Новые подходы к словарно - орфографической работе на уроках русского языка.
А.М.Горький в одной из своих статей писал "Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы, в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового, и все требует новых словесных форм". Это актуально и в наши дни.
Одним из важнейших этапов уроков русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из "словарика", с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.
В силу недостаточной разработанности вопроса представления нового слова из "словарика" эта часть словарно-орфографической работы проводиться зачастую формально, однообразно, неинтересно. Преобладающими являются приемы определения нового слова с помощью загадки, нахождения его в контексте, пословице или простого сообщения учителем темы словарно-орфографической работы.
Между тем представление нового слова призвано формировать заинтересованное отношение учащихся к предстоящей учебной деятельности и при определенном пересмотре методики его проведения, использовании нетрадиционных приемов может существенно повысить эффективность словарно-орфографической работы, активность школьников, обеспечить на данном структурном этапе урока его развивающую направленность.
При работе со словарными словами необходимо учитывать возрастные особенности мышления младших школьников.
Как известно, мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства у них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
2. Заинтересованность. Легче запомнить то, что интересно.
3. Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
4. Образность запоминания. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Для запоминания словарных слов этим способом используются рисунки. Эти рисунки дети выполняют на буквах, которые вызывают трудности при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.
Как работать со словарными словами.
1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске или вывесить на плакате.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие могут продемонстрировать свои варианты на доске.
Как рисовать
- На букве "О" очень легко нарисовать помидор, буква "И" - это ножи, которыми его можно резать
П О М И Д О Р
- Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика
К Р А П И В А
- Из бананов очень легко можно выложить букву "А", но невозможно сделать букву "О"
Б А Н А Н
- Не бывает аллей без деревьев, а еще по аллеи гуляют люди, и не один - два, а много
А Л Л Е Я А Л Л Е Я
- Это слово очень легко запомнить
К А Р А Н Д А Ш
- Но какой восход без солнца?
В О С Х О Д
- Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или эскимо
А П П Е Т И Т
- Конечно, в середине этого слова должны быть хоть небольшие ступеньки
Л Е С Н И Ц А
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднение при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок обязательно должен соответствовать смыслу слова.
Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запоминать словарные слова, но и развивать воображение.
В работе со словами и "словариком" применяю новый подход, сущность которого можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификации интеллектуального развития школьников, достигаемых за счет субъективизации процесса обучения, с помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слова по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), ученики самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые мною упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные черты.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. при их выполнении у детей развивается устойчивость распределения и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность.
Например:
Учитель говорит: "Вы сможете определить новое слово из "словарика", если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек в каждом из них" (искомое слово "медведь")
Е : | | | | Д : : : | | Д .: |
| | М . | | | | |
В : : | | | | Е : . : | | Ь : : . : |
Постепенно количество конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так, учитель сообщает: "Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова - "учитель".
Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили?" (начали с прямоугольника поменьше, а затем к большему)
По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний, учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, предлагается учащимся: "Внимательно посмотрите на данную запись и назовите два слова из "словарика", с которыми мы познакомимся на уроке".
| . | . | | . | . | | . | . | | . |
О | З | А | Б | В | Т | Е | Р | А | Д | К |
. | | | . | | | . | | | . | |
"Какие это слова? Как вы их нашли?" (нашли по точкам - "обед", "завтрак").
С помощью двух последних заданий продолжается дальнейшее совершенствование интеллектуальных качеств учащихся, развитие которых обеспечивалось использованием предыдущего приема. Вместе с тем уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно сосредоточенно мыслить, мобилизовать интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.
Вторая группа
Эту группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, кодами, шифрами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь так же просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова.
Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: "Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3 , 1, 11, 6, 12, 13, 1
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8
Каждому числу соответствует определенная буква:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
а, г, к, о, р, у, ф, ь, л, е, п, с, т
"Какие это слова?" (искомые слова - "капуста", "картофель")
Пример задания с частичными указаниями учителя: "Внимательно посмотрите на данный шифр:
3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
1, а, м, н, о, р, к, в, у
2, с, г, д, я, л, ч, ц, т
и ключ к нему: 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-4, 1-3,
Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке: (искомое слово "солома")"
В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты.
Например: "Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке." (искомое слово - "береза")
п ф б к т х е ш с р ч ё щ з ц а
При изучении темы "Местоимение" можно предложить учащимся такое задание: "Каждому данному местоимению соответствует определенная буква, указанная в скобках: мне (с), меня (е), я (б), меня (е), обо мне (а), мной (д). Вы сможете назвать новое слово из "словарика", с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расположить местоименные формы в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные в скобках (искомое слово - "беседа").
В целях совершенствования орфографической зоркости в процессе изучения различных тем курса русского языка можно использовать такое задание: "Прочитай написанные на досске слова: выд...вить, охр...нять, б...лезнь, кр...ситель, зню...чение, умн...жать, аб...жур, слю...мался, л...ксает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная "а", и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке." (искомое слово - "вокзал")
Для дальнейшего развития основных свойств внимания, оперативной памяти задания такого типа постепенно усложняются за счет главного увеличения количества ориентиров при поиске искомого слова.
