Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов "Английская школа"
«НОВЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
Опытно-методическая разработка
Выполнила
В. В. Максимова
учитель английского
и немецкого языков
г. Выборг 2011
Введение
В условиях современного развития общества все более возрастает роль и значение личности, её общекультурного уровня, образованности и воспитанности. Как подчеркнул Д. А. Медведев: «…мы должны воспитывать порядочных, приличных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан».
В условиях кардинальных общественных перемен, когда основные культурные ценности и идеалы, воплощающие в себе общественные смыслы эпохи, подвергаются переоценке и переосмыслению, учитель обращается к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности. Духовность личности учителя есть необходимое условие формирования культуры подрастающего поколения.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов "Английская школа" города Выборга Ленинградской области духовно-нравственное и гражданско-правовое и патриотическое воспитание школьников всегда являлись приоритетными направлениями воспитания и образования подрастающего поколения. Школа воспитывает человека, способного к культурному созиданию, формирует свойства духовно - развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться.
Гражданско-патриотическое воспитание всегда рассматривалась как важная духовная ценность в истории общественно-педагогической мысли России. В системе нравственного воспитания происходит создание условий для развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Учитель решает эту ответственную задачу и помогает в этом стремлении, передавая знания и систему ценностей, обучая и воспитывая.
В соответствии с указанными задачами развития личности на современном этапе, выбранная тема представляется актуальной, так как от подрастающего поколения зависит дальнейшая судьбы страны и состояние общества. Задачи по воспитанию личности, гражданина и патриота мы решаем на каждой возрастной ступени, как через предметную, так и внеклассную деятельность. В процессе иноязычной учебной деятельности происходит развитие коммуникативных, когнитивных и эмоционально-волевых способностей учащихся, так как предпочтение отдается личностно-ориентированному подходу. Учитель учит ученика конструировать знания, осмысливать и переосмысливать их, расти как личность.
В процессе иноязычного образования учитель иностранного языка, с одной стороны, стимулирует рост и развитие интеллекта учащихся, их культурное общение в полиязыковом пространстве, а с другой, воспитывает у них любовь к Родине, добродетель, желание и стремление быть патриотами своего Отечества, особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству. Вышеперечисленными факторами и объясняется выбор темы.
Основная часть
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Процесс обучения представляет собой единство обучающей деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Среди способов овладения иностранным языком предпочтение отдается тем, которые активизируют мыслительную деятельность и развивают творческие способности учащихся.
Говоря о новых формах, методах и средствах обучения и воспитания на уроках английского языка, следует остановиться на некоторых ключевых понятиях. По определению Б.Т. Лихачева, “форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов”. Метод обучения (путь) есть систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Под средствами обучения понимают объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Оставаясь неизменными атрибутами образовательного процесса, формы, методы и средства меняются в зависимости от целей, задач, заданий, вопросов. Кроме основных типов урока используются уроки «неформального сотрудничества». Одним из примеров подобной формы урока является обмен письмами с двумя другими подгруппами, когда субъектами обучения выступают сами учащиеся. Принцип коллективного начала в работе поднимает ответственность каждого перед всей группой. Попутно решается задача обучения написанию личного письма (в нашем случае коллективного), с вопросами, ответами, «адресом отправителя», количеством слов - все это необходимо уметь, чтобы справиться с личным письмом на ГИА, ЕГЭ, олимпиадах. (Приложение 1)
Очень необычными показались нашим учащимся несколько обменно-совместных уроков в рамках финско-российского проекта « От малого к большому». Суть проекта заключалась в создании продукта из фотографий школы и города с описанием на английском языке и размещением в глобальной сети. (Приложение 2)
Воспитание нравственности, морали, честности проходит незримой нитью через каждый урок, но на отдельных уроках, в отдельных темах оно особенно отчетливо видно. В рамках определенных тем лексика является средством духовно-нравственного воспитания. Описание родственников по фотографиям предполагает употребление положительно-окрашенных понятий love, happy, great, best и понятий, несущих отрицательную нагрузку, например: sad, т. е. затрагиваются проблемы моральных и нравственных норм, формируется нравственный мир личности. Учащиеся знакомятся с понятиями добра, дружбы, любви, счастья. (Приложение 3) . По мере взросления у них вырабатывается понятия свободы, совести, справедливости, истины, красоты, идеала.
Лексика о профессиях и профессиональное образование начинается с первого года изучения английского языка. В 3 классе (2006г) учащиеся видели свои будущие профессии исходя из своих идеалов, занятий своих родственников и тех слов, которые вводились по программе. В Приложении 4 приводятся данные опроса третьеклассников. К 8 классу предпочтения в профессиях изменила половина учащихся.
