Введение
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.
Наша работа по изучению психических процессов учащихся, таких как внимание и память, началась еще 5 лет назад. В 7 и 8 классах нами проводилось исследование концентрации внимания у учащихся, в 9 классе мы изучили особенности памяти и дали рекомендации, а в этом учебном году мы решили изучить особенности мышления одноклассников.
Для меня, как для учащегося 11 класса, данная тема является особо актуальной и значимой. Ведь успешное прохождение государственной итоговой аттестации и дальнейшее обучение во многом зависит от того, насколько сформирован познавательный компонент, в состав которого входит внимание, память и мышление. Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.
Итак, целью нашей работы стало исследование особенностей мышления у учащихся 11 класса.
Объект исследования: мышление человека.
Предмет исследования: продуктивность и типы мышления учащихся.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Провести исследования по методике ШТУР-2.
Выделить типы мышления у тестируемых.
Определить продуктивность мышления.
Выявить склонность к определенной области знаний у учащихся.
В качестве гипотезы выдвинута идея о том, что высокий уровень мышления влияет на качество успеваемости.
Глава 1.Мышление - основа жизнедеятельности человека.
1.1 Виды и формы мышления
Откуда берутся мысли и куда уходят, как происходит процесс мышления- это одна из величайших загадок вселенной, которую носит в себе каждый человек. Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности [8].
Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:
-конкретно-действенное, или практическое,
-конкретно-образное
- абстрактное.
Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических [3].
Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями.
Основная задача практического мышления - подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований.
Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга, в первую очередь, по характеру тех понятий, которыми мышление оперирует. Эмпирическое мышление оперирует интуитивными и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.
Продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Репродуктивное - это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи.
Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и, наконец, его процесс осознается в минимальной степени.
Наглядно-действенное - мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.
Наглядно-образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.
Словесно-логическое мышление - высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами[4].
При этом Рубинштейн подчеркивал, что ни в коем случае нельзя недооценивать каждый из этих видов мышления. «У человека существует единый интеллект. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, в которых совершается мыслительный процесс, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания» [6].
Господствующая в современной зарубежной психологии общая концепция развития наложила глубокий отпечаток и на господствующее в ней понимание развития мышления. Типичным для понимания путей развития мышления у ряда таких крупных исследователей детского мышления, как
К. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже и другие, является соединение идеализма в трактовке природы мышления с биологизмом в понимании «движущих сил» его развития[3].
В развитии мышления выделяется ряд будто бы независимых от содержания формальных структур, сменяющих друг друга по мере взросления ребенка. Их последовательность предопределена биологическими закономерностями возрастного созревания.
1.2.Индивидуальные особенности мышления детей старшего школьного возраста
На среднем и старшем этапах обучения, то есть в подростковом и юношеском возрастах, активно идет процесс как личностного, так и познавательного развития. Уже в подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой мышления.
Центром когнитивного развития старшеклассников является становление словесно-логического мышления В этом возрасте они переходят к высшим уровням абстрактного мышления, способны осознанно овладевать логическими операциями (анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, конкретизацией, обобщением).
Мышление в ранней юности становится системным и продуктивным, что способствует систематизации знаний. Существенную роль в нем играют гипотезы. У старшеклассников формируются такие индивидуальные особенности мышления:
а) глубина - способность выделять существенные признаки при изучении нового материала и решении задач, обобщать их, вникать в сущность изучаемого;
б) гибкость - умение преодолевать барьер прошлого опыта , отходить от привычных путей рассуждения, решать противоречие между имеющимися знаниями и требованиями проблемной ситуации, отыскивать оригинальные способы решения проблемы;
в) широта - возможность удерживать в памяти совокупность выделенных существенных признаков, действовать в соответствии с ними, не поддаваясь на провокационные воздействия внешних, случайных признаков;
г) осознанность - способность передавать в словах, графиках, схемах, моделях цель и результат мышления;
г) самостоятельность - умение самостоятельно ставить цели, выдвигать гипотезы, решать проблемы;
д) чувствительность к помощи - способность учитывать результаты мышления других людей, воспринимать подсказку;
е) критичность - объективная оценка своих и чужих мыслей;
ж) экономность - способность решать кратчайшим путем, отсутствие непроизводительных суждений, которые не приближают к решению, а порождают новые проблемы[9].
Эти индивидуальные особенности мышления характеризуют уровень его развития и производительность. Поэтому усилия педагогов должны быть направлены на создание условий для овладения учащимися старших классов логических ими операциями и развития указанных особенностей мышления.
В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.
Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения[5].
Дальше всех в исследовании соотношения обучения и развития продвинулся Л.С. Выготский.
