НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОТЕНЦИАЛ БАТЛЕЙКИ В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Пешко О.С.
Г. Брест, ГУО «Средняя школа №33 г.Бреста»
Воспитание нравственности, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа являются приоритетами в деятельности учреждений общего среднего образования в Республике Беларусь. В статье 17 Кодекса Республики Беларусь об образовании в качестве одной из его составляющих названо нравственное воспитание. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. отмечено, что духовно-нравственное воспитание, направленно на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры. Одним из источником идей и форм работы с обучающимися в данном направлении являются народные традиции, праздники, игры, устное народное творчество, театр.
Батлейка – это белорусский народный театр кукол на религиозную (библейскую) и бытовую тематику, распространившийся на белорусских землях с XVI в. и действовавший до начала XX века.
Каждое литературное произведение (сказка, басня, пьеса, библейская притча) для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря литературному произведению учащийся познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Выбирая репертуар для своей батлейки, дети знакомятся с разнообразием белорусского народного фольклора. Озвучивая роль, они в процессе игры приобретают способность осознавать ответственность за свои поступки и потребность заботится о своей родине [6].
В школьной программе всего несколько уроков, на которых учащиеся могут узнать, что такое батлейка. В четвертом классе, в курсе «Мая Радзіма – Беларусь», дети получают первое представление о батлейке. В шестом классе на уроках белорусской литературы чуть глубже знакомятся с традициями в батлейке, изучая драму "Царь Ирод". В восьмом классе по учебному предмету «Искусство» (ОиМХК) учащиеся также знакомятся с батлеечным искусством [5]. С прошлого учебного года введён факультатив «Духовность и патриотизм» (результат взаимодействия Церкви и Министерства образования), на занятиях которым также предлагается ставить батлеечные спектакли. Так как по учебной программе уроков мало, батлейку можно широко применять во внеклассной работе по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», «Белорусская литература», «Искусство», «Обществоведение», на классных часах, во время бесед, при проведении общешкольных праздников с целью формирования духовно-нравственных качеств.
Новый подход в использовании белорусского народного театра батлейка в учреждениях образования предложен коллективом авторов, среди которых следует назвать протоиерея Федора Повного, который с декабря 2020 года назначен на должность председателя Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования.
В 2022 году издано пособие «Белорусский народный театр «Батлейка» в школе. Рекомендации для педагогических работников» (Повный Ф. П., Довнар Л. А., Кивлюк Л. А., Хачкова О. Б., Шимбалева Е. Ю., Янчуревич Т. А.). Пособие содержит рекомендации по организации работы батлеечного театра в учреждениях общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи как в учебном процессе и во внеклассной деятельности. Издание поможет педагогическим работникам приобщить детей к белорусской народной культуре, воспитывать в них духовность, нравственность, патриотизм [6]. К пособию рекомендованы несколько книг с готовыми сценариями для батлейки по следующим направлениям: изучение библейских заповедей, сказки, евангельские притчи, басни. Особый интерес представляет сборник «Выхаванне на аснове культурнай спадчыны малой радзімы: беларускі народны театр «Батлейка» (Минск, Аверсэв, 2022). Данные пособия поспособствуют более широкому внедрению батлеечного искусства в образовательный процесс на разных учебных предметах и в воспитательной работе.
В докладе «Новый подход к вопросу использования народного кукольного театра «Батлейка» в учреждениях образования» (Повный Федор Петрович, протоиерей; Шимбалева Елена Юрьевна), прозвучавшем на II Республиканских педагогических чтениях (с международным участием), посвященных Неделе святых жён-мироносиц «Свет нести» в Минске в мае 2022 года, утверждается, что психолого-педагогический потенциал кукольного народного театра «Батлейка» намного шире, чем простая реконструкция опыта использования батлейки в прошлых столетиях. Своё мнение авторы аргументируют тем, что «…изменился жизненный уклад, трансформировалось общество. Сегодня с помощью данной технологии можно скомпенсировать давление негативных элементов научно-технического прогресса и решать «нерешаемые» проблемы современного детства: низкую концентрацию внимания; низкий интерес к умственной деятельности; слабую дисциплину; слабое воображение; клиповое мышление; не умение понимать свои чувства и эмоции; не способность сопереживать другим людям; не умение принимать решение; повышенную тревожность; индивидуализм; зависимость от массовой культуры; не гармоничную социализацию» [2].
Новизна подхода, по мнению авторов, выражается в двух позициях. Первая состоит в том, «…что в современных условиях не нужно использовать старые «исторические» сценарии. Они писались для решения задач прошлых столетий. Сегодня нужно создавать новые литературные драматургические произведения. В которых будут раскрываться актуальные для современных детей проблемы и предлагаться понятные в рамках современной культуры разрешения критических занятий» [2].
Суть второй позиции в том, что «Батлейка должна стать доступной по размерам и по стоимости. Из музейной стать классной. Протоиереем Федором Повным разработан уникальный дизайн школьной батлейки. В раскрытом состоянии она помещается на школьной парте. Весит 7,3 кг. Собирается без гвоздей. Двухъярусная. В комплект входит 18 заготовок для кукол. Такая батлейка доступна каждому классу, каждой детской группе. И поэтому может стать рядовым действенным инструментом в образовании и воспитании…Мы предлагаем всем участникам конференции подключиться к дальнейшей разработке новых методических пособий. Мы не говорим о сохранении рудиментарного драматургического и этнографического искусства. Мы уверены в огромном воспитательном потенциале батлейки в будущем.» [2]
Для педагогов также представляет интерес пособие «Беларуская батлейка. Каляндарныя і абрадавыя гульні: дапам. для настаўнікаў, выхавальнікаў, кіраўнікоў гуртоў» (А. Лозка), в котором содержатся готовые поурочные сценарии для занятий батлеечным театром, которые «способствуют приобщению к народной культуре, знакомят с белорусскими народными праздниками, календарными и обрядовыми играми» [3].