Престиж профессий учителя, инженера, офицера, врача, высококвалифицированного рабочего и других можно поднимать через все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Учителю полезно иметь списки распространенных и востребованных слов по теме «Профессии». (Приложение 5.1) Было проведено анкетирование жителей на улицах города с целью нахождения людей, способных ответить на вопросы «журналистов» по-английски. Деловая игра способствовала повышению мотивации и самооценки, так как учащиеся имели возможность сравнить свой уровень английского языка с уровнем респондентов. Задавались вежливые вопросы, соответствующие культурным нормам используемого языка. (Приложение 5.2)
Учителю необходимо варьировать приемы и средства обучения. Монотонная деятельность, характеризующаяся многократной повторяемостью внешних раздражителей, их ограниченным числом, неизменным темпом и ритмом работы и малой эмоциональной насыщенностью труда отвлекает внимание и блокирует процессы мышления и запоминания.
Метод проектов является одним из важнейших способов активной устной практики. Он заставляет учащихся мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения проблем. Педагогу необходимо продумать, как запустить проект. Чтобы поднять духовность, национальное восприятие и патриотическое самосознание предлагаются встречи с замечательными людьми, нахождение информации о них, отчеты в письменной или устной форме, разработка анкет для исследования, ролевые игры. Одним из таких средств является форма общения «Круглый стол». Такая педагогическая технология предусматривает не только интеграцию знаний, но и приобретение новых. (Приложение 6)
Одной из форм письменного контроля является взаимодействие по электронной почте. Оно способствует индивидуально—личностному развитию учащегося. Следуя определенному плану, учащиеся решают практическую задачу по написанию сочинения. Несомненное преимущество такой формы контроля в том, что учащиеся не боятся быть наказанными плохой отметкой. Содержание помогает оттачивать форму. На основе сочинений создаются презентации. ( Приложение 7)
От проектной учащиеся переходят к научно-исследовательской деятельности. Учащийся самостоятельно проводит исследование, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа носит логически завершенный характер и демонстрирует его способность грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения. Учащийся демонстрирует умения систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные, у него вырабатывается интерес к научной деятельности. (Приложение 8 ).
Воплощать мечты в реальность учит книга Марка Твена « Приключения Тома Сойера». Озорной неунывающий мальчуган, умеющий преодолевать препятствия и ценящий дружбу, вызывает у ребят восхищение, стремление к свободе и подвигам. Книга предлагает много проблем для обсуждения, в зависимости от класса, как например:
- в чем проявляется находчивость Тома
- хороший ли друг Том
- как сделать труд более радостным
- поведение Тома в церкви
- в чем выражается дружба между мальчиком и девочкой, проблема взрослого выбора Тома и Джо между страхом за свою жизнь и моральным долгом ( когда выбирая последнее они проливают свет на историю убийства молодого доктора)
- обсуждение жизни маленького городка с названием Санкт-Петербург на Миссисипи
- как ты относишься к тому, что мечтает о свободной, героической жизни, о приключениях и подвигах.
¹Примечания: Уроки предполагаются как интегрированные: литература + английский. На уроках литературы произведение изучается по внеклассному чтению в 5- 6кл.
Занимаясь изучением литературных произведений, поднимающих темы нравственности, духовности возникла необходимость создания словаря лексики на религиозную тематику. Детям требовались эти слова для беседы на уроках английского языка по произведениям Марка Вена, О'Генри, Джека Лондона по проблемам нравственного воспитания. Термины взяты из учебников и пособий для всех классов общеобразовательных и школ с углубленным изучением английского языка.
№ | Термин на русском языке | Эквивалент на английском языке |
1 | Религия | Religion |
2 | Церковь | A church |
3 | Собор | A cathedral |
4 | Ходить в церковь | To go to church |
5 | Церковный колокол | A bell |
6 | Звонить в колокол | To ring a bell |
7 | Молитва | A prayer |
8 | Молиться | To say a prayer |
9 | Духовность | Immateriality |
10 | Душа | Soul |
11 | Святой Дух | The Holy Spirit |
12 | Духовный отец | A confessor |
13 | Иисус Христос | Jesus Christ |
14 | Священник | Priest, clergyman, minister |
15 | Батюшка ( священник) | parson; father ( только при обращении) |
16 | Монах | Monk |
17 | Монастырь (мужской) | Monastery |
18 | Венчание | A wedding (ceremony) |
19 | Заупокойная служба, панихида | Burial service |
20 | Христианство | Christianity |
21 | Православие | Orthodoxy |
22 | Христиане | Christians |
23 | Православный | Orthodox |
24 | Религиозный праздник | Holy day |
25 | Рождество | Christams |
26 | Пасха | Easter |
27 | Троица | Thrinity |
28 | Церковная служба | A church service |
29 | Крест | A cross |
30 | Осенить себя крестом | To cross oneself, to make the sign of the cross |
31 | Могила | A Tomb |
32 | Похороны, погребение | A funeral |
33 | Венок | A wreath |
34 | Митрополит | Metropolitan |
35 | Освящать, благословлять | To consecrate |
36 | Свеча | A candle |
37 | Зажигать свечу | To light a candle |
38 | Рождение | Birth |
39 | Смерть | Death |
40 | Крестины | Christening |
41 | Похоронная процессия | A funeral procession |
42 | Рай | Paradise |
43 | Ад | Hell |
44 | Чистилище | Purgatory |
45 | Исповедоваться | To confess |
46 | Исповедь | Confession |
47 | Пожертвования | donation |
48 | Делать пожертвования | To make donations |
49 | Вера | Faith |
50 | Дьякон | A deacon |
Проблема гуманности, самоотверженности, милосердия и доброты поднимается в рассказе О’Генри « Последний лист». Рассказ никого не оставляет равнодушным. Я начинаю со чтения просмотрового (Skimming), чтобы учащиеся назвали тему, о чем говорится в рассказе, чтение проходит в 4 раза быстрее, чем когда начинается выявление деталей. Затем перехожу на Scanning ( изучающее чтение). Любой текст предполагает обсуждение. Условия обучения на уроке должны быть адекватны будущей деятельности. Определяющим подходом в обучении английскому языку( как и любого иностранного) лежит коммуникативная методика. Текст очень хорошо подходит для развития коммуникативных умений: позволяет выстраивать субъект-субъектные отношения, учитывая важность предмета обсуждения: нравственный подвиг старика Бермана, необходимость не терять присутствия духа и т. д.