Выготский признавал, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития.Он ввел в психологию представление о 2 уровнях психического развития, без знания которых в каждом конкретном случае невозможно найти верное отношение между ходом умственного развития и возможностями обучения. Актуальный уровень развития это тот уровень развития мышления, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития. Именно этот уровень развития можно определить с помощью стандартных тестов интеллектуального развития. Однако уровень актуального развития не позволяет нам говорить о том, как, насколько интенсивно будет развиваться мышление ребенка в дальнейшем и насколько эффективным окажется его обучение.
В своей работе «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» Лев Семенович Выготский пишет: «Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день» [2].
«Обучение с этой точки зрения не есть развитие, но правильно организованное обучение ребенка ведет за собой умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение - внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека»[2].
То есть именно в процессе обучения в школе, а именно, в процессе осуществления учебной деятельности, происходит формирование мышления подростка.
Большое внимание особенностям влияния мотивационной сферы на особенности учебной деятельности уделяла Л. И. Божович. Ее исследования показали, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако это стремление к взрослости, как правило, сталкивается в реальной жизни с невозможностью ее реализовать. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя «это будущее представляется ему еще очень туманно»[1].
Глава2.
Исследование индивидуальных особенностей мышления у учащихся старшего школьного возраста
Цель: определить индивидуальные особенности мышления учащихся старшего школьного возраста, выявить их влияние на успеваемость.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
1. определить доминирующий тип мышления;
2. определить приоритетные области знаний;
3. определить познавательную активность;
4. сравнить индивидуальные особенности мышления с успеваемостью.
Организация исследования: для проведения данного исследования были выбраны 8 учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы с различным уровнем успеваемости.
В ходе исследования была проведена методика ШТУР-2( Школьный тест умственного развития),(Авторы: К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.И. Борисова, В.Г. Зархин, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, A.M. Раевский) [4].
Тест состоит из шести субтестов:
№ | Субтесты | Число заданий в субтесте | Время выполнения /в минутах/ |
1. | Осведомленность | 40 | 12 |
2. | Аналогия | 25 | 10 |
3. | Классификация | 20 | 7 |
4. | Обобщение | 19 | 8 |
5. | Числовые ряды | 15 | 7 |
6. | Пространственные представления | 10 | 10 |
| Всего | 129 | 54 |
Субтесты на общую осведомленность включают в себя понятия научно-культурного и общественно-политического характера, а субтесты Аналогии, Классификации, Обобщения - основные понятия из школьного курса физики, математики, литературы, русского языка, истории, географии и биологии. Задания на пространственное мышление построены на материале геометрии и черчения. В конце руководства даны номера заданий, относящихся к тому или иному циклу знаний или школьному предмету.
Показатели теста подвергается количественно-качественной обработке, при этом возможен как индивидуальный, так и групповой анализ полученных данных. Все показатели субтестов суммируются, и получается общий балл по тесту. Поскольку субтесты имеют разное количество заданий, то результаты их выполнения переводятся в проценты. По замыслу тест в полном его составе принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается количество заданий реально выполненных испытуемым. Максимальное число баллов, которое можно получить по тесту равно 148. Этот показатель принимается за 100%. Низкий уровень выполнения заданий- менее 40%,высокий-более 80%.
Авторы отмечают, что не менее важно провести более углубленный анализ результатов для того, чтобы проанализировать успешность выполнения разных субтестов, что позволит выявить специфику умственного развития учащегося, его индивидуальную структуру[4].
ШТУР-2 построен на материале разных учебных циклов (общественно-гуманитарном, естественнонаучном, физико-математическом), также включает задания невербального характера, особый интерес представляет такой анализ, который дает возможность выявить у школьника предпочтения при работе с определенным содержанием.
Субтест Аналогии.
№ | Циклы | Форма | Номера заданий |
1. | Общественно-гуманитарный | А | 41,45,47,50,51,53,54, 57,60,61 |
2. | Естественнонаучный | А | 43,46,48,49,55,58,62,64 |
Б | 44,45,46,56,60,61,63,64 |
3. | Физико-математический | А | 42, 44, 52, 56, 59, 63, 65 |
Б | 41,48,50,52,55,57,62 |
Субтест Классификации.
№ | Циклы | Форма | Номера заданий |
1. | Общественно-гуманитарный | А | 66, 69, 70, 74, 75, 77, 80, 83,84 |
2. | Естественнонаучный | А | 68, 71,72,76,79,82,85 |
Б | 67, 74, 75, 77, 78, 79, 85 |
3. | Физико-математический | А | 67,73,78,81 |
Б | 69, 70, 76, 82 |
Субтест Обобщения.
