является устаревшим; или —выясните по толковому словарю значение слова, правописание которого запоминается на уроке, например, «иллюстрация».
Дети должны овладеть навыками видения пометок словаря, уметь их расшифровывать, правильно строить высказывание.
Их ответ должен звучать приблизительно так: «Слово «иллюстрация» произносится с ударением на третьем слоге. Родительный падеж множественного числа образуется без окончания, ударение сохраняется на третьем слоге. У слова три лексических значения: снабжение текста поясняющими рисунками; рисунок, иллюстрирующий текст (книга с иллюстрациями); поясняющий пример (убедительные иллюстрации лектора). Слово «иллюстрация» образует варианты прилагательных: иллюстративный, -ая, -ое, иллюстрационный, -ая, -ое.
Таким образом, словарная статья словаря содержит сведения о лексическом значении слова, написании, произношении и грамматическом значении слова, а также его производных форм, обогащает речь учащихся, усиливает внимание к слову. Подобная работа проводится с каждым словарным словом или словом, лексическое значение которого детям неизвестно. Оптимальный вариант этой работы, если словарь есть у каждого ученика или хотя бы на каждой парте.
Словарную работу можно и нужно проводить не только с толковым словарём, но и с другими видами словарей. Особый, орфоэпический словарь, в котором русское ударение описано по-новому, даёт возможность интересно организовать работу на уроке русского языка (Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. - М., 2004.) В известных орфоэпических словарях содержание словарной статьи умещается на одной-двух строках, предписания ограничиваются краткими пометами. В «Словаре ударений русского языка» И.Л. Резниченко используются приёмы, которые помогут детям прочно удержать в памяти звуковой облик слова, а учителю - грамотно провести работу по предупреждению типичных речевых ошибок. Методическим целям служит свободное, наглядное расположение материала в словарной статье, а именно в столбик, для демонстрации схемы размещения ударения в формах слова. Иллюстративные примеры подобраны, в основном, из стихотворений известных русских поэтов. Цитаты с «проблемным» ударением дают образцы правильной постановки ударения и подтверждают вариантность нормы. В словарь включен лингвокультурологический материал. По сути, минимальный контекст, в который погружено слово, является текстом
встречаются с известными именами литературных героев, названиями изучаемых на уроке литературы произведений. Научная точность словарной статьи сочетается с ясной и удобной формой изложения. Внутри каждой словарной статьи есть методический совет, как обеспечить запоминание конкретной орфоэпической нормы. Например,
БАНТ сущ. банта
Mil.
банты бантов
И шелест потертого банта Навеки уносится прочь- Курсанты,курсанты,курсанты, Встречайте прощальную ночь!
В.А. Лугоеской, К\'рсантская венгерка
Фамусов
Да, счастье, у кого есть эдакий сынок! Имеет, кажется, в петличке орденок?
Скалозуб
За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею.
А. С. Грибоедов, Гэре от ума
Вы не сделаете ошибку в ударении, если, склоняя слово бант, будете мысленно ориентироваться на слово лента: мн. ленты -банты, лентами - бантами и т.д. При склонении обоих слов ударение остаётся неподвижным.
Аналитико-синтетические упражнения с орфоэпическим словарём учитель может дополнить своими заданиями. Самая главная задача учителя - воспитать у детей потребность и настоятельное желание пользоваться словарями русского языка, обращаться к ним как к другу и советчику, хранителю родного языка.
Однако в школах чаще всего не найти необходимого количества словарей, чтобы организовать описанную выше словарную работу. Тогда мы создаём свой элементарный орфоэпический словарик, который постоянно пополняем и который, в отличие от настоящего, может постоянно находиться у детей перед глазами на уроке и дома.
Традиционным в нашей работе со словом стал экспресс-тест или лексический диктант,'который мы проводим как на уроке русского языка, так и на уроке литературы. Слова, значения которых вызывают у детей трудности, специально прорабатываются в классе и повторяются учениками дома, а затем в качестве закрепления учитель даёт пятиминутный лексический диктант. Схема его проведения такова: учитель называет номер задания по порядку и даёт значение слова, употреблённого одним из героев, а также дополнительно приводит фрагмент реплики, в которой встречается загаданное слово, а вместо произнесения этого слова делает паузу. Задача учащихся - узнать по толкованию и употреблению слово и записать его под номером задания. Проверка этого теста -под руководством учителя сразу по окончании выполнения (восемь заданий).
Например: Н.В. Гоголь «Ревизор» (1-2 действие).
1.Служанка, ведающая съестными припасами семьи.
Бобчпнский. А Пётр Иваныч уже услыхали об этом от ... вашей Авдотьи.
(Ключница)
Владение словом - показатель общей культуры человека, его образованности. Речь - портрет человека, его визитная карточка. Мы стараемся убедить детей в справедливости слов А.П. Чехова: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
Ещё один вид работы по развитию речи учащихся - это работа с деформированным текстом. Эти упражнения соотносятся с одним из видов заданий ЕГ'Э. Собирая маленький текст из «перепутанных» предложений, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли», каковы способы и средства межфразовых связей и т.п. Подобные упражнения не только полезны, но и удобны - ведь текст небольшой по объёму (если упражнение выполняется на уроке, то это немаловажно). А вот заданий к этим маленьким текстам можно подобрать много и использовать их по своему усмотрению, в зависимости от состава класса, времени и других факторов. Приводим пример такого задания.
Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.
Тексты эти необычайно разнообразны по содержанию, жанрам.
Б. Отличия этих речевых произведений определяются ещё и тем. как часто они используются.
Человек живёт в мире текстов.
Г. Если это использование происходит часто, неоднократно в речевой практике многих людей, то можно назвать эти тексты хрестоматийными.
Выберите правильный вариант последовательности предложений:
А, Б, Г, В: 3) В, Б, Г, А;
В, А, Б, Г; 4) А, В, Б, Г.
Какие средства связи используются для связи предложений в единое целое?
1) лексический повтор:
порядок слов:
вводные слова:
перифраз (перифраза).
3= Определите стиль текста, тип речи:
официально-деловой, рассуждение;
публицистический, рассуждение с элементами описания;
научно-популярный, рассуждение с элементами описания;
художественный, повествование.
4. В этом слове все согласные звуки - глухие:
живёт; 3) тексты;
отличия; 4) если.
5„ У этого слова есть омоним:
человек; ' 3) жанр;
мир; 4) отличия.
Укажите словосочетание со связью примыкание:
хрестоматийные тексты;
в мире текстов;
необычайно разнообразные;
речевая практика.
В этом сложноподчинённом предложении главное предложение является односоставным, безличным.
В этом простом двусоставном предложении сказуемое выражено кратким прилагательным.
9= Напишите сочинение на одну из тем: «Мир текстов, который меня окружает», «Какие тексты я считаю хрестоматийными».
Ответы; 1 - 2; 2-1,2,3,5; 3-3; 4-3; 5-2; 6-3; 7 - Г; 8 - А.
Сочинения - высшая форма проявления творческих способностей учащихся, так как служит выражением авторской позиции, отражает внутренний мир пишущего. Методика этого вида творческих работ учащихся достаточно разработана, и поэтому останавливать ваше внимание на них мы не будем. При этом следует заметить, что в настоящее время перед нами стоит задача совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту (часть С в ЕГЭ).
Результаты ЕГЭ показали, что проблема формирования языковой компетенции по-прежнему остается острой, а задача совершенствования культуры речи учащихся - социально значимой.