Краткое содержание
Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем, таже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт врача неутешителен: «У нее один шанс из десяти. И то, если она сама захочет жить». Но Джонси как раз потеряла интерес к жизни. Она лежит в постели, смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще, который обвил своими побегами стену напротив. Джонси убеждена: когда упадет последний лист, она умрет.
Сью рассказывает о мрачных мыслях подруги старому художнику Берману, который живет внизу. Он давно собирается создать шедевр, но пока у него что-то не клеится. Услышав про Джонси, старик Берман страшно расстроился и не захотел позировать Сью, писавшей с него золотоискателя-отшельника.
На следующее утро оказывается, что на плюще остался один-единственный лист. Джонси следит за тем, как он сопротивляется порывам ветра. Стемнело, пошел дождь, еще сильнее задул ветер, и Джонси не сомневается, что наутро она уже не увидит этот лист. Но она ошибается: к её великому удивлению, лист-храбрец продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на Джонси сильное впечатление. Ей становится стыдно своего малодушия, и она обретает желание жить. Посетивший её доктор отмечает улучшение. По его мнению, шансы выжить и умереть уже равны. Он добавляет, что сосед снизу тоже подхватил воспаление легких, но у бедняги шансов на выздоровление нет. Еще через день доктор заявляет, что теперь жизнь Джонси вне опасности. Вечером Сью сообщает подруге грустную весть: в больнице скончался старик Берман. Он простудился в ту ненастную ночь, когда плющ потерял последний лист и художник нарисовал новый и под проливным дождем и ледяным ветром прикрепил его к ветке. Берман все-таки создал свой шедевр.
Метод эвристического обучения ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Хорошим примером тому служит работа с пословицвми и поговорками. (Приложение 9)
Серия уроков по теме «Хулиганство, как способ воспитания нравственности человека методом от противного». (Приложение 10)
Материалы о России и ее народе для гражданско-патриотического воспитания на уроках английского языка. (Приложение 11)
Заключение
Какими бы методами ни руководствовался педагог в деле воспитания духовности и нравственности человека, личности гражданина и патриота, главное, чтобы они были эффективными, заставляли учащегося думать и размышлять над проблемами, актуальными для нынешнего состояния общества, для развития общей и внутренней культуры учащегося, оттачивали средства выражения его мысли.
Выбор средств обучения зависит от личности учителя, от его взаимоотношений с обучаемыми, от уровня обученности школьников, технической оснащенности школы. Нужно стремиться к тому, чтобы уроки были интересными, хорошо продуманными и подготовленными. Создание устойчивой мотивации к учению, приводит к тому, что учащиеся перестраивают свой опыт деятельности, становятся самостоятельными в достижении цели конкретного задания, способными к самореализации, самооценке и самокоррекции.
Решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания, следует отдавать предпочтение активным формам и методам, т.к. они формируют все составляющие коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социо-культурную, компенсаторную, учебно-познавательную.
Я стремлюсь упорядочивать традиционные и инновационные способы действий и выявлять их достоинства и недостатки в обучении конкретному виду речевой деятельности, чтобы мотивировать всех учащихся, добиваться языковой грамотности, воспитывать личность, готовую к иноязычной коммуникации, любящую свой народ и свою страну.
Список использованных источников
1. Е.Н. Соловова “Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций”.
2. «Примерные программы по учебным предметам» (Стандарты второго поколения) М.: Просвещение, 2010. – 144с.