№ | Циклы | Форма | Номера заданий |
1. | Общественно-гуманитарный
| А | 88, 89, 95, 96, 99, 102, 103 |
Б | 91,95,96,98, 100, 102,104
|
2. | Естественнонаучный | А | 86,87,91,92,94,98, 100, 104 |
3. | Физико-математический | А | 90,93,97, 101 |
Б | 87, 89, 93, 94 |
Итак, количественно-качественный анализ результатов ШТУР-2 дает возможность с разных сторон оценить умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся(Приложение 4).
Также была проведена методика Г.В.Резапкиной "Типы мышления",которая позволяет определить учащимся свой тип мышления.
Отвечали на вопросы и ставили "+" или "-". Затем подсчитывали число плюсов в каждой из пяти колонок. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — высокий) (Приложение5).
1. Предметно-действенное мышление
2. Абстрактно-символическое мышление
3. Словесно-логическое мышление
4. Наглядно-образное мышление
5. Креативное мышление [4].
Проанализировав, результаты проведенных методик и сравнив их с успеваемостью, мы пришли к следующим выводам:
У учащихся , владеющих более эффективными методами хранения и извлечения информации, формируются более полные базы знаний.
В подростковом возрасте происходит качественная перестройка мыслительных операций, заключающаяся в переходе от наглядно - чувственной опоры к абстрактно - логической. Этот процесс является неравномерным, т.е. разные мыслительные операции переходят на понятийный уровень в разные сроки и с неодинаковой скоростью. Поэтому особенностью умственного развития подростков является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Если проанализировать наши результаты, то можно увидеть что лучше выполнялись задания, выявляющие наличие общей осведомленности, там был высокий уровень выполнения заданий (78%) и хуже те задания, где нужно использовать мыслительные приемы, помогающие осмыслить полученную информацию, логически ее обработать. Кроме того, одинаково невысокий результат получен при выполнении заданий невербального характера - это пространственные представления(34%). Среди мыслительных операций наименее сформировано обобщение понятий (47%).Если сравнить % выполнения заданий с учебным средним баллом, то можно увидеть, что ребята с более высоким учебным баллом, имеют хорошие результаты, что подтверждает нашу гипотезу(Приложение1).
Поскольку ШТУР-2 построен на материале разных учебных циклов (общественно-гуманитарном, естественнонаучном, физико-математическом), также включает задания невербального характера, особый интерес представляет такой анализ, который дает возможность выявить у школьника предпочтения при работе с определенным содержанием(Приложение 2).
Это может быть как результатом проявления определенных склонностей к данной области знаний, так и результатом предшествующей подготовки учащегося, полученной вне школы или влиянием педагога.
Полученные результаты очень важны для определения предметов для успешной сдачи ЕГЭ и выбора дальнейшего трудоустройства.
Анализируя типы мышления, можно выявить что у 58% учащихся наиболее развито наглядно-образное мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов (Приложение 3).
Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности, что для нас в настоящее время актуально.
Заключение.
Подводя итог нашей работы можно сказать, что цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты.
Приведенные выше факты и исследования, констатируют тот факт, что мышление у людей различно.
В подростковом возрасте под влиянием обучения к ученику приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. Мышление становится абстрактным, логическим; выпускника интересуют теоретические рассуждения, он сам дает оценку своим способностям. [7].
Обработка данных показывает, что особенностью умственного развития учащихся является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Активное развитие их происходит в результате выполнения специальных упражнений, чтения, письменной речи, многократного повторения, выступления.
Литература
1 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, [текст] / Л.И. Божович, СПб.: ПИТЕР, 2008-25с.
2. Выготский Л.С. О практическом мышлении подростка, [текст] /
Л.С. Выготский Москва: Педагогика, 2004- 432 с.
3 Леонтьев,А.Н. Психологические вопросы сознательности учения, [текст] / А.Н. Леонтьев -Москва:Просвещение,2001- 132с.
4.Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей подросткового возраста , [текст] / Г.П Логинова. Москва.: МГППУ, 2002-78с.
5.Роминых В.П.Лабораторный практикум по общей и социальной психологии, [текст] / В.П.Роминых - Москва: Смысл, 2002 -218с.
6.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии, ,[текст] / С.Л. Рубинштейн- Москва: АСТ, 2000-95с.
7.Хорошевский,Н.И.Современные методы развития памяти и тренировки памяти и мышления, ,[текст] / Н.И. Хорошевский- Москва: Смысл, 1999-252с.
8. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/myshlenie.html
9.http://uchebnikionline.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/rozvitok_piznavalnoyi_sferi_ranniy_yunosti.htm
Приложение 1
Таблица 1Качественный анализ субтестов
№ | Фамилия уч-ся | Об щая осведом лен ность % | Умо зак лючение по ана ло гии, % | Класси фикация% | Обоб щение % | Число вые зако номерности ,% | Пространственное мышление, % | Сред ний учеб ный балл | |
1 | Белозеров А. | 68 | 56 | 60 | 34 | 47 | 30 | 3,1 |
2 | Белус В. | 83 | 84 | 70 | 40 | 67 | 30 | 3,5 |
3 | Иванов О. | 73 | 72 | 50 | 37 | 53 | 20 | 3,6 |
4 | Василевский В | 83 | 84 | 65 | 53 | 73 | 30 | 4,1 |
5 | Сафронова Т. | 78 | 52 | 60 | 52 | 67 | 30 | 4,4 |
6 | Скатова В. | 88 | 84 | 60 | 41 | 67 | 60 | 4,3 |
7 | Яковлев Д. | 90 | 84 | 60 | 79 | 57 | 50 | 4,6 |
8 | Федорова Т. | 65 | 60 | 60 | 37 | 67 | 20 | 4,1 |
| Среднее значение | 78 | 72 | 61 | 47 | 62 | 34 | 4,0 |
![]()
Диаграмма 1 "Качественный анализ субтестов"
Приложение 2
Таблица 2 Сформированность мышления по предметным направлениям
№ | Фамилия учащихся | Общественно-гуманитарное направление,% (26 заданий) | Естественно научное направление,% (23 задания) | Физико-математичес кое направление,% (15заданий) |
1 | Белозеров А. | 62 | 57 | 67 |
2 | Белус В. | 81 | 74 | 60 |
3 | Василевский В. | 76 | 78 | 93 |
4 | Иванов О. | 62 | 65 | 67 |
5 | Сафронова Т | 73 | 65 | 40 |
6 | Скатова В. | 81 | 83 | 67 |
7 | Яковлев Д. | 76 | 83 | 93 |
8 | Федорова Т. | 73 | 74 | 47 |
| Среднее значение | 73 | 71 | 63 |
![]()
Диаграмма 2 "Сформированность мышления по предметным направлениям "
Приложение 3
Таблица 3 "Преобладающий тип мышления"
№ | Фамилия учащихся | Наглядно-образное | Предметно-действенное | Словесно-логическое | Креатив ное |
1 | Белозеров А. | + | | | |
2 | Белус В. | + | | | |
3 | Василевский В. | | | | + |
4 | Иванов О. | + | | | |
5 | Сафронова Т | | + | | |
6 | Скатова В. | | | + | |
7 | Яковлев Д. | + | | | |
8 | Федорова Т. | | | | |
| Среднее значение | 58% | 14% | 14% | 14% |
![]()
Диаграмма 3 "Преобладающий тип мышления"
Приложение 4
ЗАДАНИЯ К ТЕСТУ ШТУР-2
Инструкция к набору заданий № 1
В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти приведенных слов вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Например:
Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и...?
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.
Набор заданий № 1
Начальные буквы имени и отчества называются...
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.
2. Гуманный — это...
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.
Система взглядов на природу и общество есть...
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.
Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и...
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.
5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется ...
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада — это...
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания — это...
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.
8. Отсутствие живого активного интереса к окружающему — это...
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.
10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет...
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...
а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.
12. Этика — это учение о...
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.
13. Противоположностью понятия «идентичный» будет...
а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах — это...
а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.
15. Оппозиция — это...
а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.
16. Цивилизация — это...
а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и...
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.
18. Коалиция — это...
а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и...
а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.
Инструкция к набору заданий № 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним. Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово. Например:
Век — а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ – СТОЛЕТИЕ.
.Набор заданий № 2
1. Прогрессивный —
а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.
2. Аннулирование —
а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.
3. Идеал —
а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.
4. Аргумент —
а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.
5. Миф —
а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.
6. Аморальный —
а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.
7. Анализ —
а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.
8. Эталон —
а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.
9. Сферический —
а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.
10. Социальный —
а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.
11. Гравитация —
а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.
12. Сентиментальный —
а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.
13. Экспорт —
а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.
14. Эффективный —
а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) острый.
15. Мораль —
а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.
16. Модифицировать —
а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.
17. Радикальный —
а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.
18. Негативный —
а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.
19. Субъективный —
а) практический, б) общественный, в) личный, г) скрытый.
20. Аграрный —
а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.
Инструкция к набору заданий № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Это слово вам следует подчеркнуть.
Например:
Песня : композитор = самолет : …
а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.
Правильный ответ — КОНСТРУКТОР.
