Просмотр содержимого документа
«Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шахтерская средняя школа села Дмитровка»
Новые термины и интересные формы массовой работы в библиотеке
Ковалинская Л.Н.
Заведующий библиотекой МБОУ «Шахтёрская СШ с.Дмитровка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шахтерская средняя школа №19»
В связи с внедрением новейших технологий в работу библиотеки работники библиотек все чаще встречаются с новыми терминами. Некоторые понятия заимствованы из других отраслей знаний, внося свою специфику в работу библиотек, а некоторые – из практики работы коллег за рубежом и т. д. Библиотекари в своей профессиональной деятельности стараются идти в ногу со временем, используя в работе инновационные формы.
Новые термины и интересные формы массовой работы в школьной библиотеке
Заросилова Н.А.
руководитель
ГМО школьных библиотекарей
Конференция заинтересованных читателей
Проводится в рамках “Недели детской и юношеской книги” для учащихся 13-14 лет. Для подготовки и проведения привлекаются учителя русского языка и литературы, руководители кружков по интересам и библиотекарь. Такой вид работы можно считать итоговым в учебном году, т.к. подводятся некоторые итоги в работе школьной библиотеки, демонстрируются результаты литературного творчества учащихся, ставятся задачи на следующий учебный год. Такая форма, как конференция, помогает объединить возможности урока литературы, дополнительного образования и школьной библиотеки в процессе воспитания массового читателя.
Цели и задачи
- Познакомить учащихся с новыми поступлениями книг и электронных материалов в школьной библиотеке и медиатеке.
- Привлечь внимание подростков к творчеству писателей, чьи юбилеи отмечаются в текущем году.
- Пропаганда самодеятельного литературного творчества учеников.
- Решение практических задач (обучение составлению библиографического списка для реферата).
Предварительная подготовка:
- Создание творческих групп единомышленников (“Юные писатели”, “Исследователи”, “Мудрецы”, “Рекламное агентство”) для подготовки и представления на конференции своей части работы.
- Оформление выставки книг писателей-юбиляров.
- Оформление фотовыставки “Читай всегда, читай везде!”, героями которой должны стать ученики нашей школы.
- Выпуск школьной газеты “Книгочей”.
План конференции:
- 1. Вступительное слово библиотекаря “Информация – наше богатство”.
- 2. Знакомство с новинками. Группа “Мудрецы” представляет новые лингвистические словари и справочники.
- 3. “Рекламное агентство” презентует электронную версию энциклопедии “Кирилла и Мефодия”.
- 4. “Юные писатели” представляют свои поэтические работы, представленные на областной конкурс “Рукописная книга”.
- 5. Учитель-словесник вместе с помощниками рассказывает о жизни и творчестве писателей-юбиляров.
- 6. Знакомство с результатами анкетирования проводят “Исследователи”. (Опросы проводились среди учеников, родителей и учителей, выяснялись литературные пристрастия представителей разных поколений, способы, которыми родители приучают своих детей к чтению и т.п.)
- 7. Практическая работа. Учимся правильно составлять библиографический список книг для реферата.
Материалы к конференции
1 . Тезисы к выступлению библиотекаря
- Человек богат не только тогда, когда обладает материальными ценностями, богатым его делает и духовный мир, и обладание информацией.
- - А что такое информация?
- - Какими путями можно почерпнуть информацию?
- - Можно ли утверждать, что вы сейчас и ваши родители во время своего ученичества обладаете одинаковыми возможностями для обогащения информацией?
- Вывод:
- Информация – продукт скоропортящийся.
- Чем человек образованнее, тем шире его кругозор, тем большим объемом информации он обладает.
- Информацию можно получать разными способами, и с развитием человечества возможностей становится все больше.
- Информация – не мертвый груз, а помощник человека.
2. Знакомство с новинками библиотечного фонда
- Рабочая группа “Мудрецы” под руководством библиотекаря готовит представление новой справочной литературы с целью обратить внимание ребят на новых “помощников”.