3.Н.Д. Гальскова «Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя», М.: АРКТИ, 2004 – 192с.
4. В.М. Фадеев “Домашнее чтение в старших классах, его организация и способы контроля”, ИЯШ, № 6, 1979, стр. 30.
5. А.И. Панов “Урок проверки домашнего чтения”, ИЯШ, № 6, 1967.
6. Г.Н. Ловцевич “Об индивидуальном чтении в старших классах”, ИЯШ, № 6, 1989.
7. Г.А. Китайгородская «Инновации в образовании – дань моде или требование времени?» ИЯШ, №2, 2009, стр. 2-8.
8. Н. А. Селиванов. “Литературно-страноведческий подход к отбору текстов для домашнего чтения”, ИЯШ, № 1, 1991, стр. 60-64.
9. Г.Н. Салтовская «Личностно-ориентированый урок иностранного языка» ИЯШ, № 3, 2009, стр. 49-56.
10. Э.Г. Акопян «Творческие упражнения в самостоятельной работе учащихся на уроках ИЯ», ИЯШ, № 4, 2009, стр. 27-30.
Приложения
Приложение 1
Уроки «неформального сотрудничества».
Примером развития коммуникативных, когнитивных и эмоционально-волевых способностей учащихся может служить переписка с одноклассниками из других подгрупп. Такая форма работы способствует конструированию знаний, внутренней психологической личностной работе и интерпретации сведений о праздниках. Решаемый учебный аспект - развитие навыков письменной речи, а именно – написание коллективного письма, которое должно соответствовать нормам написания личного письма. Предлагаемую форму работы можно использовать на первой (4 класс) и второй ступенях обучения в школах с углубленным изучением английского языка (5 – 9 классы).
Такой вид деятельности полезно организовать накануне праздника, после дня рождения у кого-либо из учащихся. Задавая вопросы в письме, они ждут отклика, мотив для выполнения задания налицо. А принцип коллективного начала в работе поднимает ответственность каждого перед всей группой.
Такими письмами 4-классники обменялись в 2007году.
Shkolnaya Ploshchad, 5
Vyborg, Russia
24 February, 2007
Dear classmates,
We hope you like the Russian festival called Maslenitsa. People cook and eat pancakes a whole week! Pancakes are especially delicious if you eat them with honey, jam or marmalade.
My sister likes pancakes with butter and I love them with sour cream. We’d like to know what you eat pancakes with.
Maslenitsa is a fantastic festival. My granny says that it is the time when the winter is coming to its end and the spring is on the way. (Nika) My granddad has an interesting photo. In it he is riding “The Troika”, the three horses running together (Lyosha).
Are you going to celebrate a pancake week? Which of you can cook pancakes? Who do you usually spend your time with on this holiday? Write where you go and what you do. Who cooks pancakes in your family?
Write back soon,
Best wishes,
Classmates
Shkolnaya Ploshchad, 5
Vyborg, Russia
5 March, 2007
Dear classmates,
Thanks for your letter. We enjoyed it. Yes, we did like Our Maslenitsa festival!
My granny made delicious cakes last week. We ate them with caviar. (Vika)
I cooked pancakes myself and served them with marmalade. (Olga) My family and I had a nice time in the centre of town on Sunday. (Anton)
Women’s Day is coming. It’s a great holiday. All women are beautiful. They work a lot. They must have more free time.
I’m going to give flowers to my mum and granny. (Natasha) What presents have you got for your mums and grandmas?
Do you know that the boys are preparing a concert for us? It is in two days. They often stay after school and have rehearsals. Sure, we all will enjoy their concert. Write if you liked it.
Regards,
Classmates
Приложение 2
Одним из направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию явилась деятельность в рамках российско-финского проекта «От малого к большому», составной частью которого было фотографирование любимых мест в школе и в городе, описание их на английском языке и выкладывание их на сайте совместного проекта. Учащиеся 3-х и 4-х классов сделали фотографии , а учащиеся 7-х и 8-х классов помогали переводить тексты на английских язык. Все учащиеся с удовольствием взялись за работу, встречались друг с другом после школы, потом принесли готовый продукт: фото и описания своих любимых мест школы и города. Было очень трогательно видеть заботливое и ответственное отношение детей постарше к тем, кто младше. Обменно-совместные уроки придавали мотивированный характер речевой деятельности, предметы обсуждения были одинаково важны для обоих субъектов деятельности. Кроме того, учащиеся осознавали свою сопричастность к делу школы и себя как члена своего сообщества: школы, города, края, страны.
Приложение 3
2 класс Лексика духовно-нравственного содержания
В рамках тем «Семья», «Животные», «Профессии» можно выделить подтемы «Какие мои родственники», « Позвольте мне представить моего питомца», «Кем я хочу быть». Описание родственников по фотографиям предполагает употребление положительно-окрашенных понятий love, happy, great, best и понятий, несущих отрицательную нагрузку, например: sad, т. е. затрагиваются проблемы моральных и нравственных норм, формируется нравственный мир личности. При изучении этих тем учащиеся знакомятся с понятиями добра, дружбы, любви, счастья.