Например, учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далекая деревня, дорогое украшение, акварельная краска. Предлагается детям задание: "Напишите словосочетание, соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная "а". Вы узнаете новое слово из "словарика". (искомое слово - "свобода")
Если на уроке ставится цель повторить или обобщить изученное, то на нем вполне уместно упражнение с таким заданием: "Вы назовете новое слово из "словарика", с которым мы познакомимся на уроке, если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы - ответы"
Схема 1
(1-ая буква)
Схема 2
(2-ая буква)
Схема 3
(3-ая буква)
Схема 4
(1-ая буква)
Схема 5
(2-ая буква)
Схема 6
(3-ая буква)
Схема 7
(7-ая, 8-ая буквы)
Неопр.ф. глагола |
| | | | | |
-ешь | -ть | -ет |
Чтобы расшифровать схему, учащиеся сопоставляют ее части и рассуждают вслух (при коллективной работе) или про себя (при индивидуальной). Так, по первой схеме рассуждение может быть следующим: "Существительные бывают м., ж., ср. рода. Слово озеро - ср.рода, значит, в ответе буква "с".
Соответственно выясняется падеж, окончание и т.д. в следующих схемах, по порядку соединяются полученные буквы - ответы. В данном случает искомое слово - "сверкать".
В следующем приеме органически сочетаются самые разнообразные виды деятельности: нетрадиционный фонематический разбор слова по составу, работа по орфографии и т.п., в процессе которых совершенствуется орфографический навык, осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются объем и сосредоточенность внимания, оперативная память. Например, учащимся сообщается: "Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы назовете, если правильно выполните мои задания по определению букв искомого слова.
Задание 1.
Первая буква искомого слова является согласной третьего слога в слове "солома"
Задание 2.
Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в слове "песок"
Задание 3
Третья буква обозначает парный глухой мягкий согласный в слове "вернуть"
Задание 4
Четвертая буква является последней в корне слова "север"
Задание 5
Пятая буква - это окончание в слове "яблоко"
(искомое слово - "метро")
Дополнительным преимуществом приемов этой группы является то, что их использование углубляет знание и умение учащихся по изучаемым темам русского языка и не требует непредусмотренных временных затрат, поскольку эти упражнения есть не, что иное, как нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматического разбора творческих работ, которые просто переносятся из одного структурного этапа урока в другой.
Четвертая группа упражнений предусматривает использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. В зависимости от того, с каким предметом осуществляется связь, здесь так же возможны разные варианта. Пример задания на использование знаний по математике: "Посмотрите на изображенные квадрат и шифр к нему:
1 6 7 8 9 Шифр: 16 (1-я буква)
2 л в к ж 36 (2-я буква)
3 б а д ь 14 (3-я буква)
4 у ф м и 21 (4-я буква)
5 п г т о 40 (5-я буква)
27 (6-я буква)
Если вы определите, какое математическое действие надо осуществить с цифрами квадрата для выявления букв и правильно произведете необходимые вычисления, то узнаете новое слово из "словарика", с которым мы познакомимся на уроке. С помощью какого действия вы узнали буквы слова? Какое это слово? (искомое слово - "кивать")
Задание на использование первичных знаний по геометрии.
Учитель дает установку: "Внимательно посмотрите на фигуры, изображенные на доске и на буквы в каждой из них:
О Ь Т Г Е Р
Постарайтесь запомнить фигуры и находящиеся в них буквы" (время предъявления 50 - 60 секунд, после чего фигуры и буквы убираются). Затем учитель показывает те же самые геометрические фигуры в той последовательности, в какой расположены буквы в слове. Ученики должны вспомнить, какие буквы находятся в геометрических фигурах, и составить искомое слово. Порядок показа фигур: треугольник, круг, ромб, многоугольник, квадрат, прямоугольник. (искомое слово - "гореть").
Задание на использование знаний по изобразительному искусству. На доске изображаются квадраты разных цветов
желтый | | голубой | | красный | | зеленый | | оранжев | | синий | | фиолет |
М | | А | | К | | Б | | О | | Й | | Н |
Каждому квадрату соответствует определенная буква. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово из "словарика" (искомое слово - "комбайн").
Использование приемов данного типа наряду с осуществлением межпредметных связей стимулирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.
Для дальнейшего увеличения учебной инициативы и повышения интеллектуальной активности детей применяются упражнения пятой группы. Они предусматривают нахождение нового словарного слова и формирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале или выявления закономерности образования нового слова. Как и в упражнениях первых четырех групп, здесь реализуется принцип постепенного уменьшения уточняющих указаний учителя.
Сначала предлагаются задания такого типа: "Вы сможете назвать новое слово из "словарика", с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах
м...г...зин - прод...вец
б...льница - врач...
т...атр - ...ктер
космический к...рабль - ?
Какая смысловая связь имеется между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?"
Примерные ответы детей: "В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе слово связанную с ним основную профессию. в магазине - продавец, в больнице - врач, в театре - актер, на космическом корабле - космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт."
Очередное задание может выглядеть следующим образом: "Внимательно посмотрите на данную запись:
в...сна город н...род
тр...ва угон ?
Назовите слово из "словарика", с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово? Как вы его определили?"
Ответ детей: "Это слово "вагон". Чтобы его определить мы узнали, каким способом образовано слово нард. Для его составления были использованы последние слоги первых двух слов верхней строки. Значит, искомое слово надо составить из последних слогов слов нижней строчки".
При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связанная аргументированная речь. Школьники не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
11