Более десяти лет коллектив педагогов и учащихся нашей школы изучает, сохраняет и приумножает батлеечные традиции. Учащимися совместно с педагогами проведена исследовательская работа по изучению батлейки на Брестчине. В книге А. Гладышчука “Нямцэвічы. Сапраўдныя гісторыі” описано, как на Рождество из Бреста в деревню Скоки приходили дети со звездой и батлейкой и показывали небольшой спектакль о рождении Иисуса Христа. Опрос, проведённый среди учащихся 5-9 классов, показал, что некоторые из них заинтересованы в более глубоком изучении батлеечного искусства, для этих ребят и был создан школьный батлеечный театр «Берасцейцы» [5, с.65-66].
Коллектив юных батлеечников ГУО «Средняя школа №33 г. Бреста» является участником и призёром многих конкурсов и фестивалей районного, городского и республиканского уровней, ежегодным участником рождественских мероприятий в музее «Спасённые художественные ценности», участником проектов городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина, гостем в школах города, участником благотворительных акций. Наша работа неоднократно освещалась многими телеканалами («Буг-ТВ», «Лагуна-ТВ») и прессой («Брестский вестник», «Настаўніцкая газета» и др.) [5, с.67-68].
При разработке выступлений нашего школьного театра мы используем готовые сценарии, дополняем их региональным этнографическим материалом (канты, колядки, пословицы, загадки), и также придумываем свои сюжеты. Результат практической реализации нашего исследования следующий: подготовлен дидактический материал для уроков по истории Беларуси, белорусской литературы, всемирной истории, искусства (ОиМХК) с использованием батлеечного театра; разработаны сценарии батлеечных представлений для внеклассных занятий, объединений по интересам; создана промопродукция, календарики, сувениры с изображением батлейки для её популяризации.
С этого года педагогический коллектив нашей школы стал участником республиканского инновационного проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся». Одной из тем исследования является духовно-нравственное воспитание через потециал батлейки.
«Наконец, батлейка запускает образовательные технологии учебного исследования и научной работы. Перед детьми можно поставить сложные задачи по стилистической подготовке текста: написать в рифму, написать с помощью отдельных частей речи — глаголов или наречий. Она прекрасно впишется и в уроки русского и белорусского языка, в уроки литературы, истории и обществознания. На ее сцене можно образно показывать фрагменты исторических событий», – считает Федор Повный [4].
Таким образом, батлейка – одно из возрожденных средств формирования духовно-нравственной культуры и сохранения этнокультурных ценностей в современном образовании, позволяющее воспитывать по-новому
Больше информации можно найти на странице сайта ГУО «Средняя школа №33 г. Бреста». В разделе «Районный ресурсный центр по развитию туризма и краеведения. Батлейка» содержатся презентации, видеофильмы, чертежи батлейки, сценарии, методические рекомендации. Ссылка на страницу https://clck.ru/ZF4iF
Литература:
1. Барышаў, Г. І. Беларускі народны тэатр «батлейка» і яго ўзаемасувязі з рускім «вяртэпам» і польскай «шопкай» / Г. І. Барышаў, А. К. Саннікаў. — Мінск : Выд-ва Акад. навук БССР, 1963. — 42 с.
2. Белорусский народный театр батлейка: новый подход в использовании в учреждениях образования. Повный Ф. П., Шимбалева Е. Ю. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.church.by/?page_id=398 Дата доступа: 01.09.2022
3. Лозка А. Беларуская батлейка:Каляндарныя i абрадавыя гульнi. Мiнск, "Тэхналогiя", 1997
4. Любовь к Богу, к людям и Родине неразделима. Протоиерей Федор Повный — о тех, кто использует клевету, троллинг и буллинг, и о новом формате белорусской народной батлейки/ Советская Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sb.by/articles/lyubov-k-bogu-k-lyudyam-i-rodine-nerazdelima.html. Дата доступа: 01.10.2022
5. Пешко, О. С. Батлейка как средство приобщения учащихся к народной культуре на уроках отечественной и мировой художественной культуры и во внеклассной работе /О.С.Пешко// Журнал «Мастацкая і музычная адукацыя», №2, 2020, с.63-68
6. Повный Ф. П., Довнар Л. А., Кивлюк Л. А., Хачкова О. Б., Шимбалева Е. Ю., Янчуревич Т. А. Белорусский народный театр «Батлейка» в школе. Рекомендации для педагогических работников. Минск, «Аверсэв», 2022
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЧТЕНИЯХ В КОНФЕРЕНЦИИ
«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» (К 1030-летию Православия на белорусских землях)»
1. Ф.И.О. Пешко Ольга Сергеевна
2. Место работы (учебы): ГУО “Средняя школа №33 г. Бреста”
3. Должность: Учитель истории и искусства (ОМХК), педагог дополнительного образования, руководитель Районного ресурсного центра по развитию туризма и краеведения Ленинского района г. Бреста
4. Ученая степень, ученое звание - нет
5. Тема доклада: «Новый взгляд на потенциал батлейки в воспитании духовно-нравственных ценностей учащихся»
6. Электронная почта: [email protected] (Пешко О.С.)
[email protected] приёмная
7. Контактный телефон: +375333551499 (Пешко О.С.)
Г.Брест, ул. Белорусская, 64. 8-0162-52-51-70 (директор/приемная)