Имя существительное | Глагол | Имя прилагательное | Другое |
love | love | sad | best |
friend | like | happy | very well |
| | nice | How are you? проявление вежливости |
help | help | fine | I’m from Russia. осознание себя гражданином своей страны |
book | | great | |
teacher | kiss | Dear, обращение в письме (социокультурный аспект) | |
| | little – разговорный вариант АЯ, подчеркивает положительное отношение к игрушке, питомцу, брату, сестре | |
doctor | | kind | |
driver | | glad | |
worker | | good | |
engineer | | | |
Приложение 4
Кем ты хочешь быть
В 3 классе (2006 г.) учащиеся видели свои будущие профессии исходя из своих идеалов или занятий своих родственников. Когда в 8 классе их спросили, кем они видят себя в будущем, половина учащихся назвали другие профессии.
3rd Form May, 26, 2006
What do you want to be? I want to be a … / an …
Form 3 A | Name, surname | What he / she wants to be |
1 | Vladimir Miranovich | doctor |
2 | Vladislav Gerasimov | engineer |
3 | Egor Lyashenko | coach |
4 | Yulia Potapova | designer |
5 | Veronika Alekseeva | interpreter |
6 | Maria Shegurova | designer |
7 | Ilya Koregin | miner |
8 | Kristina Orlova | customs officer |
9 | Arina Antipova | interpreter |
Form 3 B | Name, surname | They want to be |
1 | Karina Barulina | singer |
2 | Ksenia Zatekina | dancer |
3 | Elizaveta Nizovtseva | doctor |
4 | Aleksei Loginov | truck driver |
5 | Elizaveta Demyanenko | nurse |
6 | Nikita Zavodov | policeman |
7 | Oleg Korsakov | fireman |
8 | Aleksandr Vlasov | policeman |
9 | Mark Trifonov | Отсутствовал , когда задавался вопрос о том, кто кем желает быть когда вырастет |
Приложение 5
Профессии
Когда в 8 классе я спросила своих учащихся, кем они хотят быть и кем видят себя в будущем, половина учащихся назвали другие профессии. Изменению мечты могли способствовать их успехи в школе, востребованность профессий на рынке труда, примеры старших друзей, расширение лексики по теме «Профессии», а также внедрение подтем, связанных с профессиями, в учебную программу. В таблице приводится систематизация лексики английского языка по теме « Профессии», изучение которой предусматривается образовательной программой по классам и которая может потребоваться учащемуся в любом классе.
Класс | Лексика по теме «Профессии» |
2 | doctor, driver, dentist, cosmonaut, engineer, pilot, teacher, worker, sportsman, vet |
3 | composer, computer programmer, cook, farmer, footballer, poet, shop-assistant, zookeeper, waiter, waitress |
4 | actor, actress, architect, fireman, journalist, magician, tailor, writer, dressmaker, baker, builder, electrician |
5 | carpenter, sailor, baker |
6 | environmentalist, ecologist, dressmaker, judge, lawyer, salesman, scientist, |
7 | photographer, interpreter, translator, conductor, sailor, seaman, coach, boxer |
8 | architect, ballet dancer, customs officer, conductor, baker, dressmaker, judge, physician, estate agent, electrician, lawyer, chemist, carpenter, guide, librarian, mathematician, trainer, astronomer |
9 | actor, artist, commentator, designer, journalist, musician, nurse, reporter, scientist, sailor, shop- assistant, |
10 | ambassador, barber, ballerina , fashion designer |
11 | composer, conductor |
Дополнительную лексику по теме «Профессии» нужно вводить в зависимости от востребованности на разных ступенях обучения.
2 класс – singer, dancer, designer, policeman, nurse, officer, mechanic, miner
3 класс – coach, customs officer, interpreter, guide, fireman, waiter, businessman, hairdresser, barber, astronaut
4 класс – steward, stewardess, guitarist, librarian, musician, florist, gardener
5 класс – judge, surgeon, sailor, seaman
6 класс – psychologist
7 класс – officer, sailor, detective, designer
8 класс – painter, plumber, geologist,
9 класс – mathematician, physicist, biologist, chemist, model,
10 класс – estate agent, lawyer, beautician, cosmetician, editor
11 класс – copywriter, psychologist, journalist, sociologist
Если учащемуся требуется определенное слово, он должен узнать его! Он не должен ждать, когда придет время учить его в рамках учебной программы.
Приложение 5.2.
Интервью у прохожих о Выборге.