- Форма представления может быть разной: рассказ о книге и ее авторе, особенностях оформления и подачи материала и т.п. Нужно постараться, чтобы представление было интересным. Для этого можно заготовить несколько интересных вопросов для зрителей, ответить на которые ребята смогут лишь тогда, когда воспользуются новыми энциклопедиями и справочниками. Можно даже устроить состязания на скорость.
3. Презентация новинок медиатеки.
- Так как, у современных школьников появились широкие возможности для дистанционного и интерактивного обучения, не следует забывать о том, что обучающие компьютерные программы тоже требуют определенного рекламного продвижения. Поэтому на конференции следует уделить внимание такому виду работы. Используя возможности кабинета информатики, можно подготовить эффектную презентацию одной из них. В нашем случае “Рекламное агентство” представляло новую версию энциклопедии “Кирилла и Мефодия”. В качестве закрепления можно предложить зрителям задавать вопросы из различных областей знаний, чтобы члены группы, готовящие презентацию, продемонстрировали всем возможности программы и свои умения в ней ориентироваться.
4. Пропаганда самодеятельного литературного творчества
- В течение всего учебного года в школе работало творческое объединение “Юный журналист” в рамках дополнительного образования. За год ребята принимали активное участие в разных литературных конкурсах и проектах. В библиотеке был сформирован фонд рукописных книг, автором которых являлись сами ребята. Поэтому участие ребят в конференции в качестве авторов своих книг делает мероприятие более живым: ребята знакомят сверстников со своими работами, постижение литературы происходит как бы изнутри. Не беда, что литературные работы учеников, как правило, далеки от совершенства. В данном случае поощряется стремление детей к творчеству.
5. Писатели-юбиляры года
- Эту часть работы следует поручить учителю литературы, который вместе с ребятами выберет наиболее интересного этому возрасту писателя, чей юбилей отмечался в текущем учебном году. Здесь уместно оформить выставку книг этого писателя, выпустить юбилейную листовку и т.п.
6. Результаты опросов читателей
- Т.к. данная конференция является заключительным мероприятием “ Недели детской и юношеской книги”, здесь следует подвести итоги изучения читательской активности (Конкурсы “Самый активный читатель школьной библиотеки”, “Самый читающий класс”). Отдельно ребята из группы “Исследователи” готовили и проводили анкетирование учеников, учителей и родителей, целью которого было выяснить читательские пристрастия современных школьников, способы, которыми родители воспитывают любовь к чтению у своих детей, отношение учителей к современной детской литературе. Вместе с библиотекарем ученики должны проанализировать результаты и познакомить с ними участников конференции. Таким образом, мы привлекаем к проблеме воспитания массового читателя родителей и учителей.
7. Школьная газета “Книгочей”
- Мы уже упоминали, что для подготовки данного мероприятия привлекали руководителей и членов кружков по интересам. Поэтому для оформления итогов конференции мы выбрали такой способ, как газета. Название соответствует теме конференции – “Книгочей”. Здесь красочно и оригинально членами творческих объединений “Волшебные кисти”, “Юный журналист” и “Фотовзгляд” представляются результаты года: имена и фотографии лучших читателей, результаты опросов, карикатуры на нерадивых читателей, благодарность спонсорам, помогавшим пополнять библиотечный фонд, лучшие творческие литературные работы ребят и т.п. Это необходимо сделать для того, чтобы познакомить с результатами конференции читателей других возрастных групп, не участвовавших в ее работе.
8. Практическая часть конференции.
- Здесь ребятам предлагается правильно составить список литературы, используемой при работе над рефератом. Для этого все участники разбиваются на рабочие группы по 2-3 человека. Каждая группа получает 4-5 книг одной тематики. Следует оформить список используемой литературы. В качестве подсказки ребятам вручаются памятки, где четко прописаны правила выполнения такой работы.
Заключение
- В данных рекомендациях представлен такой вид работы, при котором стало бы возможным объединить усилия разных школьных подразделений в процессе воспитания массового читателя. Опыт показал, что, раздвигая границы урока литературы, привлекая к процессу воспитания читателя специалистов изобразительного искусства, журналистики, фото- и видео-творчества, мы делаем процесс более эффективным и результативным