УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, МЫ РАДЫ СЕГОДНЯШНЕЙ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ!
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ВОСПИТАНИЕ- ПРОЦЕСС ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО- АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
- Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
- Какие методы и приёмы применять для воспитания современной конкурентоспособной личности?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
- Как остаться педагогически грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка в соответствии с современными требованиями?
- Какую личность мы должны воспитать?
- Какие методы ВР самые эффективные сегодня?
КАКУЮ ЛИЧНОСТЬ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ?
- Духовный человек, обладающий жаждой познания и самопознания, потребностью к преобразующей деятельности, умеющий нести добро, понимающий и создающий красоту окружающей среды, отношений.
- Компетентный человек, имеющий интеллектуальные умения и фундаментальные знания по основным научным дисциплинам, которые позволяют ему овладеть любой профессией с научной глубиной и совершенствовать свое профессиональное мастерство в течение всей жизни.
- П рактико-ориентированный человек, отличающийся трудолюбием, ориентирующийся в современных социальных и экономических реалиях общества, умеющий использовать современные научно-технические средства в своей деятельности.
КАКУЮ ЛИЧНОСТЬ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ?
- Свободный человек, который в любой ситуации спонтанно, свободно и добровольно выбирает свои действия и чувства.
- Ответственный человек, который отвечает за последствия любых своих действий, умеет уравновесить свои потребности, выбирая варианты поведения, наиболее полно удовлетворяющие его, но оставаясь в гармонии в другими людьми и окружающим миром.
- Творческий рефлексивный человек, саморазвитие и самоактуализация которого возможна именно на основе потребности рефлексии своих чувств, мыслей, деятельности и т.д.
КАКУЮ ЛИЧНОСТЬ МЫ ДОЛЖНЫ ВОСПИТАТЬ?
- Гражданственно-гуманистическая направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации.
- Открытый человек умет слушать себя и других, он естественен.
- Принимающий себя и доверяющий себе человек , живущий ценностями, которые он открыл в себе, осознающий свои истинные чувства, способный выражать себя своим собственным уникальным образом.
- Понимающий и принимающий других, человек, умеющий встать на позицию другого, эмпатически воспринимать чувства другого.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ :
- устранение воспитательных затруднений;
- организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
- выработка новых подходов к осуществлению воспитания ;
- выработка стратегий воздействия на учащихся;
- устранение собственных недостатков;
- экспериментально-исследовательская работа
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛАХ
- нацеленность на конечный результат;
- системный, целостный подход к выбору содержания воспитательной работы
- разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывность и управляемость воспитательной работы;
- связь с жизнью;
- гибкое реагирование на поступающую информацию;
- творческий, активный характер;
- оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов в воспитании школьников;
- преемственность воспитательской работы;
- взаимосвязь субъектов воспитательной системы;
- согласованность и последовательность в осуществлении инновационных преобразований;
- рациональность распределения времени на учебную, воспитательную и методическую работу
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ :
- 1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
- 2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
- 3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни - это суть гумманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности- рисование, музыка, прикладное творчество и др.
- 4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.
- 5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЕ :
- 6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, различных клубов по интересам.
- 7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
- 8. Укрепление сотрудничества детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитаника осуществляется воспитание – передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
- 9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания .
- 10. Создание условий для повышения квалификации учителя и воспитателя, его профессионального роста, так как ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу – образованному, гуманисту – интеллигенту, настоящему профессионалу и НОВАТОРУ .
РЕЗУЛЬТАТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ГОТОВОГО К ПОСТОЯННОМУ ИЗМЕНЕНИЮ, РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБНОГО НА ОСНОВЕ УСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖИТЬ ЭСТАФЕТУ ПОКОЛЕНИЙ.
В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БОЛЬШИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ (ТЕРМИНОЛОГИЯ M.В. КЛАРИНА):
- метод систематического исследования-решения проблем с выходом на социальное проектирование, метод коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности, метод игровой имитации, метод моделирования.
- метод систематического исследования-решения проблем с выходом на социальное проектирование, метод коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности, метод игровой имитации, метод моделирования.
- метод систематического исследования-решения проблем с выходом на социальное проектирование,
- метод коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности,
- метод игровой имитации,
- метод моделирования.
МЕТОД СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ-РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
- Принципиально строится как совместная деятельность
- Исходный момент - ситуация или утверждение, которые содержат трудно примиримое противоречие.
(Например, хочу роликовые коньки, но не имею возможности приобрести их легальным, законным путем)
Мини-исследования в группах ведутся по традиционной схеме групповой работы. Основная задача группы – выработать коллективное решение по своему вопросу . Далее группы презентуют выработанные решения и позиции. Понятно, что у каждого варианта появятся свои сторонники и противники. Защищая свою позицию, приводя подкрепляющие её аргументы, учащиеся глубже прорабатывают предложенную идею. Педагог не комментирует идеи детей, воздерживается от оценочных суждений по отношению к содержанию высказываемых идей, но использует каждый вариант как толчок к дальнейшему размышлению. Не беда, что ребята уйдут с занятия, не достигнув консенсуса, главное, что они осознают вариативность исхода любой проблемы. Организуя обмен мнениями, учитель управляет схемой исследования. Совместно обсуждая ситуацию, школьники сами определяют, насколько выбранная стратегия способна привести к приемлемому решению, т.е. создают общее смысловое поле . Кроме того, здесь обозначаются вероятные пути альтернативных стратегий, помогающие выбрать наиболее перспективную из них. В этом процессе учителю отводится важная роль: он является активным координатором обсуждения жизненности выбранной стратегии, так как уже на этом этапе он видит ее уязвимые места, которые позже неизбежно приведут к пересмотру проделанной работы, частичному или полному отказу от сделанного и возврату на исходные позиции.