1 Excuse me. Do you think you could spare me some time?
2 Well… My first question. Could you tell me if you live in Vyborg?
3 I’d like to know how you make a living? ( What are you?)
4 Would you mind telling me where you come from?
5 I wonder if you could tell me how large your family is?
6 Could I ask if you like reading magazines?
7 Do you know where Lenin Street is?
8 Could you tell me if you have been abroad? How many times?
9 Do you know where the Hermitage is?
10 Can you tell me how many people live in Vyborg?
Приложение 6
К использованию метода проектов
В рамках темы «Россия – мое Отечество» (подтема «Великие люди России» 7кл.) учащиеся работали над созданием презентаций. Само собой разумеется, потребовалась значительная подготовительная работа, которая осуществлялась в целостной системе: выбор значимого в исследовательском, творческом плане человека, умершего или ныне живущего, интегрированное знание, исследовательский поиск, создание текстового файла, создание продукта ( презентации) и выступление с защитой проекта. Целью создания продукта было расширение общего уровня культурного развития, повышение уровня гражданского –патриотического сознания и усиления интереса к отдельным профессиям.
Как создавался проект « Что я знаю о Великой Отечественной войне»
Перед праздником Великой победы на уроке иностранного проводился «Круглый стол», во время которого учащиеся под руководством учителя, говорили о том, что знают они о Великой Отечественной войне.
Учащиеся вспоминали то, что они слышали раньше, от учителей, от дедушек и бабушек про своих родственников, о том, как была развязана кровопролитная война, как сражались люди на фронтах и ковали победу в тылу. Далее создавалась проблемная ситуация, а будут ли и дальше люди помнить о том, что было в 1941 – 1945гг как это было, сможет ли подрастающее поколение передать смысл и цели той войны. Были неоднозначные высказывания, каждому желающему было предоставлено время. Те, кто мало знает сейчас, не уверены, что они смогут донести до своих детей много, а кто-то уверен в другом. Затем в школе была ставшая традиционной Лента памяти с образованием на стадионе огромного круга учащихся и учителей, взявшихся за руки, с воздушными шарами, написанными именами участников войны и прикрепленными к шарам. Отпуск шаров в небо- момент торжественности, когда дети переполнены глубокими чувствами, представляя себе то, как это было, на уровне своего возраста и сознания. Потом дети ходили на Военный парад в городе.
А после праздника я попросила класс подготовить презентации на тему « Что я знаю о Великой Отечественной Войне». Эта педагогическая технология предусматривала не только интеграцию знаний, но и приобретение новых. Это были творческие проекты, целью которых ставилось включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Дети выходили и говорили, что они знают, и каждый чему-нибудь учился у другого, и налицо были субъект-субъектные отношения и интерактивные подходы и методы обучения как средство формирования предметных компетенций.
Приложение 7
К форме контроля по электронной почте
Одной их форм нравственного воспитания школьников на интегрированных уроках (английский язык + биология) по темам « Защита окружающей среды», «Вымирающие животные» явилось написание сочинений по этим темам. Указанные проблемы рассматривались в 7 классе как важные сопутствующие к теме « Расширение знаний о мире» (‘Exploring the World’)
Взаимодействие способствовало индивидуально—личностному развитию учащегося, т. к . обратная связь происходила по интернету. Учащийся присылал сочинение по электронной почте и получал проверенный вариант с рецензией. Затем были созданы упомянутые презентации на одну из указанных тем, обучающей целью которых было совершенствование проектировочных умений. Учащиеся следовали примерному плану: общие экологические проблемы, наиболее серьезная с их точки зрения проблема, как можно помочь окружающей среде. Не все работы были идеальными, а некоторые далеки от идеальных, но все учащиеся прислали письма с приложенным файлом сочинения. Они не боялись быть наказанными плохой отметкой. Разбора работ в группе, кто как написал, не проводилось. Мотивирующим фактором для выполнения работы была возможность получить помощь учителя каждому, в чем несомненный плюс взаимодействия по email или Skype, кто имеет соответствующее соединение. Для меня было важным увидеть и услышать мнение и вид на проблему учащимся, а не дать ему готовый ответ. Употребление эмоционально- отрицательных слов свидетельствует о том, что ученик понимает как нельзя поступать, как это плохо губить природу, а следовательно, он будет совершать нравственные поступки.
Приложение 8
От проектной дети переходят к научно-исследовательской деятельности. Три школьника состоят в научном обществе учащихся (НОУ) школы. Здесь приводится таблица участия моих школьников в данном виде деятельности. Все учащиеся успешно выступали на научно-практических конференциях, стали победителями или призерами.
