Заседание городского методического объединения учителей физики г. Свердловска
на базе Свердловского лицея № 1
Луганской области
Тема: «Новые информационные технологии в
обучении физики».
Автор: Асеев И. Г. – учитель-методист высшей категории,
руководитель школьного методического объединения
учителей физики
1. Актуальность рассматриваемой темы.
Современные достижения науки и техники не могли не отразится на особенностях методики школьного обучения. Особенно это заметно на примере развития компьютерной техники. Век массовой «мобильной» связи и всеобщей компьютеризации производственной, банковской, общественной и др. деятельности настоятельно требует изменения в подходах и методах обучения. И, если в вузах эта проблема уже успешно решена, то для современной школы она до сих пор остается актуальной. Этому есть несколько причин:
- отсутствие должного компьютерного обеспечения большинства школ;
- отсутствие необходимого уровня владения компьютерной техникой работающих учителей;
- недостаточность или полное отсутствие программного обеспечения;
- отсутствие должной мотивации учителей, применяющих компьютерную технику на уроках;
- ограниченный доступ школ к всемирной информационной сети «ИНТЕРНЕТ»;
- отсутствие методики технологической адаптации существующих компьютерных программ относительно учебных планов по предметам обучения и др.
Поскольку наша школа работает в системе эксперимента по внедрению новых инновационных технологий, мы имеем возможность доступа к лицензионной базе разрабатываемых сегодня компьютерных программ по всем школьным предметам. Наличие должной базы современной компьютерной техники и творческих учителей позволяет осуществлять практическое внедрение компьютерных технологий на уроках.
2. Особенности программы «ФИЗИКА-11».
Более трех лет я участвую в программе по внедрению обучающих программ по физике. В 2007г. школой были получены новые компьютерные программы по физике и астрономии для 11-х классов. Эти программы существенно отличаются от предыдущих обучающих программ целым рядом моментов:
- современный качественный интерфейс, позволяющий легко пользоваться данной программой;
- применение качественных аудио- и видео сюжетов;
- удобная база справочного материала по всему курсу физики;
- наличие всех видов урочной деятельности (изучение нового материала, проведение лабораторных работ, осуществление контроля и самоконтроля при изучении каждой темы и др.);
- наличие примеров решения типичных задач по рассматриваемой теме;
- наличие режима «КОНСТРУКТОР УРОКОВ», позволяющего учителю самостоятельно выбирать и монтировать необходимый объем и уровень изучаемого на уроке материала, в зависимости от профиля и уровня подготовки учащихся классов;
- возможность дополнительного пополнения существующей в программе информационной базы.
Все это делает данные программы очень гибкими и легко адаптируемыми к условиям любой школы и особенностям личности учителя. Не буду пока останавливаться на ряде существующих недостатков, полный и качественный анализ которых можно будет сделать лишь по окончанию эксперимента, скажу лишь главное – программа позволяет любому учителю сделать широкий выбор объема и этапов ее применения, т. е. может претендовать на универсальный характер.
3. Практическая работа с программой «ФИЗИКА-11».
3.1. Общие сведения о программе и ее возможностях.
- работа с главной страницей, выбор режимов меню, рассматриваемых тем;
- работа с алфавитным указателем;
- работа со справочными материалами;
- обзор лабораторных работ и тематики учебного материала
3.2. Демонстрация возможностей отдельных тем.
Тема №1 «Опыты Фарадея».
Просмотри анализ видео сюжетов опытов №1 - №6
Данные опыты выполнены в режиме видео съемки с озвучением демонстрируемых физических явлений, что позволяет более детально анализировать суть рассматриваемого явления электромагнитной индукции.




Тема №6 «Правило Ленца».

Тема №24 «Свободные колебания в колебательном контуре».
Тема №31 «Трансформатор».

Тема №36 «Передача информации с помощью электромагнитных волн».
Тема №47 «Дисперсия света».


Тема №54 «Принцип относительности Эйнштейна. Относительность одновременности».
Анализ и обсуждение просмотренных фрагментов уроков.
3.3. Демонстрация возможностей выполнения лабораторных работ.
Лабораторная работа №1 «Изучение явления электромагнитной индукции»

3.4. Демонстрация программы «АСТРОНОМИЯ-11»

4. Подведение итогов заседания.


8