Набор заданий № 3
1. Глагол : спрягать = существительное : …
а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.
2. Холодно : горячо = движение : …
а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.
3. Колумб : путешественник = землетрясение : …
а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление.
4. Слагаемое : сумма = сомножитель : …
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.
5. Рабовладельцы : буржуазия = рабы : …
а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.
6. Папоротник : спора = сосна : …
а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.
7. Стихотворение : поэзия = рассказ : …
а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.
8. Горы : высота = климат : …
а)рельеф, б)температура, в)природа, г)географическая широта, д)растительность.
9. Растение : стебель = клетка : …
а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.
10. Богатство : бедность = крепостная зависимость : …
а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) первенство, г) частная собственность, д) феодальный строй.
11. Старт : финиш = пролог : …
а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.
12. Молния : свет = явление тяготения : …
а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) земля.
13. Первобытнообщинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй :
а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) феодализм.
14. Роман : глава = стихотворение : …
а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.
15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : …
а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : …
а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.
17. Роза : цветок = капиталисты : …
а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон : …
а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба.
19. Прямоугольник : плоскость = куб : …
а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.
20. Война : смерть = частная собственность : …
а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.
21. Числительное : количество = глагол : …
а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.
22. Север : юг = осадки : …
а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат.
23. Диаметр : радиус = окружность : …
а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.
24. Эпителий : ткань = аорта : …
а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.
25. Молоток : забивать = генератор : …
а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.
Инструкция к набору заданий № 4
Вам даны 5 слов, 4 из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово. Например: а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.
а, б, г, д — обозначают посуду, в — мебель, поэтому оно подчеркнуто.
Набор заданий № 4
1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.
2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.
3. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.
4. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.
5. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рабочий, д) повесть.
6. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.
7. а) дождь, б) снег, в) иней, г) град.
8. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.
9. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.
10. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.
11. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.
12. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное искусство.
13. а) длина, б) метр, в) масса, г) объем, д) скорость.
14. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.
15. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.
16. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.
17. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.
18. а) товар, б) деньги, в) город, г) ярмарка, д) натуральное хозяйство.
19. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказки, д) иносказание.
20. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.
Инструкция к набору заданий № 5
Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки. Напишите свой ответ рядом с предлагаемой парой слов. Например: Ель, сосна.
Правильным ответом будет: ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Эти слова надо написать рядом с предложенной парой слов. Если ответ будет просто «деревья», без пояснения «хвойные», оценка будет ниже.
Дождь, град — осадки.
Азия, Африка ––
Ботаника, зоология —
3. Феодализм, капитализм —
4. Сказка, былина —
5. Газ, жидкость —
6. Сердце, артерия —
7. Копенгаген, Манагуа —
8. Атом, молекула ––
9. Жиры, белки —
10. Наука, искусство —
11. Стойкость, мужество —
12. Ампер, вольт —
13. Канал, плотина —
14. Мозаика, икона —
15. Облачность, осадки —
16. Сумма, произведение —
17. Иносказание, описание —
18. Классицизм, реализм —
19. Цунами, ураган —
Инструкция к набору заданий № б
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.
Например: 2 4 6 8 10...
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому следующее число будет 12. Его нужно записать.
1. 6 9 12 15 18 21...
2. 9 1 7 1 5 I...
3. 2 3 5 6 8 9...
4. 10 12 9 11 8 10...
5. 1 3 6 8 16 18...
6. 3 4 6 9 13 18...
7. 15 13 16 12 17 11...
8. 1 2 4 8 16 32...
9. 1 2 5 10 17 26...
10. 1 4 9 16 25 36...
11. 1 2 6 15 31 56...
12. 31 24 18 13 9 6...
13. 174 171 57 54 18 15...
14. 54 19 18 14 6 9...
15. 301 294 49 44 11 8…
Инструкция к набору заданий № 7 Задания 120—124
Слева представлены геометрические фигуры. Справа расположены части геометрических фигур. Вам нужно определить, из какого сочетания частей а, б, в или г можно собрать заданную геометрическую фигуру.
Инструкция к набору заданий № 8 Задания 125— 129
Вам предлагаются развертки фигур (слева) и объемные геометрические фигуры, (справа). Вам нужно определить, какую из четырех фигур, представленных на рисунке под буквами а, б, в, г можно сделать из данной развертки.


Приложение 5
МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)
Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышлений. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет •— минус.
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
19.Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику}.
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24 .Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
П-Д | А-С | С-Л | Н-О | К | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — высокий).
1.Предметно-действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры.'Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов,' танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3.Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли идонести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4.Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5.Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения, Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
25