Темы, участники, результаты и выводы
1 «Некоторые сходства и различия английского и немецкого языков»
Ковалев Кирилл, 7кл. начал изучать второй иностранный в 7 классе. Тема способствовала пониманию того, как один иностранный язык может помочь в изучении второго. Победитель районной научно-практической конференции « Мой Край в судьбе России», работа выложена на сайте http://nemuch.ucoz.ru
участвовал в Межрегиональной научно-исследовательской конференции культурологической направленности «Литература. Читатель. Время») 07. 04. 2011
2 «Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка»
Даниил Берендеев, 6кл. провел обширное исследование двух вариантов АЯ - Br E Am E, что помогает ему успешно общаться с учеником параллельного класса
Герасимовым Алексом, который 13 лет прожил в США. Имеет место практическое использование в диалоге культур. Призер З-ой районной научно-практической конференции « Мой Край в судьбе России». ( Диплом прилагается)
3 «Этимологическое исследование английских слов ‘space, ‘cosmos’, ‘universe’»
Даниил Берендеев, 7 класс, призер школы по итогам апрельской конференции (Диплом прилагается).
Прилагается реферат Даниила Берендеева « Этимологическое исследование лексических единиц современного английского языка «space» , «cosmos», «universe». Выбор темы исследования был обусловлен Годом Космоса.
4 «Сравнительный анализ лексики английского и немецкого языков на тему « Космос». Проводился на основе выражений русского языка, которые появились в словаре после полета Ю. А. Гагарина в космос.
Кирилл Ковалев, 8кл. занял третье место в 4-районной научно-практической конференции « Мой Край в судьбе России» Прилагается Введение из реферата. (Диплом призера пока не выдан).
5 «Отличительные особенности разговорного английского языка».
Выявлены лексические, грамматические , фонетические отличия разговорного английского языка от литературного. Алексеева Вероника, 8кл, занимается научно-исследовательской деятельностью первый год. На 4- ой районной научно-практической конференции заняла третье место (Диплом призера пока не выдан). Усвоила культурные нормы и социальные роли участников неформального общения с использованием разговорного английского языка.
Вывод: Начав научно-исследовательскую деятельность, учащиеся не хотят останавливаться на достигнутом, так как им понятно, какого вида работа должна быть, чем необходимо заниматься, как проводит сравнения и делать выводы. Интерес учащихся к исследованиям в целом по школе растет из года в год.
Флэшкарта. Папка «Участие в НОУ»
Участие в научно-исследовательской деятельности
Кол- во работ | Учебный год | Тема исследования | Кто выполнил | Место в школе | Место в районе |
2 | 2009 - 2010 | «Некоторые сходства и различия английского и немецкого языков» | Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка | Ковалев К. 7 кл, Берендеев Д. 6 кл | II III | I II |
3 | 2010 - 2011 | Отличительные особенности разговорного английского языка | Этимологическое исследование английских слов ‘space, ‘cosmos’, ‘universe’ | Сравнительный анализ лексики английского и немецкого языков на тему « Космос» | Алексеева В. 8 кл Ковалев К. 8 кл, Берендеев Д. 7 кл | II – | III III ⃰обоим учащимся присудили 3 место |
Приложение 9
Пословицы и поговорки — прекрасное средство воспитывать нравственность и культуру поведения, поскольку они сами есть плод народной мудрости, несут мораль, что хорошо, что плохо. Пословицы присутствуют в школьной программе в большом количестве. Здесь выделены те из них, с которыми автор работала на разных ступенях обучения, используя их для развития умений в устной речи, и письме, и которые могли бы помочь другим учителям строить процесс обучения с применением метких образных изречений, обобщающих типичные явления жизни и имеющие назидательный смысл. К большинству проблем, обсуждаемым на уроке, можно подобрать пословицу или поговорку, смысл которой учащиеся улавливают быстрее, если она приводится в контексте.
Приложение 10
К серии уроков по теме
«Хулиганство» как способ воспитания нравственности человека методом от противного.
Автор работает в школе с углубленным изучением английского языка, где, как стало ясно после проведения серии уроков по теме, нет проблемы террора одного ученика или группы учащихся в отношении их одноклассника. Данная проблема является актуальной для школ Британии, как видно из используемых источников, Швеции, где автор данной работы участвовала в обсуждении этой проблемы в 2006г. Тем не менее, мы не исключаем, что проблема может быть в некоторых школах России и Выборга.
На уроке аудирования воспитывались духовно-нравственные качества личности, способной проявлять сочувствие к проблемам других, развивалось умение оценивать уровень комфортности на уроках и в школе, осуществлять продуктивные и репродуктивные речевые действия и проявлять догадку.
Урок чтения по проблеме террора знакомил учащихся с международной проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников. На нем развивались все виды чтения: ознакомительное, изучающее и поисковое, умения работать в парах и группах, проводить соцопросы, высказываться об отношениях с одноклассниками. Главным воспитательным аспектом было воспитание норм общественного поведения.
В обсуждении использовался проблемный метод, позволяющий развивать продуктивные умения, находить варианты решения проблемы, отстаивать точку зрения, подкрепленную аргументами, развивать творческую активность, и включать учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.