Принимаемые решения подвергаются экспертизе с позиций нравственного идеала и социально одобряемых ценностей. Проблема моральной ответственности за последствия выбора проходит особым звеном в цепочке всей работы. Школьники учатся учитывать последствия принимаемых решений. Если принятое решение удачно, оно вызывает именно те последствия, на которые учащиеся рассчитывают. Если принятое решение оказывается ошибочным, то его влияние может быть далеким от расчетов и прогнозов. Социально значимые результаты сделанного выбора должны стать предметом ученических дискуссий, в ходе которых детально прогнозируются последствия реализации решения.
Добавим, что метод систематического исследования-решения проблем ведет к развитию нового проблемного видения , которое включает в себя усмотрение и анализ значимой проблемы, разработку варианта решения, выбор оптимального решения, прогнозирование последствий, принятие на себя ответственности за ближайшие и отдаленные последствия. В ходе решения проблемы учащиеся могут выйти на социальный проект.
«ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ» ДРАМА 2013Г. РЕЖИССЕР: АЛЕКСАНДР ВЕЛЕДИНСКИЙ ПО ОДНОИМЁННОМУ РОМАНУ АЛЕКСЕЯ ИВАНОВА
- 1 сторонники учителя, его методов
- 2 противники учителя, его методов
- 3 сторонники учеников, их поведения
- 4 противники учеников, их поведения
МЕТОД КОММУНИКАТИВНО-ДИАЛОГОВОЙ (ДИСКУССИОННОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Воспитательные возможности этого метода обусловлены рядом обстоятельств.
- Во-первых , убеждения и ценности нельзя передавать тем же путем, что и научное знание. Чужие размышления, действия, сомнения вовсе не являются крепким основанием для построения собственной системы ценностей. Эта работа должна быть проделана самим человеком. Наиболее действенно она происходит в столкновении мнений, точек зрения, позиций, т.е. в диалоге. Отстаивая собственное мнение, ребенок видит, что существуют другие точки зрения по спорному вопросу, сталкивается с иной логикой, другим способом понимания ситуации. Благодаря этому вопрос очерчивается рельефнее, глубже, с разных сторон.
- Во-вторых , То, что тогда казалось истинным, сегодня опровергнуто. Истина рождается не в голове отдельного человека, а в общении людей, в их диалоге .
- В-третьих , ведущим видом деятельности подростков, как известно, является интимно-личностное общение (по Д.Б. Эльконину). главная причина его присутствия в школе – общение со сверстниками. Поэтому методы воспитания и обучения, используемые в работе с подростками, должны предусматривать возможность общения, диалога.
- В-четвертых , низкая дискуссионная культура, нетерпимость к инакомыслию , навязывание и агрессивное продавливание своей точки зрения – часто встречающиеся составляющие процесса выработки и принятия решения многих политических и государственных деятелей российского общества. Овладение культурой демократического общества – актуальная для российских граждан задача.
- В-пятых , дискуссия позволяет взглянуть на исследуемую проблему многоаспектно, с разных точек зрения , носителями которых выступают ребята. Высвечивание разных граней, нюансов, оттенков исследуемого вопроса приучает подходить к решению ситуаций взвешенно и обдуманно. Следуя И.В.Гете, «о чем не переговоришь, того не продумаешь как следует».
- В-шестых, обсуждение проблем в режиме дискуссии позволяет включить в рассмотрение вопросы, связанные с «моими» потребностями, вести разговор «моим» языком, выявить значимое для «меня» отношение.
- В-седьмых , дискуссия на занятии с детьми включает учащихся в сложный аналитико-синтетический процесс, связанный с конкретизацией абстрактных данных, усмотрением в частном общего, переосмыслением одного и того же объекта или явления, быстрым реагированием на выступления оппонентов с опорой на знания и сложившийся опыт. В конечном итоге происходит формирование обобщений высокого уровня, обеспечивающих в дальнейшем применение усвоенных знаний в реальной жизни.
- На практике метод дискуссионной деятельности чаще всего реализуется через:
- управляемую дискуссию
- разворачивающуюся интригу .
- мозговой штурм.
- развивающуюся кооперацию.
МЕТОД ИГРОВОЙ ИМИТАЦИИ
- позволяет включить в воспитательный процесс «проживание» конкретных ситуаций.
- Например ситуация «Выборы в СССР», описанную М. В. Клариным.
ПЕСНЯ ПРО УЧИТЕЛЕЙ НА МЕЛОДИЮ «НАШ СОСЕД»
- Дорогие педагоги, начинаем песни петь,
- Не всегда же только будни, надо праздники иметь.
- От печальных да унылых и в работе малый прок,
- Не умеешь веселиться –
значит ты не педагог!
ра-ра-там-там
- Никогда не забывайте, что Макаренко сказал:
- «Я бы мрачных педагогов близко к детям не пускал!
- Это что же за учитель, не умеет песни петь,
- Без улыбки, без веселья все мы можем умереть.
- Припев: там-там-тара-ра-ра-там-там
- Если ты одну науку будешь нам твердить весь век,
- Обучающий ты робот, очень скучный человек.
- Да и в этом обученье тоже можно пострадать,
- От такого автомата ведь мы можем убежать.
- Припев: там-там-тара-ра-ра-там-там
- Уж такая ваша доля – в новом духе надо жить,
- Если «рэп» сегодня в моде – надо «рэп» вам разучить.
- И не жалуйтесь на годы, наши славные друзья,
- Вам сегодня 18, старше быть никак нельзя.
- Припев: там-там-тара-ра-ра-там-там
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И АКТИВНУЮ РАБОТУ!
- Давайте ВСЕГДА и ВО ВСЁМ стремиться к лучшему!