Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
РХ Аграрный техникум
Лохтина В.В.
мастер производственного обучения
Доклад
«Новые приоритеты в подготовке торговых работников»
Мой двадцатилетний опыт работы в техникуме, позволяет сделать вывод, что самая эффективная и качественная подготовка квалифицированного специалиста возможна только в условиях производственного труда, приближённого к реальному производству.
В техникуме работаю мастером производственного обучения по профессии «Продавец, контролёр-кассир» Своей главной задачей, как и другие мастера производственного обучения техникума, ставлю, подготовку специалиста. Ежегодно в техникум приходит 90% выпускников общеобразовательных школ с неполным средним образованием с одной целью – побыстрее освоить профессию и получить среднее (полное) образование. От 60; до 70% абитуриентов составляют обучающиеся, полностью утратившие интерес к учёбе, не владеющие навыками учебного труда. Поэтому основной задачей нашего педагогического коллектива является, формирование у первокурсников положительной мотивации к обучению.
В настоящее время, у меня первый курс, группа обучающихся в составе 26 человек. Выдать такому количеству обучающихся производственные задания и провести эффективно учебный процесс довольно сложно. Поэтому, я практикую методику работы в «малых группах». Удаётся мне это благодаря хорошей учебной базе в техникуме. В техникуме имеется учебно-производственный магазин, два кафетерия (один из них в общежитии). Продолжают создаваться условия для обучения обучающихся информационным технологиям с применением приоритетов в подготовке торговых работников.
Какой продавец нужен современной торговле?
Многие уверены, что достаточно приятной внешности, коммуникабельности, желания торговать. Однако в торговой отрасли продолжает оставаться очень высокой текучесть , причиной которой является недостаток квалифицированных кадров.
Торговая профессия стала массовой. Сертификация услуг розничной торговли предусматривает определённые требования к обслуживающему персоналу, главным из которых является профессиональная подготовка и соответствие квалифицированным характеристикам. Поэтому педагогический коллектив старается решить задачи удовлетворения нашего района в квалифицированных специалистах, способных профессионально заниматься торговлей и сбытом в современных экономических условиях. На сегодняшний день количество обучающихся, овладевающих повышенным уровнем квалификации, составляет в училище 71 %, благодаря высококвалифицированным преподавателям и мастерам производственного обучения.
Выпускники техникума востребованы на рынке труда. Практически в каждом магазине нашего поселка работают выпускники техникума. Чтобы выпускники техникума легче адаптировались в непростых рыночных условиях, необходимо вооружать их экономическими знаниями с ориентацией на осваиваемые профессии, специальности.
В этих целях в программу подготовки введены экономические дисциплины, более трети учебных часов отвели практическим занятиям в форме деловых игр, построенных на конкретных ситуациях, составлении расчетов основных экономических показателей, планов деятельности предприятий различных форм собственности. Особый интерес для обучающихся представляет сбор данных в рамках изучаемой темы о предприятиях, расположенных в районе, в том числе о заработной оплате и премировании работников, о фондах, образованных из прибылей предприятий, об их Уставах, способах повышения производительности труда, роста доходов и т.д. Под руководством преподавателей и мастеров обучающиеся составляют Бизнес-планы.
При изучении будущими продавцами факультативного курса «Основы предпринимательской деятельности», теоретический материал закрепляется циклом практических работ.
Очень важно создавать условия для обучения с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс. С этой целью в учебные планы включены дисциплины, формирующие экономическое, рыночное мышление, компьютерную грамотность и профессиональную культуру обучающихся.
В техникуме учебно-производственные помещения оснащены современным торговым оборудованием, кассовой техникой, компьютерами.
Учебная программа является моделью будущей профессиональной деятельности. Педагогический коллектив уделяет большое внимание содержанию образования. Общеобразовательная подготовка и профессиональное обучение тесно связаны друг с другом.
На вводном инструктаже стараюсь максимально подготовить обучающихся к практической работе, обращая внимание на связь теоретических знаний с практикой. Учебные упражнения позволяют закрепить приобретенные умения, сформировать профессиональные навыки. Особое внимание уделяю самостоятельной работе обучающихся. Создаю в процессе производственного обучения такие ситуации, чтобы обучающиеся имели возможность творчески подойти к решению нестандартных производственных задач.
В техникуме хорошо налажена внебюджетная деятельность и все профессии тесно связаны друг с другом. Например, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер», выпускают продукцию (выпечку, кондитерские изделия), реализуют ее обучающиеся по профессии «Продавец».