Приложение 11
В прилагаемых текстах содержится востребованный материал на английском языке об экологии, Москве, Санкт Петербурге, Третьяковской галерее, Репине, Ломоносове. Тексты позволят расширить знания о своей стране, важнейших экологических проблемах, выдающихся людях России. Учителю предоставляется возможность работать с ними по своему усмотрению. От чтения переходить к говорению, заполнять таблицы, и по форме составлять презентации - один из способов использования материала.
Образцы сочинений учащихся
Environmental problems
1
I think the environment is really important. Now people are destroying the planet. They are polluting rivers, cutting down forests, killing animals. We should solve these problems and save our planet. It is our home and we should take care of it!
However, the biggest environmental problem of all is producing harmful gases which are changing the Earth’s climate. One of the effects of these gases is global warming. It can affect our lives. These changes may cause more storms, draughts and floods on the planet. For example, if the ice caps at the poles start to melt, the sea level will go up and some countries might disappear.
I think the biggest environmental problem in Vyborg is pollution. There is too much litter everywhere. If everybody tried not to drop it, Vyborg might be the cleanest town in Russia!
Another problem comes from cars. They produce toxic gases? Which people have to breathe in. Gases from cars are really harmful to our health. The problem with cars might be decided if people started to using hybrid cars.
Ordinary people can do a lot to help the environment. As for me, I try to contribute to saving the planet. My family and I collect old things such as paper and batteries and send them to recycling. I turn the lights off when I leave the room. I use reusable bags when I go shopping and use rechargeable batteries for my CD player. I never drop litter when I go picnicking. My classmates and I clear up the territory around the school.
Vladislav Chorny, 7 ‘A’ form
2
Nowadays a lot of animals are in danger of extinction. They are buffaloes, salamanders, sharks, tigers, penguins, rhinos and others. One of the endangered species is the white tiger.
Well…, first about what the tiger looks like. It has wonderful white fur with black stripes all around the body. They are about 3 metres long and weigh up to 350 kg. The number of these beautiful animals is decreasing. We should save them for future generations.
Where do threats to tigers come from? Well, ... the biggest problem is poaching. Poachers kill white tigers and other animals for their valuable fur. Another problem is deforestation and polluting water. Lots of trees are cut down and because of that animals lose their habitats. Factories and plants dump industrial waste into rivers and a lot of fish die.
I’ve already mentioned that the population of tigers is going down. People should take care of them as well as the other endangered animals. There are some organizations to help animals such as World Wide Fund or WWF. People who work for these organizations arrange meetings and call everyone to protect animals which are in danger of extinction.
Ordinary people can always do something in order to help animals and birds. As for me, I do as follows. In the winter I put feeders and if there is a sick animal I take it to a vet or to an animal shelter. In my opinion, all people can take care of nature.
Anzhelika Tsibulskaya, 7 ‘B’ form
3
People should save the Earth because they live on it. It is their home. They cannot cut down trees or poach endangered animals and fish. They should stop destroying the planet!
In my opinion, global warming is the biggest environmental problem in the world Scientists say that life may die because of it.
However, in my area there is a terrible air pollution. It’s a very serious problem. Gases from factories and cars pollute the air we breathe and cause acid rains, which do harm to people and nature. It is a terrible problem because we have to breathe poisoned air. There are too many cars in our small town. Local council should encourage people to use public transport more often than private cars. And too many trees in the forests are cut down. Trees are a source of oxygen and they should be kept but not destroyed.
Another serious problem is water pollution. Factories dump industrious waste into the gulf, rivers and lakes. A lot of fish and animals die because their habitats are destroyed.
We must protect the environment. We should plant new trees because they produce oxygen. In factories good filters should be installed not to give dangerous waste go into water.
School children should also do a lot of useful things. We do already. My classmates and I collect litter, clear out parks and streets and the area around the school building. I personally, always turn the lights off if I don’t need them, use re-usable bags when I go shopping. I never drop litter in the street. In our flat we use energy-saving light bulbs.
Think of the planet and help it to survive!
Viktoria Lavrova, 7 ‘B’
We all know that a lot of animals have to survive. They are in danger of extinction. Some of them are polar bears, sharks, buffalos, gophers, tigers.
One of the endangered animals is the musk-rat. It's a small brown animal with short legs and a long tail. It is 18 to 22 cm long and weighs up to 520 grams.
Almost all threats to animals come from people. One of the threats is deforestation. People cut down forests and because of that animals lose their habitats. Another threat comes from poachers. They hunt animals and kill too many of them. They do it for fur, tusks, skins, meat.
But we could save a lot of animals. We should open more reserves and sanctuaries. We must hang feeders for birds in the winter. If you see a wounded animal you can take it to a vet or an animal shelter. We should clean litter away when we go picnicking.
There are many helping organizations. One of them is the WWF. Its members raise money for building new reserves. They arrange meetings against illegal hunting.
There are a lot of programmes about animals on TV. I often watch some of them. My favourite one is called Wild Nature. It describes the lives of animals and their behavior. I have learned a lot from this program already.
Dmitry Iodchik, 7 ‘A’form
22